ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Исторические поселения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № АКПИ21-643 от 21.09.2021 Верховного Суда РФ
настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 6 статьи 59 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (в редакции, действовавшей на день издания Приказа) перечень исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации (далее - исторические поселения федерального значения), предмет охраны исторического поселения федерального значения, границы территории исторического поселения федерального значения утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относят, среди прочего, утверждение перечня исторических поселений федерального значения, предмета охраны исторического поселения федерального значения, границ территории исторического поселения федерального значения (подпункт 29 пункта 1 статьи 9 приведенного федерального закона (в редакции,
Апелляционное определение № 2-АПА19-1 от 13.03.2019 Верховного Суда РФ
по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, поскольку они соответствуют обстоятельствам настоящего дела, основаны на законе и должным образом мотивированы. Доводы апелляционной жалобы Правительства Вологодской области о том, что суд не учел положения Градостроительного кодекса Российской Федерации и Закона № 73-ФЗ относительно особенностей градостроительной деятельности в историческом поселении, подлежат отклонению, поскольку как на момент принятия Постановления № 2087, так и на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции г. Вологда не был отнесен к историческим поселениям . Предмет охраны исторического поселения регионального значения г. Вологда определен постановлением Правительства Вологодской области от 24 декабря 2018 г. № 1200. Этим же постановлением утверждены требования к градостроительным регламентам в границах территории названного исторического поселения регионального значения. Вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца, выводы суда противоречий, касающихся обязанности осуществлять строительство на основе историко-архивных материалов и аналогов исторической застройки, не содержат. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995
Постановление № А65-2869/20 от 31.05.2021 АС Республики Татарстан
связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения. Исходя из п.3 ст.59 Закона №73-ФЗ, предмет охраны исторического поселения утверждается уполномоченным органом государственной власти применительно к каждому историческому поселению. На основании п.4 ч.2 ст.4 Закона РТ от 01.04.2005 №60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан» (далее – Закон №60-ЗРТ) к полномочиям органа охраны объектов культурного наследия Республики Татарстан относится утверждение перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Республики Татарстан (далее - исторические поселения регионального значения), предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах. Согласно ч.11 ст.16 Закона №60-ЗРТ предмет охраны исторического поселения регионального значения, границы территории исторического поселения регионального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются органом охраны объектов культурного наследия Республики Татарстан в порядке, установленном ч.3-10 данной статьи. Как уже указано, на момент принятия Приказа от 13.03.2017 №218од «Об утверждении границ территории, предмета
Постановление № 11АП-1744/2007 от 06.04.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя согласование решений органов местного самоуправления об отводе земель и изменении их правового статуса с федеральным органом исполнительной власти в области охраны памятников археологии (Росохранкультурой). На момент вынесения решения суда первой инстанции действовала редакция п. 2 ст. 63 указанного закона, согласно которой впредь до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия (к которым отнесены, в том числе, исторические поселения ), находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, приватизация объектов культурного наследия федерального значения приостановлена. Принимая во внимание отсутствие разграничения права государственной собственности на объекты культурного наследия в установленном порядке, земельный участок площадью 375 315 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, д. 150, часть которого занята памятником культуры федерального значения, не мог являться предметом купли-продажи. Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Решение № 3А-762/2023 от 20.11.2023 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)
принимаются во внимание и доводы представителей административного истца о том, что при принятии оспариваемых решение о внесении изменений в Генеральный план в нарушение положений ч.2.1 ст. 25 ГрК РФ отсутствовало согласование с Инспекцией государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области. Частью 2.1 статьи 25 ГрК РФ установлено, что проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение, в случае, если на территории поселения находятся исторические поселения федерального значения, исторические поселения регионального значения, проект генерального плана подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с настоящим Кодексом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области №193-п от 14 марта 2013 года
Решение № 3А-790/2023 от 18.10.2023 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
территориях поселения, городского округа; 2) предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения; 3) на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории регионального значения (ч.2). В случае, если на территориях поселения, городского округа находятся исторические поселения федерального значения, исторические поселения регионального значения, проект генерального плана подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с настоящим Кодексом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 2.1) Проект генерального плана поселения подлежит согласованию с органами местного самоуправления муниципального
Решение № 2-609/2021 от 08.04.2021 Курганинского районного суда (Краснодарский край)
основании соглашения о сотрудничестве от ДД.ММ.ГГГГ заключенное между ним и администрацией Курганинского городского поселения Курганинского района в соответствии с Программой он выразил готовность выполнить работы по строительству кафе «Чайка», а так же работы по благоустройству прилегающей территории, расположенного на границе с прибрежной зоной водоема именуемого «Городской Пляж» в <...> в случае получения средств государственной поддержки из федерального бюджета по итогам Курганинского городского поселения во Всероссийском конкурсе лучших проектов комфортной городской среды «Малые города и исторические поселения ». На указанном земельном участке в прибрежной зоне водоема именуемого «Городской Пляж» в <адрес> для общественного пользования, ему необходимо в последствии, после ввода в эксплуатацию вышеуказанного кафе обеспечить кафе вспомогательными помещением для общественных нужд. Рядом с участком, выделенным ему в соответствии с соглашением находятся следующие объекты, а именно: - гидротехническое сооружение (Шлюз), находящееся в северо-западной части водоема, расположенного адресу: <адрес>; - железобетонное сооружение (пирс), находящееся в восточной части водоема, расположенного адресу: <адрес>; - гидротехническое