ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Имущество автономного учреждения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 303-ЭС15-9105 от 18.08.2015 Верховного Суда РФ
поэтому в силу статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации и имеющего приоритет как специального Закона № 174-ФЗ не может быть исполнено за счет собственника учреждения, неоснователен. Названные нормы к данному случаю субсидиарной ответственности собственника по обязательствам, возникшим в связи с недостаточностью для удовлетворения требований кредиторов имущества при ликвидации учреждения, регулируемым в период их возникновения примененным судами пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, не применимы, поскольку касаются других случаев субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения . На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил: отказать Администрации города Южно-Сахалинска в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Судья Верховного Суда Российской Федерации Н.А. Ксенофонтова
Определение № А41-47568/2022 от 03.08.2023 Верховного Суда РФ
которого осуществляются администрацией, обратилось в суд с настоящим иском о взыскании с собственника имущества учреждения денежных средств в порядке субсидиарной ответственности. Разрешая спор, суды руководствовались статьями 64, 64.1, 123.21, 123.22, 309, 310 ГК РФ, положениями Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска, исходя из того, что в силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по его обязательствам (за исключением обязательств, связанных с причинением вреда гражданам). Судами установлено, что администрация не является стороной спорного договора теплоснабжения, в рамках которого возникла задолженность учреждения перед обществом. Суд округа указал, что им учтена правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2020 № 23-П (далее – Постановление № 23-П), между тем, поскольку в рассматриваемом случае судами установлено, что перспектива взыскания с основного должника не утрачена и
Определение № 302-ЭС15-12820 от 05.10.2015 Верховного Суда РФ
и в порядке субсидиарной ответственности с субъекта Российской Федерации - Красноярского края в лице министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, как собственника имущества ликвидируемого автономного учреждения в соответствии с положениями пункта 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период). При этом суды, оценив доводы ответчика и третьего лица, исходили из того, что, несмотря на исключение в силу положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения , при недостаточности у ликвидируемого учреждения средств для удовлетворения требований, кредитор вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Отвечая за неисполнение чужого, а не своего обязательства, субсидиарный должник может быть привлечен к ответственности по любому дополнительному требованию, за которое отвечает основной должник, и наряду с последним. Иная оценка заявителем фактических обстоятельств дела
Постановление № Ф09-3420/18 от 27.06.2018 АС Уральского округа
и размещению муниципального заказа. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ). Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (п. 1 ст. 3 Федерального закона № 174-ФЗ). Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ). В силу
Постановление № А33-27795/20 от 15.06.2022 АС Восточно-Сибирского округа
Отказывая в удовлетворении требования, суды исходили из законности и обоснованности оспариваемого представления. Суд округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает в силу следующего. Понятие государственной собственности приведено в пункте 1 статьи 214 ГК РФ, согласно пункту 4 которой имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296). В силу части 1 статьи 3 Закона № 174-ФЗ имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. На основании части 3 статьи 3 Закона № 174-ФЗ под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Перечни особо ценного движимого имущества в силу части 3.1 статьи 3 Закона № 174-ФЗ определяются федеральными государственными органами,
Постановление № 17АП-10493/2023-АК от 02.11.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
ликвидации автономного учреждения осуществляются в порядке, установленном: 1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных автономных учреждений; 2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений субъекта Российской Федерации; 3) местной администрацией муниципального образования в отношении муниципальных автономных учреждений. Пунктом 2 указанной нормы Федерального закона № 174-ФЗ предусмотрено, что требования кредиторов ликвидируемого автономного учреждения удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть обращено взыскание. Имущество автономного учреждения , оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам автономного учреждения, передается ликвидационной комиссией учредителю автономного учреждения (пункт 3 статьи 19 Закона № 174-ФЗ). Статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации определены основания и порядок ликвидации юридического лица. Согласно пункту 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к
Постановление № 16-7663/2023 от 11.12.2023 Шестого кассационного суда общей юрисдикции
собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Согласно статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если
Постановление № 4А-668М от 29.06.2018 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)
кодекса Российской Федерации предусмотрено, что автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. В силу частей 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. На основании пункта 14 статьи 7 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О