ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Гидротехнические сооружения как объект недвижимости - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 304-ЭС19-15640 от 03.07.2019 Верховного Суда РФ
в границах только водного объекта, а следовательно, решение Министерства природных ресурсов о предоставлении водного объекта в пользование является разрешительным документом на строительство спорного гидротехнического сооружения. Между тем судам для решения вопроса о том, является ли указанное решение Министерства природных ресурсов разрешительным документом на строительство гидротехнического сооружения, необходимо было достоверно установить, находится ли данное сооружение полностью в границах водного объекта или же оно возведено как в границах водного объекта, так и на земельном участке; исходя из расположения данного объекта, проверить, соответствует ли решение Министерства природных ресурсов о предоставлении водного объекта в пользование (по содержанию, форме, компетенции органа его выдавшего) положениям градостроительного законодательства, регулирующим строительство объектов недвижимости . При этом с целью установления указанных обстоятельств судам необходимо было, в том числе рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле Министерства природных ресурсов, выдавшего указанное разрешение, а также уполномоченного органа местного самоуправления, предоставившего Управлению Росреестра сведения о нахождении части данного объекта в
Определение № 12АП-16760/19 от 22.10.2020 Верховного Суда РФ
от 31.01.2020, удовлетворены требования администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» (далее - администрация), признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (далее - Управление Росреестра) от 14.03.2019 № КУВД-001/2018- 7356026/2 в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - гидротехнического сооружения водопропускного типа, представляющего собой земляную насыпь с асфальтобетонным покрытием через ерик Кигач общей протяжностью 35 м, в теле которой примерно посередине имеется водопропускная металлическая труба диаметром 1,5 м, расположенного в поселке Эрле МО «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области в 1 км восточнее от автодороги «Астрахань- Камызяк». На Управление Росреестра возложена обязанность поставить на государственный кадастровый учет указанный объект недвижимости . Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2020 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Управление Росреестра просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Согласно пункту 1
Постановление № А55-24934/2017 от 10.04.2018 АС Самарской области
же правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку наличие договоров аренды на земельный участок и гидротехнического сооружения не является обременением для рыболовного участка. При этом, как правильно указано судом первой инстанции, вопросы, касающиеся прав собственников гидротехнических сооружений, урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Так, собственник гидротехнического сооружения имеет права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением как объектом недвижимости и обязан соблюдать требования, установленные статьей 9 указанного закона. Собственник водоподпорного гидротехнического сооружения на водотоке, предполагающий помимо эксплуатации гидротехнического сооружения использование образованного указанным сооружением водного объекта, обязан приобрести право пользования водным объектом в порядке и по основаниям, установленным главой 3 Водного кодекса, и не вправе нарушать права третьих лиц, касающиеся общедоступности и безвозмездного использования водного объекта в личных целях, в том числе права по использованию водного объекта для целей рыболовства, товарного рыбоводства
Постановление № А14-21350/17 от 25.01.2022 АС Центрального округа
каналы - федеральная собственность) подпорные гидротехнические сооружения могут находиться в различных формах собственности (государственной, муниципальной, частной). При этом установление на создаваемый на водотоке водный объект иной, кроме федеральной формы собственности, не имеет правовых оснований. Вопросы, касающиеся прав собственников гидротехнических сооружений, урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ и Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Так, собственник гидротехнического сооружения имеет права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением как объектом недвижимости и обязан соблюдать требования, установленные статьей 9 указанного закона. Собственник водоподпорного гидротехнического сооружения на водотоке, предполагающий помимо эксплуатации гидротехнического сооружения использование образованного указанным сооружением водного объекта, обязан приобрести право пользования водным объектом в порядке и по основаниям, установленным главой 3 ВК РФ, и не вправе нарушать права третьих лиц, касающиеся общедоступности и безвозмездного использования водного объекта в личных целях, в том числе права по использованию водного объекта для целей рыболовства, товарного рыбоводства
Постановление № А32-43489/15 от 03.10.2017 АС Северо-Кавказского округа
