«РЖД» (перевозчиком) 18.03.2013 составлены коммерческие акты. В связи с утратой груза общество «Группа «Илим» направило перевозчику претензии с требованиями о возмещении причиненного ущерба, а поскольку перевозчик отказался возмещать причиненный ущерб, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 784, 793, 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении, Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации , утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 21-22.05.2009 № 50), Руководством по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов № 717-ЦВ-2009, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 26.11.2010 № 2425р, суды пришли к выводу о том, что при условии соблюдения работниками железной дороги требований Инструкции по техническому обслуживанию вагонов № 50 и Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов усталостная трещина в боковой раме могла быть обнаружена как при
установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава являются его владельцы, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие. Как следует из справки ИВЦ ЖА 2651 собственником грузового вагона № 53347878 является общество с ограниченной ответственностью «Финансбизнесгрупп»; текущим владельцем, согласно справки ИВЦ ЖА 2612, является акционерное общество «ЛП Транс». Кроме того, действующим законодательством Российской Федерации (Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (статья 20), Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщика вагонов) и иные нормативные документы в сфере железнодорожного транспорта) предусмотрены обязательства Общества по проведению технического осмотра при выпуске спорного вагона из ремонта, при приеме его к перевозке, а также в пути следования. Однако, согласно пункту 3.6 Положения о допуске грузового вагона на инфраструктуру ОАО «РЖД» после плановых видов ремонта № 787-2015 ПКБ ЦВ, утвержденного Распоряжением ОАО «РЖД» от 08.06.2016 № 1097р, ответственность за качество произведенного ремонта, а также исправную
эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов. На железнодорожных станциях формирования и расформирования, в пути следования на железнодорожных станциях, предусмотренных графиком движения поездов, каждый вагон поезда должен пройти техническое обслуживание, а при выявлении неисправности – отремонтирован. Порядок технического обслуживания вагонов, технические требования к узлам и деталям вагонов с целью обеспечения безопасности движения поездов, перевозки пассажиров и сохранности перевозимых грузов установлен «ЦВ-ЦЛ-408. Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов)», утвержденной в г. Минске 22.05.2009 на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ. Указанная Инструкция среди прочего содержит требования к проверке и установлению технического состояния вагонов, в том числе ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов, их допуску к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования, их подготовке к перевозкам, а также критерии запрета подачи вагонов под погрузку и постановки их в
вагона (установлению неисправностей, замене запасных частей, проведенные с отцепкой вагонов) не входят в состав технического обслуживания, и их стоимость не включена в железнодорожный тариф. Более того, ОАО «РЖД» несет законодательно возложенную ответственность за техническую исправность допускаемых на инфраструктуру путей общего пользования вагонов в силу статьи 17 ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ», работники пунктов технического осмотра не имеют права игнорировать визуально различимые неисправности и разрешить дальнейшее следования вагонов без тщательной их проверки. Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации содержит виды неисправностей, определяемых по внешним признакам, требующие обязательного демонтажа части вагона с последующим проведением его ремонта, в том числе трещина/излом боковины, рамы код «205» (пункт 3.4.1 Инструкции); несоответствие зазоров скользуна код «220» (пункт 3.4.1 Инструкции); ослабление ступицы на оси код «113» (подпункт 6 пункта 3.2.1 Инструкции); трещина в корпусе автосцепки код «304» (пункт 3.6.1 Инструкции). Для проведения расследования причин отцепки грузового вагона, в соответствии с пунктом 2.7 «Регламента расследования причин
эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов. На железнодорожных станциях формирования и расформирования, в пути следования на железнодорожных станциях, предусмотренных графиком движения поездов, каждый вагон поезда должен пройти техническое обслуживание, а при выявлении неисправности - отремонтирован. Порядок технического обслуживания вагонов, технические требования к узлам и деталям вагонов с целью обеспечения безопасности движения поездов, перевозки пассажиров и сохранности перевозимых грузов установлен «ЦВ-ЦЛ-408. Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов)», утвержденной в г. Минске 22.05.2009 на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ. Указанная Инструкция среди прочего содержит требования к проверке и установлению технического состояния вагонов, в том числе ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов, их допуску к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования, их подготовке к перевозкам, а также критерии запрета подачи вагонов под погрузку и постановки их в
образом, доводы ответчика об отсутствии обязанности по оплате выполненных работ по причине не составления рекламационных документов является несостоятельным. Также суд учитывает доводы истца относительно того, что ОАО «РЖД» несет законодательно возложенную ответственность за техническую исправность допускаемых на инфраструктуру путей общего пользования вагонов в силу ст. 17 ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ», работники пунктов технического осмотра не имеют права игнорировать визуально различимые неисправности и разрешить дальнейшее следования вагонов без тщательной их проверки. Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации содержит виды неисправностей, определяемых по внешним признакам, требующие обязательного демонтажа части вагона с последующим проведением его ремонта, в том числе трещина/излом боковины, рамы код «205», несоответствие зазоров скользуна код «220», ослабление ступицы на оси код «113», трещина в корпусе автосцепки код «304». Для проведения расследования причин отцепки грузового вагона, в соответствии с пунктом 2.7 «Регламента расследования причин отцепки грузовых вагонов и ведения рекламационной работы» создается комиссия под председательством заместителя начальника ВЧДЭ.
