№ 190), в рамках которого Правительством Хабаровского края издано распоряжение от 09.08.2018 № 500-рп об утверждении заявки общества на внесение изменений в проект, которым утвержден перечень лесных участков, дополнительно выделяемых обществу для реализации проекта. Выделено пять участков общей площадью лесного фонда 69 922,1 га с ежегодным объемом изъятия древесины 37,9 тыс. куб. м. К 2019 году обществом внесены изменения в Концепцию инвестиционного проекта: объем потребляемого сырья увеличен до 359,7 тыс. куб. м, допустимый ежегодный объем изъятия древесины (расчетная лесосека) - до 174,5 тыс. куб. м. В дополнение к ранее заявленным семи участкам, по которым уже были заключены договоры аренды, указан перечень дополнительных пяти участков с совокупным объемом изъятия древесины 37,9 тыс. куб. м. Договоры аренды новых лесных участков заключены. Приказом Минпромторга России от 30.06.2019 № 2803 «О внесении изменений в приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов» на основании пункта 29 Порядка № 190 внесены соответствующие изменения в инвестиционный проект.
отведенного лесного фонда. Согласно сортиментно-товарным таблицам и лесотаксационным справочникам, с учетом разделения на дрова и деловую древесину, которая, в свою очередь, распределяется на крупную, среднюю и мелкую, производится материально-денежная оценка лесосеки. Ежегодныйобъем использования составляет 24 600 кубических метров, в том числе 3100 кубических метров - по хвойному хозяйству; 21 500 кубических метров - по лиственному хозяйству. Арендная плата рассчитана истцом в соответствии с условиями договора как произведение ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, утвержденных Постановлением N 310, с применением к ставкам платы повышающего коэффициента, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2914 N 947, и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке согласно лесным декларациям. Согласно второму абзацу пункта 9 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила N 474), лица, использующие леса
2.4 размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Согласно объяснениям сторон арендатору ежегодно предлагалось подписывать приложение № 4 «Сроки внесения арендной платы» на следующий год, устанавливающее размер годовой арендной платы, отличный от указанного в приложении № 4, подписанного при заключении договора. Из приложения к договору № 4 на 2013 год, предложенного к подписанию 24.01.2013, следует, что размер годовой арендной платы определен исходя из годового объема лесопользования, определенного в соответствии с Проектом освоения лесного участка (включая объемизъятия лесных ресурсов для создания лесной инфраструктуры - 0,3 тыс. куб. м), минимальных ставок арендной платы и ставок, превышающих минимальные (перечисляемые в региональный бюджет и определяемые посредством применения к минимальным ставкам конкурсного коэффициента). По состоянию на начало 2013 года (24.01.2013) размер годовой арендной
лесосеки. Исходя из изложенного суды отклонили довод Министерства о том, что уточнение размера арендной платы за пользование лесным участком противоречит предусмотренному в протоколе от 12.12.2011 № 1 о результатах аукциона окончательному размеру платы и влечет изменение договорного порядка определения цены по результатам торгов. Поскольку ежегодное приложение № 4 к договору от 23.12.2011 не предполагает изменение размера арендной платы, а обязывает общество вне зависимости от количества изъятия лесного ресурса вносить арендную плату за весь ежегодныйобъемизъятия , установленный проектом освоения лесов, суды пришли к выводу, что арендная плата, рассчитанная Министерством с учетом обязательного ежегодного объема использования лесов, зафиксированного в протоколе о результатах аукциона и в договоре аренды, внесена обществом в полном объеме, и отказали в удовлетворении иска. Между тем судами при рассмотрении спора не было принято во внимание следующее. Согласно пункту 4 статьи 71 Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской
отклонили довод Министерства о том, что предусмотренное приложениями № 4 к договору аренды уточнение размера арендной платы за пользование лесным участком противоречит предусмотренному в протоколе от 12.12.2011 № 1 о результатах аукциона окончательному размеру платы и влечет изменение договорного порядка определения цены по результатам торгов. Исходя из того, что приложения № 4 не предполагают изменение размера арендной платы, а обязывают Общество вне зависимости от количества изъятия лесного ресурса вносить арендную плату за весь ежегодныйобъемизъятия , установленный проектом освоения лесов, суды пришли к выводу, что арендная плата, рассчитанная Министерством с учетом обязательного ежегодного объема использования лесов, зафиксированного в протоколе о результатах аукциона и в договоре аренды, внесена Обществом в полном объеме, в связи с чем отказали в иске. В кассационной жалобе, направленной в Верховный Суд Российской Федерации, Министерство ссылается на нарушение судами при разрешении спора норм материального и процессуального права. При этом заявитель кассационной жалобы указывает, что суды
