ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Досудебный порядок оспаривания требования об уплате налога - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № А49-10863/20 от 19.04.2021 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
взыскания с него налога. При этом в ст.79 НК РФ отсутствует положение о возможности обращения налогоплательщика в суд о возврате излишне взысканного налога только при условии соблюдения досудебного порядка урегулирования вопроса о возврате излишне взысканных сумм. Не установлен такой порядок и иным федеральным законом. Подача заявления о возврате излишне взысканных платежей в налоговый орган является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Таким образом, в рассматриваемом случае непредставление предпринимателем доказательств соблюдения обязательного досудебного порядка в части оспаривания требований об уплате налога (страховых взносов) не могло препятствовать рассмотрению по существу имущественного требования о возврате налога (страховых взносов). ИП ФИО1, обращаясь в арбитражный суд с имущественным требованием о возврате из бюджета уплаченных на основании требований налогового органа налога и страховых взносов, воспользовалась своим правом на судебную защиту, при этом уплатив государственную пошлину, следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали основания для возврата заявления. Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской
Решение № А75-11125/2022 от 22.09.2022 АС Ханты-Мансийского АО
истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком. Поскольку предпринимателем не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора при оспаривании требования № 52370, заявление в указанной части подлежит оставлению без рассмотрения. При разрешении спорного правоотношения в части оспаривания решения налогового органа суд полагает обоснованным руководствоваться следующим. Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов , если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена
Решение № А74-5592/14 от 07.04.2015 АС Республики Хакасия
2014 года, в связи с чем предприниматель имел право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования от 14 августа 2014 года № 23686 об уплате налога, пени, штрафа только после обжалования указанного требования в вышестоящий налоговый орган. Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, досудебный порядок обжалования требования от 14 августа 2014 года № 23686 об уплате налога, пени, штрафа предпринимателем не соблюден. С учетом изложенного на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление предпринимателя в части оспаривания требования от 14 августа 2014 года № 23686 об уплате налога , пени, штрафа подлежит оставлению без рассмотрения. Заявитель, ссылаясь на пункт 63 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», полагает, что оспариваемое требование подлежит обязательному досудебному обжалованию только
Постановление № 08АП-10708/2015 от 19.10.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда
Снаб» досудебного порядка обжалования решения налогового органа (подача апелляционной жалобы заявителем в инспекцию для направления в вышестоящий налоговый орган 07.07.2014). Таким образом, в случае несогласия ООО «Мега Транс Снаб» с дополнительно начисленными суммами налогов, пени и привлечением к налоговой ответственности решением налогового органа от 23.06.2014 № 2.10-15/2257, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 71 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», общество вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением об оспаривании данного решения налогового органа. Касаемо требований, заявленных обществом в рассматриваемом заявлении, суд апелляционной инстанции отмечает следующее. Ранее указывалось, что заявителем оспариваются: - действия налогового органа, выразившихся в отказе направить апелляционную жалобу на решение от 23.06.2014 № 2.10-15/2257 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения на рассмотрение в вышестоящий налоговый орган; - требование № 2285 об уплате налога ,
Постановление № Ф03-4898/2022 от 05.10.2022 АС Дальневосточного округа
22.06.2021 № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» в силу абзаца третьего части 5 статьи 4 АПК РФ для экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора перед обращением в арбитражный суд является обязательным, в частности, об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц, принятых ими при реализации полномочий, установленных законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 138 НК РФ). С учетом содержания приведенных норм суды правильно указали на то, что обязательному досудебному обжалованию подлежат все акты налогового органа ненормативного характера, к которым также относится требование об уплате налога . Как установлено судами и следует из материалов дела, в адрес заявителя налоговым органом направлено требование № 2327 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017,
Апелляционное определение № 2А-85/2022 от 26.07.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)
исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (пункт 2). Таким образом, вышеназванным законодательством установлен обязательный досудебный порядок разрешения административного спора, возникающего между гражданином и налоговым органом. Как следует из материалов дела, предметом оспаривания по настоящему делу является требование № 3262 об уплате налога , сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 02 апреля 2021 года. При таких обстоятельствах, учитывая вышеуказанные положения закона, ФИО1 мог обратиться в суд с административным иском об оспаривании вышеуказанного требования только после выполнения вышеприведенных требований пункта 2 статьи 138 НК РФ, то есть только после обжалования вышеуказанного требования в вышестоящий налоговый
Определение № 2А-977/17 от 15.11.2017 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)
что при предъявлении в суд с иска по настоящему делу истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования административного спора, установленный федеральным законом для данной категории административных дел,, что является препятствием для рассмотрения дела судом. В связи с чем, административное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения на основании пунктом 1 части 1 статьи 196 КАС РФ. Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 196, статьями 198-199 КАС РФ, суд определил: административное исковое заявление ФИО2 к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ненецкому автономному округу об оспаривании требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу № 024S01170001960 от 09 января 2017 года, № 99388 от 06 июля 2017 года об уплате налога , сбора, пени, штрафа, процентов; оспаривании решений Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №