ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Инструкция органам дознания - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 29-УД21-5 от 30.11.2021 Верховного Суда РФ
заместителя о передаче ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в отношении мирового судьи Зубкова, для рассмотрения в Верховный суд Республики Мордовии. Однако подобное ходатайство в деле отсутствует; - в дополнение к кассационной жалобе адвоката Агафонова А.В. осужденный Зубков Н.И, также указывает, что диски, содержащие результаты скрытых аудио-видео записей являются недопустимыми доказательствами, поскольку они были получены в результате незаконно проведенного «оперативного эксперимента». Кроме того, они были перенесены на другие носители информации с нарушениями Инструкции о порядке передачи результатов ОРМ органам дознания , следствия или суда. Постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий с участием Ходакова было вынесено 10 марта 2019 года (до поступления заявления от П. то есть, эти мероприятия были проведены незаконно, что подтверждает его доводы о провокации и о недопустимости доказательств, полученных в результате этих оперативно-розыскных мероприятий. В нарушение требований ст. 259 УПК РФ на странице 186 протокола судебного заседания (т. 6, л.д. 241 об) отсутствовала подпись секретаря судебного заседания, фотокопия этой
Определение № 33-КГ19-9 от 03.03.2020 Верховного Суда РФ
фотографируются или снимаются на видео- или кинопленку, по возможности опечатываются и по решению дознавателя, следователя передаются на хранение в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К материалам уголовного дела приобщается документ о месте нахождения такого вещественного доказательства, а также может быть приобщен образец вещественного доказательства, достаточный для сравнительного исследования. Порядок и условия хранения вещественных доказательств по уголовным делам регламентированы Инструкцией о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами, утвержденной приказом МВД Российской Федерации, Минюста Российской Федерации, Минздрава Российской Федерации, Минэкономики Российской Федерации, ГТК Российской Федерации, ФСБ Российской Федерации и ФПС Российской Федерации от 9 ноября 1999 г. и приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 июня 2006 г. Согласно положениям § 15 указанной Инструкции ответственным за хранение вещественных доказательств, изъятых в связи с уголовным делом и хранящихся отдельно от него,
Решение № АКПИ22-52 от 31.03.2022 Верховного Суда РФ
№ 40-ФЗ, пункты 1 и 9 Положения № 960). Пункт «п» статьи 13 названного федерального закона предусматривает право органов федеральной службы безопасности проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования. В соответствии с абзацем четвертым статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ (в редакции, действовавшей на день принятия Инструкции) деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется этим законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти (часть четвертая). Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания , лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы (часть первая статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ в редакции, действовавшей на день принятия Инструкции). Таким образом, Инструкция, определяющая условия и порядок организации производства судебных экспертиз в экспертных подразделениях органов федеральной службы безопасности, утверждена уполномоченным
Кассационное определение № 16-КАД22-2 от 22.04.2022 Верховного Суда РФ
12 сентября 2013 года № 707 в целях установления единого порядка рассмотрения обращений в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Исходя из буквального содержания пункта 116 поименованной инструкции, решение о предоставлении гражданину возможности ознакомления с материалами по его обращению или отдельными документами, а также снятии с них копий принимается руководителем органа внутренних дел или самостоятельного подразделения не ниже начальника отдела и оформляется заключением. Статья 125 УПК РФ регламентирует порядок рассмотрения жалоб на постановления уполномоченного органа или должностного лица об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания , начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию. Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от
Постановление № А52-1017/2021 от 07.06.2022 АС Северо-Западного округа
№ 2692 (далее – Инструкция № 2692), дознаватель обязан принять все меры по обеспечению сохранности изъятых предметов и документов. Обязанность обеспечить заключение договоров хранения изъятых по уголовному делу вещественных доказательств, обеспечить оплату их хранения за счет федерального бюджета, а также обеспечить учет издержек по хранению изъятого имущества по уголовному делу и приобщение документов, фиксирующих размер понесенных издержек по хранению изъятого имущества к материалам уголовного дела возложена в силу требований пункта 44 Инструкции № 2692 на начальника органа дознания . В соответствии с пунктом 14 Инструкции № 2692 в отношении изъятых предметов и документов в минимальные сроки, но не позднее 5 рабочих дней после их изъятия, а в отношении предметов и документов, изъятых в ходе проверки сообщения о преступлении, - с момента возбуждения уголовного дела, должен быть решен вопрос о признании их вещественными доказательствами и приобщении к материалам уголовного дела. Изъятые предметы и документы, не признанные по истечении срока, указанного
Постановление № А52-1017/2021 от 01.02.2022 АС Псковской области
