ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Индивидуальные предприниматели не производящие выплаты - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Информационное сообщение Минфина России "Об изменениях в специальных налоговых режимах"
количества дней осуществления предпринимательской деятельности в месяце в качестве налогоплательщика единого налога. Уточняется порядок уменьшения единого налога на суммы пособий по временной нетрудоспособности (п. 2 ст. 346.32 НК РФ). Установлено, что в указанных целях учитываются выплаты за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Установлено также, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму единого налога на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ). 5. Изменен порядок зачисления налогов, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов (ст. 3 Федерального закона N 94-ФЗ). Поправками, внесенными в Бюджетный кодекс РФ (п. 2 ст. 611, п. 2 61.2) установлено, что суммы
Письмо ФНС России от 16.01.2015 N ГД-4-3/330@ "О направлении письма Минфина России от 29.12.2014 N 03-11-09/68180" (вместе с <Письмом> Минфина России от 29.12.2014 N 03-11-09/68180)
систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога. Плательщиками страховых взносов на основании части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодатели), в том числе индивидуальные предприниматели (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ) и индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (не работодатели) (пункт 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ). Частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи Закона N 212-ФЗ. В соответствии с
Письмо ФНС России от 14.12.2012 N ЕД-4-3/21341 "О направлении письма Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2012 N 03-11-09/87" (вместе с <Письмом> Минфина России от 31.10.2012 N 03-11-09/87)
времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов. Указанное ограничение не распространяется на индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам и уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Следовательно, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и уплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, могут уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов, уплачиваемых за соответствующий период, без ограничения. В случае если вышеуказанные страховые взносы будут больше, чем сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, то уплата оставшейся части патента не производится. В то же время, если
Письмо ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18590 "О направлении разъяснений Минфина России" (вместе с <Письмом> Минфина России от 13.09.2013 N 03-11-09/37786)
социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам. При этом сумма единого налога на вмененный доход не может быть уменьшена на сумму данных расходов более чем на 50 процентов. Согласно пункту 2.1 статьи 346.32 Кодекса индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе уменьшать сумму единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных ими страховых взносов в фиксированном размере, без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога. Уменьшение суммы единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных за себя страховых взносов в фиксированном размере индивидуальным предпринимателем, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (имеющим наемных работников), не производится. В этой связи если индивидуальный предприниматель на территории
Письмо ФНС России от 29.05.2013 N ЕД-4-3/9779@ "О направлении письма Минфина России от 02.04.2013 N 03-11-09/10547" (вместе с <Письмом> Минфина России от 02.04.2013 N 03-11-09/10547)
пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, как производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, так и не производящие указанных выплат. При этом с выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам, страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями по тарифам, установленным статьей 12 Федерального закона N 212-ФЗ. Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ. Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 указанной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Определение № А14-2221/20 от 26.04.2021 Верховного Суда РФ
а также защита охраняемых законом публичных интересов. Оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено. При рассмотрении настоящего дела суды, руководствуясь нормами Налогового кодекса, Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», указали на то, что плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Пунктом 2 статьи 430 Налогового кодекса предусмотрено, что главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. Таким образом, суды указали на то, что действующее законодательство не освобождает индивидуальных предпринимателей, являющихся пенсионерами, от уплаты страховых взносов. При этом, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 12.05.2005 № 213-О,
Кассационное определение № 91-КА20-1 от 05.08.2020 Верховного Суда РФ
органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже на основании приказов и других документов по учету кадров. Из системного анализа приведенных норм двух федеральных законов следует, что ограничения по возврату излишне уплаченных страховых взносов установлены в отношении страховых взносов, учтенных в отношении физических лиц, являющихся работниками страхователя. Однако, как усматривается из материалов дела, Мясников С.Н. являлся индивидуальным предпринимателем, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, то есть являлся плательщиком страховых взносов в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ. При таком положении по настоящему административному делу отсутствовали правовые основания для применения положений пункта 22 статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ и признания законными обжалуемых решений ГУ по Псковской области, следовательно, обжалуемые акты нельзя признать законными. Поскольку допущенные судами первой и апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными,
Определение № А51-8964/16 от 15.11.2017 Верховного Суда РФ
предпринимательской деятельности за спорный период, без учета произведенных расходов, связанных с извлечением доходов. Рассматривая настоящий спор, суды установили, что в спорный период на основании пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) предприниматель являлся плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), как индивидуальный предприниматель, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи. Согласно пункту 3 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ в целях применения положений части
Постановление № А76-17795/2021 от 17.03.2022 АС Уральского округа
силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Как следует из содержания подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов. Согласно 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, а также доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ. Пунктом 1 статьи 430
Постановление № А27-11554/14 от 11.06.2015 АС Западно-Сибирского округа
Закон № 167-ФЗ), статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), а также правовых позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Информационное письмо от 11.08.2004 № 79) и Конституционного Суда Российской Федерации (Определения от 25.01.2012 № 3-О-О, от 12.05.2005 № 211-О), следует, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, обязаны производить исчисление и уплату суммы страховых взносов вне зависимости от размера полученного дохода в фиксированном размере; при наличии у физического лица статуса индивидуального предпринимателя он обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере; только после утраты соответствующим физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке прекращается обязанность индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа; при
Постановление № А76-24506/14 от 16.07.2015 АС Уральского округа
Закон № 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов. По правилу ч. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ индивидуальный предприниматель, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, страховые взносы исчисляет на свое страхование и уплачивает в фиксированном размере (фиксированные платежи). Пунктами 2 и 2.1 ст. 346.32 Кодекса предусмотрен порядок уменьшения исчисленного единого налога за налоговый период на страховые взносы. В частности, согласно абз. 3 п. 2.1 ст. 346.32 Кодекса определено, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму единого налога на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере. При этом абз. 3 п. 2.1 ст. 346.32 Кодекса, в отличие от подп. 1 п. 2 ст. 346.32 Кодекса, не содержит указания на то, что данная категория налогоплательщиков уменьшает сумму единого налога на уплаченные именно в данном налоговом периоде страховые взносы в фиксированном размере. Абзацем
Постановление № А63-707/2021 от 30.03.2022 АС Северо-Кавказского округа
к категории лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса, И БЫЛ обязан уплачивать за себя страховые взносы в фиксированном размере. В 2018 году размер взносов составлял 26 545 рублей (подпункт 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса). Установив, что приведенные предпринимателем обстоятельства, касающиеся материальных трудностей для него уплатить страховые взносы за себя, не относятся к числу обстоятельств, предусмотренных в пункте 7 статьи 430 Налогового кодекса, при наличии которых индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы, суды сделали правильный вывод о том, что в данном случае у предпринимателя отсутствовали основания для неисполнения возложенной на него подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса обязанности по уплате страховых взносов. Доказательства обратного в материалы дела не представлены. В связи с наличием у предпринимателя недоимки по страховым взносам за 2018 год инспекция выставила предпринимателю требование от 07.02.2019 № 696339
Решение № 2-794/2012 от 07.11.2012 Зареченского городского суда (Пензенская область)
в бюджет ПФР на накопительную часть - 889 руб. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", вступившим в силу с 1 января 2010г. (далее Закон №212-ФЗ), плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Закона №212-ФЗ относятся индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В соответствии с п.1 ст.14 Закона № 212-ФЗ, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, с 1 января 2010 года уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую