2019 г., заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Романовского СВ., выслушав представителя ФИО1 ФИО2 С Г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, установила: ФИО1 обратилась в суд с названным иском к ООО СК «ВТБ Страхование» (далее - Страховщик, Страховая компания) и ПАО Банк ВТБ (далее - Банк), указав на то, что между ней и Банком заключен кредитный договор, в обеспечение которого истица была включена в число участников Программы коллективного страхования в рамках страхового продукта « Финансовый резерв Лайф+» по программе страхования жизни, здоровья и трудоспособности заемщиков кредита. В «период охлаждения» истица обратилась в Банк с заявлением об отказе в присоединении к Программе страхования и возврате уплаченной страховой премии, однако ее требования удовлетворены не были, что послужило основанием для обращения в суд. ФИО1 просила суд взыскать со Страховщика денежные средства в размере 78 683 руб., уплаченные в качестве страховой премии, с Банка - денежную сумму в размере 19 670 рублей, уплаченную в
статьи 43 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", отклонен судами, поскольку в соответствии с бухгалтерскими балансами общества по состоянию на 30.06.2013, 30.09.2013, а также на 30.03.2014 чистые активы ответчика ОАО "Спецремонт" превышали сумму уставного капитала и резервного фонда, то есть общество имело реальную возможность совершить выплату дивидендов в предусмотренный срок. Ссылка ответчика на приказ генерального директора N 214/1 от 16.06.2014 о формировании резервов под обесценивание финансовых вложений отклонена судами, поскольку общество не доказало наличия оснований для формирования резервов - существенного и устойчивого обесценения финансовых вложений, а также не смогло подтвердить проведения проверки на обесценение финансовых вложений и представить суду ее результаты, в соответствии с п. 38 ПБУ 19/02. При этом представленная ответчиком бухгалтерская отчетность признана судами произвольно скорректированной, так как в соответствии с действующим законодательством применять эти изменения возможно только начиная с 01.01.2015 (на основании п. 11 и п. 9 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики должно
расходов и кодам статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления в рублях. Пунктом 5 названного Порядка установлено, что сметы территориальных органов, казенных учреждений, ФГКУ комбинат «Лесной» Росрезерва и ФГКУ ГИВЦ Росрезерва составляются на основании разработанных и установленных Росрезервом (территориальным органом) расчетных показателей на соответствующий финансовый год, характеризующих деятельность казенных учреждений, ФГКУ комбинат «Лесной» Росрезерва и ФГКУ ГИВЦ Росрезерва, и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств. В соответствии с пунктом 12 указанного Порядка ведением сметы является внесение изменений в смету в пределах доведенных в установленном порядке Росрезерву, территориальным органам соответствующих объемов лимитов бюджетных обязательств на содержание Росрезерва, территориальных органов и казенных учреждений, на формирование государственного материального резерва и мобилизационную подготовку экономики. Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 38 плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан на 2018 год, утвержденного руководителем указанного органа 17 января 2018 г., и на основании приказа от 17 января 2018 г. №
вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. При оценке использования сетевой организацией расходов на формирование резерва по сомнительным долгам также учитывается порядок расчета суммы резерва по сомнительным долгам, предусмотренный статьей 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - ПК РФ), согласно пунктам 1, 2 которой сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом
в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в указанной части. Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее. 22.05.2017 ФИО2 обратился в банк для получения потребительского кредита на сумму 705882 рубля, заполнив анкету-заявление в виде предложенного банком бланка. В пункте 17 анкеты-заявления банк предлагал клиенту выразить свое волеизъявление относительно подключения программы коллективного страхования « Финансовый резерв » выбором позиции «да» или «нет». ФИО2, поставив галочку на позиции «да», выразил свое согласие на подключение к программе коллективного страхования «Финансовый резерв Лайф+ ВТБ (Страхование)», и просил увеличить указанную в договоре сумму кредита на сумму страховой премии по договору страхования. 24.05.2017 ФИО2, как заемщиком, и банком был заключен кредитный договор №625/0056-0234414 на полную стоимость кредита (ПСК) – 15.995% годовых на сумму 675294 рубля основного долга и 310905 рублей 32 копейки процентов по кредиту.