деревообрабатывающего предприятия», включенный в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов приказом Минпромторга России от 26.05.2017 №1673» утверждена заявка общества и перечень лесных участков, дополнительно выделяемых для реализации инвестиционного проекта: 5 участков общей площадью лесного фонда 69 922,1 га с ежегодным объемом изъятия древесины 37,9 тыс. куб. м (том 4 л.д. 26-36). В 2019 году общество внесло изменения в Концепцию инвестиционного проекта: объем потребляемого сырья увеличен до 359,7 тыс. куб. м, допустимый ежегодный объем изъятия древесины (расчетная лесосека) - до 174,5 тыс. куб. м. (том 3 л.д. 14, 46-47, 59,70). В измененной Концепции в дополнение к ранее предоставленным 7 лесным участкам (136,6 тыс. куб. м), по которым уже были заключены договоры аренды в 2017 году, указан перечень дополнительных 5 лесных участков с совокупным объемом изъятия древесины 37,9 тыс. куб. м, общий объем допустимого ежегодного объема изъятия древесины (расчетная лесосека) составил 174,5 тыс. куб. м (том 3 л.д. 59, 60,
участку за предыдущие три года, является то, что суммарный объем заготовки древесины в лесничестве не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества. Указанное условие вытекает из общего положения части 5 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации о том, что запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины). Порядок исчисления расчетной лесосеки утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.05.2011 № 191. Согласно этому порядку, расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов. Расчетная лесосека исчисляется по каждому лесничеству и лесопарку отдельно для эксплуатационных и защитных лесов с распределением общего объема допустимого ежегодного изъятия древесины для каждого хозяйства по преобладающим породам, а также отдельно для осуществления отдельны видов рубок (пункты 2, 4). Расчетная лесосека устанавливается на срок действия лесохозяйственного
году». Вместе с тем указанные документы не могут быть признаны надлежащим доказательством, подтверждающим позицию Министерства, в силу следующего. Частью 5 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок исчисления расчетной лесосеки, порядок определения видового (породного) и сортиментного состава древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок исчисления расчетной лесосеки утвержден приказом Федерального агентства Лесного хозяйства от 27.05.2011 № 191 (далее – Порядок). В соответствии с пунктом 2 Порядка расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов. Исчисление и установление расчетной лесосеки осуществляется при разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков в установленном порядке уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 Порядка). В силу пункта 4 Порядка расчетная лесосека исчисляется по каждому лесничеству
№ 477 в спорный период, так как истец может использовать для заготовки древесины не только квартал 28 лесного участка, но и другие кварталы, имеющиеся на лесном участке в пределах ежегодно допустимого объема. Доказательств того, что объем леса в связи с действиями ООО «Сиаль» уменьшился на столько, что не позволило истцу вырубить годовой допустимы объем в материалы дела со стороны истца не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Истцом по договору № 477 ежегодный объем изъятия древесины в 2021задекларирован в полном объеме. Также судом учтено, что вырубленная ООО «Сиаль» древесина была реализована Министерством и приобретена ООО «Сиаль» в соответствии с действующим законодательством. Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, учитывая указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об отсутствии оснований для взыскания упущенной выгоды, в связи с чем в удовлетворении иска отказал. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, заявленные в суде первой инстанции, которые
