1085/ЦДИ-2011, организацию ведения рекламационной работы в вагонном хозяйстве осуществляет служба вагонного хозяйства силами вагонных эксплуатационных депо с последующим возмещением расходов за счет собственника грузового вагона. Эксплуатационное вагонное депо несет ответственность за качество проведения расследования причин отцепок грузовых вагонов, качество и сроки составления рекламационных документов, указанных в данном Регламенте. Причина неисправности грузового вагона определяется осмотрщиком вагонов эксплуатационного вагонного депо при техническом обслуживании поездов и перевод в неисправные, осуществляется согласно Классификатору "Основные неисправности грузовых вагонов (К ЖА 2005 04)", утвержденному Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций, на основании чего вводится в единую базу данных сообщение 1353 - электронный аналог уведомления о ремонте вагона формы ВУ-23М (пункт 1.6 регламента). Расследование причин возникновения неисправности технологического характера и составление рекламационных документов на грузовые вагоны всех родов и типов, допущенных к обращению на сети железных дорог, на их узлы и детали, не выдержавшие гарантийного срока эксплуатации после изготовления, ремонта, модернизации, организуется
нарушением со стороны общества "РЖД" установленных правил и условий эксплуатации вагона при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях промышленных предприятий и путях общего пользования. При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии совокупности условий, необходимых для взыскания в данном случае убытков в заявленном размере. Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном применении к рассматриваемым отношениям Классификатора неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007 и неправомерном неприменении Классификатор основных неисправностей грузовых вагонов К ЖА 2005 04, утвержденному Советом по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ 22-24.08.2006, подлежит отклонению судом кассационной инстанции, поскольку Классификатор К ЖА 2005 не содержит описание неисправностей колесных пар вагонов, не раскрывает причины возникновения ползунов и выщербин, а Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007 дополняет классификатор К ЖА 2005, поскольку содержит детальное описание неисправностей колесных пар грузовых вагонов с указанием причин их возникновения. Указание заявителя на то, что Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и
Документ утратил силу (телеграммы Дороги от 31.05.2013 № 8779), однако новые документы разработаны с учетом Классификатора. Нормы Классификатора учтены в Руководящем документе но ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), утвержденном Советом по железнодорожному транспорту государств участников Содружества (протокол 16–17.10.2012 № 57), который также содержит классификаторнеисправностей грузовых вагонов. В соответствии с абзацем 11 части 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом. В соответствии с пунктом 1 приложения № 5 «Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава» к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 №
18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ), на ошибочность выводов судов о возникновении технических неисправностей спорных вагонов по причине их неправильной эксплуатации перевозчиком. По мнению заявителя, к вышеназванным выводам суды пришли в результате неправомерного применения к рассматриваемым правоотношениям Классификатора неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007, утвержденного обществом «РЖД» 07.12.2007 (далее – Классификатор 1.20.001-2007), который в определении причин возникновения неисправностей «ползун» и «выщербина» противоречит Классификатору «Основные неисправности грузовых вагонов» (К ЖА 2005 04), утвержденному протоколом заседания комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций от 23-25.03.2004 (далее – Классификатор К ЖА 2005 04), относящего неисправности колесных пар «выщербина обода колеса» и «ползун на поверхности катания» к эксплуатационным, вызванным естественным износом деталей, но не к повреждениям, зависящим от действий перевозчика. Более того, стороны в договоре от 20.01.2012 № ТОР-ЦВ-00-30/ДД/В-223/13 согласовали применение Классификатора К ЖА 2005 04. Заявитель, ссылаясь на п. 1.1 Межгосударственного стандарта от 01.01.2012
выполненных ремонтах вагона» с указанием вида неисправности, послужившей причиной отцепки. После фактического выполнения ремонта вагонов ООО «РК «Новотранс» ремонтными депо были предоставлены акты браковки и акты обоснования проведения среднего ремонта. В соответствии с данными актами фактически колесные пары имели неисправности «ползун» и «навар». Отнесение неисправности «ползун» к категории повреждений колесных пар вследствие нарушения правил эксплуатации вагона подтверждается утвержденными ОАО «РЖД» нормативными документами, в частности Классификаторомнеисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007, Классификатором ИТМ1-В Министерства путей сообщения. В соответствии со статьей 105 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты. Общая