ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 13АП-31075/19 от 13.10.2020 Верховного Суда РФ
образования город Полярные Зори с подведомственной территорией, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности иска. При этом суды исходили из того, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела и не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям. Кроме того, органы местного самоуправления не вправе делегировать сторонним организациям функции, осуществляемые только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе ). Суд округа поддержал выводы судов первой и апелляционной инстанций, признав их соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права. Ссылка администрации на то, что создание специализированной службы по вопросам похоронного дела увеличит расходы местного бюджета на содержание указанной службы, несостоятельна с учетом наличия обязанности органа местного самоуправления исполнить соответствующие требования Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном
Постановление № А51-9916/05 от 29.01.2008 АС Приморского края
основе в пределах утвержденных специализированной службой схем движения и стоянок транспортных средств. Таким образом, требования истца в части обеспечения беспрепятственного доступа сотрудников ЗАО «Военно-мемориальная компания» в лице Владивостокского филиала на кладбища «Лесное» и «Морское» суд апелляционной инстанции находит неправомерными. Заявитель апелляционной жалобы просит не препятствовать сотрудникам истца в проведении работ по уходу за могилами, ссылаясь на п.1 ст. 421 ГК РФ. Статьей 9 Закона РФ «О погребении и похоронном деле» определен гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе , предоставляемый исполнителям воли умершего: супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, специализированной службой по вопросам похоронного дела. В соответствии со ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Отказ
Постановление № А12-7908/07 от 27.11.2007 АС Поволжского округа
специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги. Статьей 25 Закона закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, заключающиеся в создании специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе . Однако данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью. Таким образом, совершение администрацией действий по организации общественного кладбища, в том числе и заключение с истцом договора аренды земельного участка , не противоречит названным выше правовым нормам. При указанных обстоятельствах принятые по делу судебный акт подлежит отмене как принятый с нарушением действующего законодательства и
Постановление № 01АП-6359/20 от 29.10.2020 Первого арбитражного апелляционного суда
требований законодательства, в ходе которой установлено, что 29.01.2019 между МКУ "Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района" (заказчик) и ООО "Хорс" (исполнитель) заключен договор № 07-02/606 на оказание услуг по вопросам похоронного дела на территории города Кольчугино. Согласно пункту 1.2. договора исполнитель принимает на себя полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Кольчугино Кольчугинского района и обязуется своевременно и качественно оказывать услуги по договору: 1) предоставлять гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе , по установленным органами местного самоуправления тарифам; 2) оформлять в установленном порядке документы на захоронение; 3) вести учет и контроль захоронений на территории кладбищ, вести книгу регистрации захоронений; 4) осуществлять погребение умерших (погибших) при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (погибшего) или при их невозможности осуществить погребение, а также погребение умерших (погибших), личность которых не установлена; 5) обеспечивать в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Владимирской области
Постановление № 14АП-5154/10 от 30.08.2010 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Статьей 6 указанного Закона определено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Статьей 25 Закона закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, заключающиеся в создании специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе . Однако данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью. Таким образом, совершение КУМИ действий по заключению договора аренды земельного участка для эксплуатации кладбища не противоречит названным выше правовым нормам. Ограничения оборотоспособности земельных участков предусмотрены статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 этой статьи земельные участки, отнесенные к землям, изъятым
Решение № 2А-550/2018 от 19.06.2018 Костромского районного суда (Костромская область)
ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». В силу п. 2 Указа Президента РФ от 29 июня 1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных положениями ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», устанавливающей гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе . Согласно информации главы Администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района специализированные службы по вопросам похоронного дела на территории Караваевского сельского поселения не создавались, договоры с иными организациями или индивидуальными предпринимателями на проведение работ по погребению умерших и осуществлению иных видов деятельности, которые возлагаются на специализированную службу по похоронному делу, не заключались. Отсутствие на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределенного круга лиц родственников и близких
Апелляционное определение № 2-153/2022 от 12.07.2022 Калужского областного суда (Калужская область)
в пределах размера социального пособия на погребение и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных положениями статьи 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», устанавливающей гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе . Таким образом, приведенные выше нормы закона предоставляют гражданам определенные гарантии по погребению, реализация которых осуществляется посредством создания специализированных служб, уполномоченных оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе и невыполнение которых нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории соответствующего поселения. В силу части 4 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»