рубках – с учетом по площади, при иных выборочных рубках – с учетом по количеству деревьев, назначенных в рубку. Погрешность измерения объема древесины при таксации признается удовлетворительной, если его отклонение от объема заготовленной на лесосеке древесины не превышает: +/- 10 процентов по общему объему и +/- 12 процентов по отдельным породам (пункт 26 Правил № 474). В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Приложением № 3 к договору аренды установлен ежегодный объем изъятия древесины в размере 29 280 куб.м. Размер арендной платы за 1 куб.м. древесины в 2020 году составляет 529 руб. 53 коп. Суды двух инстанций установили, что Обществом за весь период действия договора было заготовлено древесины в объеме 172 315 куб.м., в том числе за 2015 год – 16 677 куб.м., за 2016 год – 56 366 куб.м., за 2017 год – 17 961 куб.м., за 2018 год – 28 002 куб.м., за 2019 год
в объеме большем, чем указано в лесной декларации, заведомо незаконной, нельзя. Исходя из условий договора аренды лесного участка (ежегодный разрешенный объем изъятия древесины, приложение № к договору аренды лесного участка) и отчета об использовании лесов за 2019 год следует, что допустимый (разрешенный) объем изъятия (расчетная лесосека) составляет 40,2 тыс. куб.м ООО «Картэ» в 2019 году осуществило заготовку в объеме 30,533 тыс. куб.м. Объем вырубленной ООО «Картэ» в 2019 году древесины не превысил разрешенный ежегодный объем изъятия древесины . Поскольку общий объем заготовленной ООО «Картэ» в 2019 году древесины не превысил допустимый ежегодный объем изъятия, то рубка древесины в отдельной делянке, состоявшаяся в объеме якобы большем, нежели было заявлено в лесной декларации, сама по себе не является незаконной по основанию превышения разрешенного к заготовке объема. При этом рубка в спорной делянке была осуществлена в границах отведенной делянки, фактов завизирной рубки не установлено, что подтверждается актом осмотра лесного участка 20.02.2020 и Прокурором
«...» требований Федерального закона от 26.12.2008г. № несостоятелен, поскольку проверка, действительно проведена в отношении ЗАО «...», однако, в ходе проверки установлено, что работы на арендованных ЗАО «...» участках проводились ООО «...» по договорам оказания услуг, ссылка на которые имеется выше, а также по декларациям, выданным ЗАО «...»; заготовка древесины осуществлялась силами ООО «...» для ЗАО «...». Довод жалобы о том, что общий объем вырубленной ЗАО «...» в ДД.ММ.ГГГГ годах древесины не превысил допустимый ежегодный объем изъятия древесины , в связи с чем рубка древесины в отдельной лесосеке, состоявшаяся в объеме большем, нежели заявлено в лесной декларации, сама по себе не является незаконной, несостоятелен, поскольку основан на неверном толковании норм права. Частью 4 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации установлен запрет заготовки древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. В силу пункта 9 Правил заготовки древесины заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной
административных правонарушениях, предъявляемые к содержанию протокола об административном правонарушении и порядку его составления, также соблюдены. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии законного представителя юридического лица или защитника при надлежащем извещении юридического лица о времени и месте составления протокола, что соответствует требованиям, предусмотренным частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Довод жалобы о том, что общий объем вырубленной ЗАО «Лес Экспорт» в 2019 и 2020 годах древесины не превысил допустимый ежегодный объем изъятия древесины , в связи с чем рубка древесины в отдельной лесосеке, состоявшаяся в объеме большем, нежели было заявлено в лесной декларации, сама по себе не является незаконной, несостоятелен, поскольку основан на неверном толковании норм права. В соответствии с частями 1 и 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным
материалов проверки данных космического мониторинга, поступивших в территориальный отдел Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству в 2015 году, установлено, что ООО «Компания «Транслес», являющимся арендатором лесного участка на основании договора аренды *** от **.**.****, совершена незаконная рубка лесных насаждений на двух не заявленных в лесной декларации лесных участках, расположенных в ..., на общей площади <данные изъяты> в объеме <данные изъяты> С учетом незаконной рубки лесных насаждений ООО «Компания «Транслес» превышен допустимый ежегодный объем изъятия древесины . В результате допущенного ООО «Компания «Транслес» нарушения лесного законодательства государству причинен ущерб в размере <данные изъяты> В соответствии с договором аренды лесного участка *** от **.**.****, заключенным между территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству и ООО «Компания «Транслес», ответчику предоставлен во временное возмездное пользование сроком до **.**.**** лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, в границах, определенных планом лесного участка, с номером учетной записи в государственном лесном реестре