ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Федеральные нормы и правила - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 48-АД23-50 от 20.12.2023 Верховного Суда РФ
среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42 Конституции Российской Федерации). В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. В силу статьи 1 Федерального закона № 89-ФЗ к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Положения пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ обязывают собственников твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными
Постановление № 56-АД20-6 от 26.06.2020 Верховного Суда РФ
требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 39 указанного Закона). В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе иного, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства. Из статьи 14 Закона об отходах производства и потребления следует, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном
Решение № АКПИ20-404 от 30.07.2020 Верховного Суда РФ
«Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2013 г. № 542, установил: приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2013 г. № 542 (далее - Приказ), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 2013 г., № 30929, и опубликованным 27 января 2014 г. в издании Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 4, утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (далее - Правила). Чернега ВВ., назначенный руководителем предприятия ответственным за безопасную эксплуатацию сетей газопотребеления, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими Правил, ссылаясь на то, что они изданы с нарушением положений статей 3-5, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ), пункта 1
Апелляционное определение № АПЛ23-263 от 20.07.2023 Верховного Суда РФ
Зайцева В.Ю., объяснения представителей акционерного общества «РЕАТЭКС» Белохоновой Е.Л. и Свергуненко А.А., поддержавших апелляционную жалобу, представителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Гладил иной А. С, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее также - Ростехнадзор) приказом от 7 декабря 2020 г. № 500 утвердила Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов» (далее - Правила). Нормативный правовой акт 22 декабря 2020 г. зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 61706, и 23 декабря 2020 г. размещен на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). В соответствии с пунктом 256 Правил в помещениях, где ведут работы с использованием кислот и щелочей, должен быть организован регулярный контроль за состоянием воздушной среды. В помещениях, где
Постановление № 45-АД19-8 от 17.07.2019 Верховного Суда РФ
локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта (пункт 1). Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники (пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются
Постановление № 03АП-3505/2015 от 13.08.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
продуктов (водорода, кислорода, азота), а также для стабильной работы производства получения электролитических водорода и кислорода. Факт эксплуатации указанного опасного производственного объекта ответчиком не оспаривается. Согласно статье 4 Федерального закона о промышленной безопасности правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется данным Законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (пункт 1). Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к: осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, в том числе требования к работникам опасных производственных объектов; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе обязательные требования к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 3). Федеральные нормы и правила в области промышленной
Постановление № 17АП-20238/17-АК от 07.02.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" разработаны Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденные Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116, Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности химически опасных производственных объектов", утвержденные приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 № 559, Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 №263, Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств, утвержденные Приказом Ростехнадзора от 31.12.2014 № 631, а также Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности
Постановление № 17АП-12863/2021-АК от 10.01.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
организации и осуществлении производственного контроля, за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 №263 (далее - Правила от 10.03.1999 №263), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96 (далее - ФНП от 11.03.2013 № 96). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1192 с 01.01.2021 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности: ФНП от 21.11.2013 №559, ФНП от 31.12.2014 №631, Правила от 10.03.1999 №263, ФНП от 11.03.2013 № 96, признаны утратившими силу. При этом, взамен указанных, утративших силу с 01.01.2021, нормативных правовых актов вступили в силу с 01.01.2021 следующие нормативные правовые акты: Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденные Приказом Ростехнадзора от 07.12.2020 №500, «Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований
Постановление № 17АП-1015/2015 от 11.03.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
производственного объекта «Площадка подсобного хозяйства Красногорской ТЭЦ», который, в свою очередь, идентифицируется как объект тепло- и электроэнергетики, то и резервуары являются объектами тепло- и электроэнергетики, соответственно, на них должны распространяться правила проведения экспертизы промышленной безопасности объектов тепло- и электроэнергетики. Вместе с тем, поскольку таковых в настоящее время не существует, необходимо руководствоваться общими Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 №538. Считает, что Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности» в данном случае не применимы. По п. 2 предписания приводит доводы о том, что судом сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, ряду замечаний не дана правовая оценка; не дана правовая оценка замечаниям, поименованным в п. 3 предписания; выводы суда относительно отсутствия молниезащиты не соответствуют проектной документации по молниезащите, постановлению о назначении наказания от 15.07.2014; по п. 5 предписания
Постановление № А26-1053/2022 от 16.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
мазутного хозяйства котельной с организацией приема топлива (мазута) доставляемого автомобильным транспортом по адресу - Республика Карелия, г. Сортавала, ул.40 лет ВЛКСМ «Технологические решения шифр 84/78/2020 для слива-налива мазута из автомобильных цистерн предусмотрен комплекс слива УННА-100-33, комплекс налива СДК-11.011-8НТ-202587020-У Слив-налив мазута из автомобильных цистерн производится не в соответствии с документацией на техническое перевооружение, а именно комплекс слива УНИА-100-33, комплекс налива СДК-11.011-8НТ-202587020-У отсутствует, что является нарушением: а) п.1ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ; б) л. 118 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 533 (далее ФНП № 533). 3. В отступлении от проектной документации ООО «АвангардСтройТраст» шифр 49/12-К-ТХ, раздел 5, подраздел 7 «Технологические решения» на ОПО - площадка хранения мазутного топлива Республика Карелия, г. Сортавала, ул.40 лет ВЛКСМ смонтирована линия слива нефтепродукта (мазута) из нижнего пояса резервуара объемом 500м3 , что является нарушением: а) п.1С.9 Ф3№
Постановление № 5-170/20 от 12.05.2020 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)
Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.12.2013 № 656; 23. Кран мостовой per. № 5194-кр отсутствует экспертиза промышленной безопасности после проведения капитально-восстановительного ремонта, чем нарушило п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункт 85 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 № 533, зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 31.12.2013 № 30992; 24. Кран мостовой per. № 7797-кр отсутствует экспертиза промышленной безопасности, чем нарушен: п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункт 260б) Федеральные нормы и правила в области промышленной
Решение № 12-4838/20 от 24.09.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
в технологическом регламенте по производству муки пшеничной для обеспечения безопасного технологического процесса, утвержденного 09.01.2020 директором ООО «ВиЭлМа» Н.Г. Бояровой отсутствует информация о том, что в случае превышения допустимой температуры заложенного на хранение растительного сырья, продуктов его переработки, указанной для соответствующего вида сырья (продукта) следует применять активное вентилирование, сушку, производить перемещение с площадки на площадку, чем нарушены часть 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 38 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утверждены приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 №560 и, зарегистрированы Минюстом РФ 16.12.2013, регистрационный №30606; - инструкция по промышленной безопасности (цех по производству муки), утвержденной 08.01.2019 директором ООО «ВиЭлМа» Н.Г. Бояровой не содержит требований о немедленном выключении всех разъединяющих устройств, при внезапном прекращении подачи электроэнергии объекту; мер по защите от опасных проявлений статического электричества; о запрещении удаления пыли с поверхностей оборудования,