счет средств федерального бюджета. Согласно пункту 13 Инструкции № 2692 дознаватель обязан принять все меры по обеспечению сохранности изъятых предметов и документов. Обязанность обеспечить заключение договоров хранения изъятых по уголовному делу вещественных доказательств, обеспечить оплату их хранения за счет федерального бюджета, а также обеспечить учет издержек по хранению изъятого имущества по уголовному делу и приобщение документов, фиксирующих размер понесенных издержек по хранению изъятого имущества к материалам уголовного дела возложена пунктом 44 Инструкции № 2692 на начальника органа дознания . В соответствии с пунктом 14 Инструкции № 2692 в отношении изъятых предметов и документов в минимальные сроки, но не позднее 5 рабочих дней после их изъятия, а в отношении предметов и документов, изъятых в ходе проверки сообщения о преступлении, - с момента возбуждения уголовного дела, должен быть решен вопрос о признании их вещественными доказательствами и приобщении к материалам уголовного дела. Изъятые предметы и документы, не признанные по истечении срока, указанного
Постановление № 15АП-17172/2016 от 28.03.2017 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
на новое рассмотрение, по следующим основаниям. Единый порядок изъятия, хранения, учета, передачи и уничтожения вещественных доказательств, в спорный период регулировался Инструкцией о порядке изъятия, хранения, учета, передачи и уничтожения вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях в таможенных органах Российской Федерации (утверждена приказом ФТС России от 25.12.2006 № 1363, далее – Инструкция; здесь и далее – в применимой к спорным отношениям редакции). Инструкция предназначена для применения в таможенных органах, являющихся органом дознания . Ценности, иное имущество, изъятое по уголовным делам и (или) на которое наложен арест, а также предметы, проходящие по материалам проверки сообщений о преступлениях, хранятся и учитываются в порядке, установленном для учета и хранения вещественных доказательств (пункты 2, 3 Инструкции). Вещественные доказательства после изъятия могут храниться в таможенных органах или в особых случаях в иных местах, определяемых дознавателем, с учетом положений Инструкции. В случае невозможности хранения изъятых вещественных доказательств в
Постановление № А55-10335/20 от 27.05.2021 АС Самарской области
состояние, позволяющее их дальнейшее хранение. Пунктом 15 Инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами установлено, что ответственным за хранение вещественных доказательств, ценностей и иного имущества, изъятых в связи с уголовным делом и хранящихся отдельно от него, является назначаемый специальным приказом прокурора, руководителя органа КГБ, органа внутренних дел, председателя суда работник этого учреждения. Согласно пункту 89 Инструкции прокуроры, начальники следственных подразделений, начальники органов дознания , председатели судов (председатели коллегий) обязаны не реже одного раза в год проверять состояние и условия хранения вещественных доказательств, правильность ведения документов по их приему и учету, передаче. Из содержания указанной инструкции усматривается, что применяется ответственность вследствие незаконных действий (п. 65). Вместе с тем, вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). Если
Постановление № 5-11/16 от 05.02.2016 Наро-фоминского гарнизонного военного суда (Московская область)
копии представления военного прокурора Наро-Фоминского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ по результатам выявленных в ходе проверки нарушений уголовно-процессуального законодательства, допущенных командованием войсковой части №, от командира указанной части требовалось: - рассмотреть настоящее представление на служебном совещании с подчиненными дознавателями, с участием представителя военной прокуратуры; - принять меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений действующего законодательства, для чего необходимо провести занятия с подчиненными дознавателями по изучению требований гл. 4, 19, 20, 21 УПК РФ, « Инструкции органам дознания Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба», утвержденной приказом Главного военног прокурора от 23 октября 2014 года № 150; - организовать реальный контроль за качеством и своевременностью проведения дознавателями части проверок в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ и направления копий постановлений с принятыми процессуальными решениями военному прокурору Наро-Фоминского гарнизона; - взять на личный контроль проведение доследственной проверки по факту причинения вреда здоровью младшему сержанту ФИО8,
Постановление № 5-7/2016 от 02.02.2015 Наро-фоминского гарнизонного военного суда (Московская область)
военного прокурора Наро-Фоминского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ по результатам выявленных в ходе проверки нарушений уголовно-процессуального законодательства, допущенных командованием войсковой части №, от врио командира указанной части требовалось: - рассмотреть настоящее представление на служебном совещании с подчиненными должностными лицами, с участием представителей военной прокуратуры; - принять меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений действующего законодательства, для чего необходимо провести занятия с подчиненными дознавателями по изучению требований гл. 4, 19, 20, 21 УПК РФ, « Инструкции органам дознания Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба» и «Инструкции о порядке расследования фактов получения травм военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации»; - организовать реальный контроль за качеством и своевременностью проведения дознавателями части проверок в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ и направления копий постановлений военному прокурору Наро-Фоминского гарнизона; - устранить нарушения закона, допущенные при проведении проверки по факту травмирования рядового ФИО8 - рассмотреть вопрос об ответственности