судов фактическим обстоятельствам спора, а также существенное нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы заявители указывают, что решение вопроса об изъятии помещения, принадлежащего Обществу, без соблюдения предварительной процедуры направления информации о сносе аварийного дома, либо реконструкции противоречит требованиям жилищного законодательства. Администрацией предприняты предусмотренные законом действия, направленные на изъятие земельного участка и жилых помещений, расположенных в аварийном многоквартирном доме. По мнению заявителей, судом в качестве восстановительной меры могло быть применено возложение обязанности направить в адрес Общества требование о сносе или реконструкции аварийного многоквартирного дома в разумный срок, однако судом принято решение о возложении обязанности по изъятию нежилогопомещения без учета предоставленного собственникам помещений права выбора по распоряжению имуществом. Судом неправомерно возложена обязанность на Администрацию принять решение об изъятии помещений и направить соглашение о выкупе помещений, принадлежащих Обществу, до окончания срока отселения физических и юридических лиц, указанного в постановлении о признании дома аварийным и подлежащим сносу. Податели жалобы отмечают,
дом включен в указанную адресную программу. Директору общества 12.04.2017 вручены копии акта обследования многоквартирного дома, заключения о признании многоквартирного дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 28.12.2011 № 419, проекта соглашения об изъятии помещения, а также технического отчета по результатам детального обследования строительных конструкций жилого здания. Администрацией издано постановление от 19.05.2017 № 1934-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером 56:44:0446013:2 и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд». Указанным постановлением для муниципальных нужд изъяты земельный участок с кадастровым номером 56:44:0446013:2 в целях сноса многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу; жилые (нежилые) помещения в многоквартирном доме, расположенном на этом земельном участке, за исключением жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Полагая, что изданным постановлением нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального
домом, и расположенные в нем жилые помещения; постановлением администрации от 29.05.2017 № 1127 на основании апелляционного определения Саратовского областного суда от 12.05.2016 по делу № 33а-2288 указанное нежилое помещение изъято для муниципальных нужд; в настоящее время многоквартирный дом обрушен; предприниматель не может ни обеспечить его восстановление до состояния, пригодного к эксплуатации, ни продолжить эксплуатировать; поскольку закон не предусматривает безвозмездность изъятия у собственников нежилых помещений в многоквартирном доме соответствующих помещений, и поскольку возможность сохранить право на помещения в аварийном доме и долю в праве на земельный участок у собственников нежилыхпомещений отсутствует, следует исходить из общего правила возмездности изъятия и необходимости применения положений части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по аналогии; с муниципального образования «Город Саратов» следует взыскать возмещение за изымаемое у истца нежилое помещение; стоимость возмещения, определенная в экспертном заключении, является достоверной, разумной и обоснованной. Признавая обоснованность определения стоимости возмещения на дату изъятия, а не на дату
к сносу аварийного дома. В требовании о сносе указано, что в соответствии с законодательством Российской Федерации собственникам необходимо принять меры к сносу аварийного дома № 4 по ул. Дзержинского в г. Петропавловске-Камчатском в срок до 01.11.2019, и в случае неосуществления сноса дома в установленный срок, земельный участок, на котором расположен жилой дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд. Собственники аварийного МКД по состоянию на 10.01.2020 не приняли мер к его сносу. Управлением экономического развития и имущественных отношений администрации подготовлен проект постановления об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010117:477 и нежилыхпомещений в спорном многоквартирном доме, который находится на согласовании в органах администрации. В дальнейшем на обращения предпринимателя направлялись ответы о том, что проект соответствующего постановления об изъятии проходит процедуру согласования. Вступившим в законную силу постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 по делу № А24-1892/2020 признано незаконным бездействие администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по непринятию
земельного участка, на котором данный многоквартирный дом расположен, для государственных или муниципальных нужд, судам в силу пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежит руководствоваться по аналогии законодательством, регулирующим сходные отношения, а именно положениями части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статями 239.2, 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка, принадлежащего собственникам всех помещений, находящихся в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащем сносу, связано с обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан. Поскольку собственники нежилыхпомещений в таком здании также признаются владельцами земельного участка, изымаемого в публичную собственность, такие лица могут быть лишены имущества только при условии равнозначного возмещения. Таким образом, суды пришли к правильному выводу о возможности выплаты компенсации стоимости нежилого помещения его собственнику при изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный непригодным для проживания и подлежащий сносу. Аналогичная
администрации города Барнаула Алтайского края № 1128 29.06.2018 у собственников жилых помещений многоквартирного дома по адресу: ул. Профинтерна, 42, изъяты земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 22:63:020618:55, площадью 1 796 кв. м, и жилые помещение №№ 1 – 46 в указанном многоквартирном доме для муниципальных нужд. Изъятие земельного участка и жилых помещений осуществлено в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу в соответствии с заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от 24.04.2017 № 16 и распоряжением администрации города Барнаула Алтайского края от 11.05.2017 № 136-р. Принадлежащее истцу на праве собственности нежилоепомещение расположено в здании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, что следует из представленных в материалы дела доказательств и сторонами по делу не оспаривается. Распоряжением администрации города Барнаула Алтайского края от 11.05.2017 № 136-р многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, срок сноса дома установлен до 17.04.2018. В
представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО2, представителя комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО3, поддержавших доводы апелляционных жалоб, объяснения представителя ФИО1 - ФИО4, полагавшей решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия установила: ФИО1 обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - администрации МО «Город Саратов») о взыскании выкупной цены за подлежащие изъятиюаварийныенежилыепомещения , расположенные по адресу: <адрес> в размере 16 962 300 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 60 000 руб., расходов по оплате досудебного исследования по оценке объектов недвижимости в размере 10 000 руб. В обоснование исковых требований указано, что решением исполнительного комитета Волжского района Совета народных депутатов от 14 марта 1984 года № 64 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным. Также жилой дом включен в ведомственную целевую программу