ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Демонстрация потребления алкоголя - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № А82-13094/20 от 08.07.2021 АС Ярославской области
реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. В пункте 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции. В пункте 3 части 2 статьи 21 Закона о рекламе установлен прямой запрет на рекламу алкогольной продукции в теле- и радиопрограммах, при кино- и видео- обслуживании. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды пришли к выводу о том, что в видеоролике продемонстрирован сюжет, который явно ассоциируется с распитием алкогольных напитков. Следовательно, суды обоснованно признали спорную рекламу ненадлежащей. Ссылка Общества на употребление безалкогольных напитков не имеет правового значения, поскольку действия, демонстрируемые в рекламном ролике, с учетом обстановки, в которой развивается сюжет, прямо связаны с употреблением алкоголя . Мнение заявителя об обратном, по существу, свидетельствует о несогласии с произведенной судами оценкой доказательств и установленными судом фактическими обстоятельствами. Довод заявителя о
Решение № А73-1426/14 от 03.04.2014 АС Хабаровского края
не допускается демонстрация процесса потребления алкогольной продукции и предъявляет общие требования к любой рекламе, в том числе, когда объектом рекламирования не являются сами алкогольные напитки. Судом не принимается довод заявителя о том, что объектом рекламирования алкогольная продукция не является — рекламируется интерьер ресторанов и кафе. На расставленных на столах бутылках наименование продукции не читается, сам факт распития спиртных напитков не происходит. Дав оценку рекламным конструкциям, в частности — «Свадебный дом Беатриче», учитывая, что действие происходит за празднично сервированным столом, в руках изображенных находятся наполненные бокалы «Флюте» (высокий тонкий бокал на длинной ножке, применяющийся для шампанского и игристых вин), изображенные на фото чокаются, суд приходит к выводу о том, что в рекламной конструкции имеется факт демонстрации процесса потребления алкогольной продукции. Отсутствие непосредственного потребления (пития) алкогольного напитка не имеет правового значения и не влияет на содержание рекламной конструкции, поскольку в законе не говорится о запрете демонстрации только непосредственного пития алкоголя , как
Решение № А73-1660/08 от 18.03.2008 АС Хабаровского края
в части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Пункт 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» содержит требование, в соответствии с которым в рекламе не допускается демонстрация процесса потребления алкогольной продукции и предъявляет общие требования к любой рекламе, в том числе, когда объектом рекламирования не являются сами алкогольные напитки. Судом признается несостоятельным довод Общества относительно того, что в размещенной в эфирах телевизионных каналов «СТС» и НТВ» видеорекламе магазина ювелирных изделий «Алмаз», у потребителя рекламы не могло возникнуть явной ассоциации распития спиртных напитков, а также не было непосредственного факта потребления (пития) алкоголя , что, по его мнению, является обязательным признаком законченности процесса потребления. Дав оценку содержанию рекламного видеоролика, с учетом обстановки, в которой разыгрывался рекламный сюжет, действий актеров, а именно, действие происходит в учреждении общественного питания (кафе, ресторане) за празднично-сервированным столом, в руках героев
Решение № А73-6802/2010 от 08.07.2010 АС Хабаровского края
ООО «КАСПИ» о том, что на фотографиях, размещенных в спорной рекламе, люди не держат бо­калы у рта, следовательно, не пьют спиртные напитки. В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается демонстрация процессов потребления алкогольной продукции. Указанная норма уста­навливает запрет на демонстрацию процесса потребления алкогольной продук­ции, где согласно толковому словарю СИ. Ожегова (С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка» 4-е издание, дополнитель­ное, Москва. 1999, стр.627) «процесс - это ход, развитие какого-либо явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь», «потреблять -пользовать для удовлетворения потребностей, расходовать». Таким образом, под демонстрацией процесса потребления алкогольной продукции следует понимать совершение таких действий, которые непосредст­венно направлены на фактическое употребление алкоголя , при этом это может быть выражено как одним действием, так и цепью логически следующих дейст­вий, направленных на фактическое употребление алкогольной продукции. В указанной рекламе демонстрация процесса потребления алкогольной продукции выражается в наличии у людей, сидящих в кафе