ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Конституционно правовая ответственность - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 308-АД16-2953 от 27.06.2016 Верховного Суда РФ
порядок регулирования правил предоставления таможенных льгот при ввозе указанной категории товаров ухудшает положение общества, которое имело разумные ожидания, что таможенный режим ввоза и льготирования этих товаров в отношении общества не будет изменен в сторону ухудшения, исходя из общепризнанных международных и конституционных принципов правовой определенности, предсказуемости правового регулирования и недопустимости действия с обратной силой (ретроспективно) норм закона, ухудшающих положение граждан и юридических лиц, у общества не возникло обязанности по соблюдению новых ограничений для сохранения действия таможенной льготы в отношении спорного имущества, либо по уплате таможенных пошлин в случае продолжения отношений с ООО «Кубанский Профиль» по аренде спорного имущества. При таких обстоятельствах, инкриминируемые обществу действия не образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.20 КоАП РФ. Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. В
Определение № А76-39051/19 от 02.08.2022 Верховного Суда РФ
индексацию денежных сумм, и с учетом представленного истцом расчета суммы индексации счел, что требование истца направлено не на индексацию присужденных денежных сумм, а на взыскание процентов по правилам статьи 395 ГК РФ, и данное требование может быть предъявлено в порядке отдельного искового производства. Принимая во внимание правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 25.01.2001 № 1?П, от 23.07.2018 № 35?П, от 22.07.2021 № 40?П, суд апелляционной инстанции указал, что ссылка суда первой инстанции на отсутствие законных и договорных оснований, предусматривающих индексацию взысканных сумм, не исключает право истца на индексацию. При этом индексация не является мерой гражданско–правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а представляет собой правовой механизм, позволяющий полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения судебного решения в условиях инфляционных процессов (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20.03.2008 № 244?О?П и от 06.10.2008 № 738?О?О, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Постановление № 31-АД20-3 от 18.09.2020 Верховного Суда РФ
правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» постановлением от 04 февраля 2020 года № 7-П признал взаимосвязанные положения указанных норм не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают: возложения на работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязанности по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о поручении такому иностранному гражданину работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность; привлечения названного работодателя к административной ответственности за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о поручении иностранному гражданину работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором
Постановление № 17АП-17965/2014 от 12.02.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны устанавливаться таким образом, чтобы через реализацию указанной конституционной обязанности, имеющей всеобщий характер, при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Этим предопределяются возложение на государство в лице его органов соответствующих координирующих, контрольных и нормативно-регулятивных функций и конституционно-правовая ответственность за их выполнение (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2009 года N 8-П, Определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 №1256-О). Соответственно, правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается, в частности, на принципах обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования таких ресурсов, сохранения их биологического разнообразия, определения объема их добычи с учетом экологических, социальных и экономических факторов (статья 2 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о
Апелляционное постановление № 22-1495/17 от 28.11.2017 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)
его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе осужденный ФИО1 выражает несогласие с постановлением суда. Указывает, что постановлением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 22 апреля 2005 года в приговор Абаканского городского суда Республики Хакасия от 24 ноября 2004 года внесены изменения, - изменен вид исправительного учреждения с общего на строгий режим. Данное постановление отменено постановлением президиума Верховного Суда Республики Хакасия от 21 сентября 2017 года. При таких обстоятельствах, полагает, что у государства возникла конституционно-правовая ответственность за незаконное действие органа государственной власти и ее должностного лица, которым был причинен моральный вред. Обращает внимание, что ст. 45, 52, 53 Конституции РФ, гл. 18 УПК РФ, ч. 1 ст. 133 УПК РФ определяют момент ответственности и реабилитации за причиненный моральный вред, без каких-либо двойных стандартов. Просит изменить постановление суда, признать за ним право на реабилитацию по факту причинения морального вреда постановлением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 22 апреля 2005 года.
Решение № 7-513/17 от 25.10.2017 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)
ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны определяться таким образом, чтобы через реализацию указанной конституционной обязанности, имеющей всеобщий характер, при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Этим предопределяются возложение на государство в лице его органов соответствующих координирующих, контрольных и нормативно-регулятивных функций и конституционно-правовая ответственность за их выполнение. Пунктом 2 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен один из основных принципов земельного законодательства, закрепляющий приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся в том числе полномочия на решение вопросов местного значения в
Определение № 5-21/15 от 18.05.2015 Кондинского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)
которым поступило такое дело, передает его на рассмотрение судье. Ссылка в определении о передаче материалов дела по подведомственности на ст. 72 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) как основание передачи дела на рассмотрение судье основана на ошибочном толковании норм закона. Названный Федеральный закон № 131-ФЗ регулирует отношения в сфере организации местного самоуправления. Статьей 70 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрена конституционно – правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством, в развитие положений которой статьями 72-74 указанного Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрены порядок и основания такой ответственности, к числу которых нарушение требований пожарной безопасности не относится. Между тем условия наступления административной ответственности определены действующим отраслевым законодательством, в том числе Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, основанием административной ответственности является административное правонарушение. В связи с изложенным положения Федерального закона № 131-ФЗ не могут являться
Решение № ГП-000252-02/16 от 15.08.2016 Челябинского областного суда (Челябинская область)
снятия или погашения судимости (пункт 2.1 статьи 33). Таким образом, закон возлагает на кандидата безусловную обязанность сообщать полные сведения о судимости, в объеме, указанном в пункте 58 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 7 Требования законодательства о выборах обязаны соблюдать все участники избирательного процесса, за нарушение которых в качестве публично-правового средства обеспечения общественной потребности в правопорядке в ходе избирательной кампании наступает конституционно-правовая ответственность . Избирательное законодательство Российской Федерации требует соблюдения формальных требований, что является одним из показателей соответствия должности, на замещение которой претендует гражданин. Конституционное право избирать и быть избранным не является абсолютным, реализуется исключительно в соответствии с требованиями избирательного законодательства. Необходимость соблюдения кандидатом формальных требований и обязательность четкого соответствия представленных документов и сведений требованиям закона без сопоставления их с наличием или отсутствием сомнений в их достоверности или степени влияния на избирателей, в том числе в