перевозимых грузов, не снятых реквизитов крепления и мусора; и другие, касающиеся состояния вагонов, контейнеров в коммерческом отношении; наличие и состояние запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), пломб и закруток (п. 2.1.1). Из анализа положений Правил коммерческого осмотра поездов и вагонов и Единого типового технологического процесса следует, что коммерческий осмотр заключается в визуальном осмотре подвижного состава в пределах, отвечающих его целям, без проверки полостей (отверстий) нижней части вагонов, не предназначенных для размещения грузов. Аналогичным образом Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденная Советом по железнодорожному транспорту СНГ 22.05.2009, устанавливает порядок технического обслуживания вагонов, технические требования к узлам и деталям вагонов, с целью обеспечения безопасности движения поездов, перевозки пассажиров и сохранности перевозимых грузов (п. 1.1). Инструкция предусматривает прохождение вагонами технического обслуживания с пролазкой на сортировочных и станциях формирования грузовых поездов (кроме транзитных поездов), на станциях разделяющих смежные гарантийные участки, на межгосударственных пунктах передачи вагонов (п. 2.1.2). При этом неисправности, связанные
состава вменяемого административного правонарушения. При этом доводы таможенного органа о том, что при надлежащем коммерческом осмотре и техническом обслуживании железнодорожных вагонов ОАО «РЖД» могло выявить сокрытый от таможенного контроля товар, что составляет его вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, подлежат отклонению. Единый типовой технологический процесс коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях, утвержденный Распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2019 г. № 3116/р, и Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации , утвержденная Советом по железнодорожному транспорту Государств – участников Содружества протоколом от 21-22 мая 2009 г. № 50, на которые ссылается таможенный орган, имеют своей целью в целью обеспечение безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, а техническое обслуживание вагонов – также обеспечение безопасности перевозки пассажиров. Пунктом 1.1 Единого технологического процесса предусмотрено, что коммерческий осмотр - это комплекс мероприятий, направленных на выявление несоответствий условий размещения и крепления грузов требованиям технических условий, правил
года № ЦМ-360 (далее – Правила), коммерческий осмотр поездов и вагонов на железных дорогах Российской Федерации, осуществляется для выявления и устранения коммерческих неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов. Из анализа положений Правил следует, что коммерческий осмотр заключается в визуальном осмотре подвижного состава в пределах, отвечающих данной цели, без проверки полостей (отверстий) вагонов, не предназначенных для транспортировки грузов и не связанных с возможной опасностью для движения поездов. Аналогичным образом Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации , (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденная Советом по железнодорожному транспорту СНГ 22 мая 2009 года, устанавливает порядок технического обслуживания вагонов, технические требования к узлам и деталям вагонов с целью обеспечения безопасности движения поездов, перевозки пассажиров и сохранности перевозимых грузов (пункт 1.1). Инструкция предусматривает прохождение вагонами технического обслуживания с пролазкой на сортировочных и станциях формирования грузовых поездов (кроме транзитных поездов), на станциях разделяющих смежные гарантийные участки, на межгосударственных пунктах передачи вагонов (пункт 2.1.2),
реквизитов крепления и мусора; и другие, касающиеся состояния вагонов, контейнеров в коммерческом отношении; наличие и состояние запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), пломб и закруток (пункт 2.1.1). Из анализа положений Правил коммерческого осмотра поездов и вагонов и Единого типового технологического процесса следует, что коммерческий осмотр заключается в визуальном осмотре подвижного состава в пределах, отвечающих его целям, без проверки полостей (отверстий) в узлах и деталях ходовой части вагонов, не предназначенных для размещения грузов. Аналогичным образом Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации , (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденная Советом по железнодорожному транспорту СНГ 22 мая 2009 года, устанавливает порядок технического обслуживания вагонов, технические требования к узлам и деталям вагонов с целью обеспечения безопасности движения поездов, перевозки пассажиров и сохранности перевозимых грузов (пункт 1.1). Инструкция предусматривает прохождение вагонами технического обслуживания с пролазкой на сортировочных и станциях формирования грузовых поездов (кроме транзитных поездов), на станциях разделяющих смежные гарантийные участки, на межгосударственных пунктах передачи вагонов (пункт 2.1.2).