емкостью для сбора воды, подкармливающими площадками, ваннами для разведения малька, общей площадью 91 163 кв. м, 1974 года ввода в эксплуатацию, с кадастровым номером 23:25:0107000:84. В кассационной жалобе ООО «Рыбовод» просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 04.05.2017 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 12.09.2016. ООО «Рыбовод» указывает, что судом апелляционной инстанции по своей инициативе изменены исковые требования истца. Заявитель указывает, что суд апелляционной инстанции не учел, что система гидротехнических сооружений как объект недвижимости (гидротехническое сооружение, водоразборный люк, яма для загрузки корма, емкость для сбора воды, подкармливающие площадки, ванны для разведения малька, падающий и сбросной канал) не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, носит исключительно служебный характер. Заявитель считает, что права на спорное имущество никогда не регистрировались за кем либо в связи с чем никакого препятствия в пользовании имуществом для ООО «Леант» не существует. На требование о государственной регистрации распространяется общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского
Постановление № А54-545/2021 от 05.09.2022 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
из себя гидроузел, состоящий из земляной плотины и водопропускного канала. Как указано в «СП 58.13330.2019. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. СНиП 33-01-2003» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 16.12.2019 № 811/пр), гидроузел – это комплекс гидротехнических сооружений, объединенных по расположению и совместному функционированию. В соответствии со справочником и разделом 1 СНиП 2.06.01-86 « Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования» при проектировании плотины и при назначении ширины гребня плотины учитывают ее эксплуатационные требования и обеспечение возможности устройства на гребне плотины автомобильной или железной дороги. Автомобильная дорога, как самостоятельный объект недвижимости , не может входить в состав гидроузла, она лишь проходит по гребню плотины. ГОСТ 19185-73 Государственный стандарт Союза ССР «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 31.10.1973 № 2410) определяет гидротехнические сооружения именно исходя из их целевого назначения. В соответствии с указанным ГОСТом к гидротехническим сооружениям относятся сооружения для
Постановление № 20АП-4734/2022 от 20.10.2022 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
себя гидроузел, состоящий из земляной плотины, водосброса и водопропускного сооружения. Как указано в «СП 58.13330.2019. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. СНиП 33-01-2003» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 16.12.2019 № 811/пр), гидроузел – это комплекс гидротехнических сооружений, объединенных по расположению и совместному функционированию. В соответствии со справочником и разделом 1 СНиП 2.06.01-86 « Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования» при проектировании плотины и при назначении ширины гребня плотины учитывают ее эксплуатационные требования и обеспечение возможности устройства на гребне плотины автомобильной или железной дороги. Автомобильная дорога, как самостоятельный объект недвижимости , не может входить в состав гидроузла, она лишь проходит по гребню плотины. ГОСТ 19185-73 Государственный стандарт Союза ССР «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 31.10.1973 № 2410) определяет гидротехнические сооружения именно исходя из их целевого назначения. В соответствии с указанным ГОСТом к гидротехническим сооружениям относятся сооружения для
Апелляционное определение № 33А-1684/19 от 16.05.2019 Пензенского областного суда (Пензенская область)
согласовании предоставления земельного участка. Основания, указанные администрацией р.п. Колышлей в отказе, отсутствуют в закрытом перечне ст. 39.15 ЗК РФ. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка. Обжалуемый отказ не соответствует нормам Земельного кодекса РФ. Из смысла норм земельного и водного законодательства следует, что гидротехническое сооружение, как объект недвижимости и субъект водопользования, имеет тесную связь с земельным участком и соответствующим водным объектом. Действия административного ответчика нарушают принцип единства водных объектов, гидротехнических сооружений и земельного участка, на котором расположены данные объекты, а также нарушают его права, как пользователя водного объекта. По изложенным основаниям, просил признать незаконным отказ администрации р.п. Колышлей Пензенской области от 22.11.2018 № в предварительном согласовании предоставления земельного участка; обязать администрацию р.п. Колышлей Пензенской области устранить нарушение его прав путем
Решение № 2-353/18 от 14.09.2018 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)
незаконным. В Письме Минприроды России от 23.08.2012 № 03-14-33/13260 «О праве собственности на водных объектах» разъясняется, что права собственности на водные объекты и гидротехнические сооружения не связаны - создаваемые на водотоках (реки, ручьи, каналы - федеральная собственность) подпорные гидротехнические сооружения могут находиться в различных формах собственности (государственной, муниципальной, частной). При этом установление на создаваемый на водотоке водный объект иной кроме федеральной формы собственности не имеет правовых оснований. Вопросы, касающиеся прав собственников гидротехнических сооружений, урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ и Федеральным законом от 21.07.1997 № 1 17-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Так, собственник гидротехнического сооружения имеет права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением как объектом недвижимости и обязан соблюдать требования, установленные статьей 9 указанного закона. Собственник водоподпорного гидротехнического сооружения на водотоке, предполагающий помимо эксплуатации гидротехнического сооружения использование образованного указанным сооружением водного объекта, обязан приобрести право пользования водным объектом в порядке и по основаниям, установленным