лишь путем указания цифр - 15.995%, т.е. не отражена прописными буквами черного цвета на белом фоне четким, хорошо читаемым шрифтом максимального размера из используемых на этой странице размеров шрифта, что является нарушением п. 1, п. 2 ст. 6 Закона о потребительском кредите, ст. 10 Закона о защите прав потребителей. При заключении с гp. ФИО3 кредитного договора <***> Банк на основании заявления включил гр. ФИО3 в число участников программы страхования в рамках Страхового продукта « Финансовый резерв » в ВТБ 24 (ПАО), страховщиком по данной Программе является ООО СК «ВТБ «Страхование», плата за включение в программу составила 55479,00 рублей. Вместе с тем, в заявлении на включение в число участников Программы коллективного страхования в рамках страхового продукта «Финансовый резерв» в ВТБ 24 (ПАО) гр. ФИО3 не предоставлена необходимая и достоверная информация о стоимости услуг Банка, сумме вознаграждения Банка, сумме возмещения затрат Банка на оплату страховой премии страховщику (везде указана сумма 11095.800000000001 рублей
что управлением в рамках проведения административного расследования должен был быть установлен факт невозможности заключения потребителем кредитного договора без подключения к программе страхования; доказательством доведения банком информации до заемщика об альтернативном варианте заключения потребительского кредита без услуги по подключению к программе страхования и доказательством того, что кредит мог быть получен заемщиком без страхования является анкета-заявление на получение кредита, подписанная заемщиком, согласно которой заемщик проставил отметку в п. 16 «Согласие на подключение программы коллективного страхования « Финансовый резерв »» в графе «Да», заверив банк о том, что он добровольно и в своем интересе выражает согласие на оказание ему дополнительных платных услуг банка по обеспечению его страхования путем подключения к программе страхования в рамках страхового продукта «Финансовый резерв»; заемщик подтвердил, что до него доведена информация об условиях страхового продукта «Финансовый резерв» и действующих в рамках него программ страхования; приобретение/отказ от дополнительной услуги банка по обеспечению страхования не влияет на решение банка о предоставлении
административной ответственности послужили выводы административного органа о введение потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств финансовой услуги, нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации об услугах, а также включение в договор о предоставлении целевого потребительского кредита условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. Данные выводы административного органа основаны на следующих установленных в ходе проверки обстоятельствах. 08.11.2017 Банк при заключении кредитного договора <***> включил ФИО2 в число участников Программы страхования в рамках Страхового продукта « Финансовый резерв », страховщиком по данной Программе является ООО СК «ВТБ «Страхование», плата за включение в программу составила 92 309 рублей, которая состоит из комиссии Банка за подключение к программе в размере 18 461,80 руб. и возмещения затрат Банка на оплату страховой премии Страховщику в размере 73 847,20 руб.; также при заключении кредитного договора ФИО2 заключен договор страхования по страховому продукту «Управляй здоровьем!» страховой полис S32400-331002, страховая премия составила 7 000 рублей. Вместе с тем, в
935 ГК РФ). В п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей указано, что запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Из материалов дела следует, что 11.10.2017 между ФИО1 и Банком заключен кредитный договор <***> сроком на 60 месяцев на сумму 205 479 руб. с процентной ставкой 15% годовых. При заключении указанного договора ФИО1 была включена в число участников программы коллективного страхования в рамках страхового продукта « Финансовый резерв ». Стоимость услуги банка по обеспечению страхования составила 55 479 руб. В разделе 16 Анкеты-заявления от 11.10.2017 (согласие на подключение программы коллективного страхования «Финансовый резерв») указано, «Настоящим я добровольно в своем интересе выражаю согласие на оказание мне дополнительных платных услуг банка по обеспечению моего страхования путем подключения к программе коллективного страхования в рамках страхового продукта «Финансовый резерв». В указанном пункте Анкеты-заявления имеется графа о возможность согласиться или отказаться от оказания за отдельную плату дополнительной