для окружающей природной среды возложена на предприятие, в процессе деятельности которого образуется отход. Класс опасности определяется и подтверждается в указанном выше порядке расчетным и (или) экспериментальным методами. Из совокупности пунктов 2, 3, 4 п. 16 Критериев, утвержденных Приказом МПР РФ № 511 от 15.06.2001, следует, что расчетный метод признан обязательным всегда, за исключением случаев отсутствия возможности его применения (когда невозможно установить качественный и количественный состав отхода), а экспериментальные методы признаны обязательными для целей подтверждения V класса, определенного расчетным методом, а также в случае, когда отсутствует возможность применения расчетного метода (когда невозможно установить количественный химический состав отхода). Правильность определенияклассаопасности должна быть проверена уполномоченным органом при оформлении и выдаче Свидетельства о классе опасности отхода и согласовании Паспорта опасности отхода. Судом установлено, из материалов дела следует, что заявитель подтвердил как класс опасности отхода «металлургические шлаки, съемы и пыль (шлаки от плавки цветных металлов)» (V класс), так и класс опасности отхода
Минприроды России от 04.12.2014 № 536 (далее – Критерии) в представленном протоколе от 23.07.2019 №15-Б-19, а именно: не отмечен возраст используемой молоди, по которой определялась чувствительность дафний к токсикантам, не отмечены данные по каждой серии разбавлений, исходной воды и контролю. Суд первой инстанции, исходя из оценки представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их взаимной связи и совокупности, в соответствии с требованиями статьи 162 АПК РФ, принимая во внимание выявленные ФГБУ «ФЦАО» существенные нарушения Методики определения токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков сточных вод, отходов по смертности и изменению плодовитости дафний ФР.1.39.2007.03222, пришел к обоснованному выводу о том, что протокол определения токсичности проб отходов производства и потребления от 23.07.2019 № 15-Б-19 не соответствует статье 5 Федерального закона 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», является недопустимым доказательством и не может быть положен в основу вывода о IV классеопасностиотхода , на которые указывает управление Росприроднадзора в оспариваемой
опасности расчетным или эксперементальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к пятому классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения пятого класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к четвертому классу опасности. Согласно пункту 16 Критериев экспериментальный метод используется в случаях: для подтверждения отнесения отходов к пятому классу опасности, установленного расчетным методом; при отнесении к классу опасности отходов, у которых невозможно определить их качественный и количественный состав; при уточнении по желанию и за счет заинтересованной стороны класса опасности отходов, полученного в соответствии с расчетным методом. Как установлено судом на основании материалов проверки, ТЭЦ-1 не представлены материалы по определениюклассаопасности золошлаковых отходов от сжигания смеси Тугнуйского, Черемховского, Азейского, Глинкинского, Окино-Ключевского и Забитуйского углей. МТУ Ростехнадзора по СФО совместно с филалом ФГУ «ЦЛАТИ по СФО» - «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону», Бурятским Республиканским отделом «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» в соответствии с действующим законодательством при осуществлении
анализа п. 2, 3, 4 п. 16 Критериев следует, что расчетный метод признан обязательным всегда, за исключением случаев отсутствия возможности его применения (когда невозможно установить качественный и количественный состав отхода), а экспериментальные методы признаны обязательными для целей подтверждения 5 класса, определенного расчетным методом, а также в случае, когда отсутствует возможность применения расчетного метода (когда невозможно установить количественный химический состав отхода). Судами выявлено, что при определенииклассаопасности обществом учитывались все исследования в совокупности, проведенные, как расчетным методом, так и экспериментальным методом, в том числе, аккредитованными лабораториями проведены параллельные исследования проб, отобранных в рамках проверки, что подтверждается отзывом заинтересованного лица. При этом исследования, выполненные в ходе проверки привлеченной Департаментом аккредитованной лабораторией (ФГУ «ЦЛАТИ» по УрФО), не опровергли класс опасности, определенный ОАО «СУМЗ» ранее (5-ый класс опасности). Таким образом, суды верно отметили, что заинтересованным лицом сделан ошибочный вывод о том, что заявитель при отнесении отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной
исследования влечет недействительность полученных результатов. Протокол биотестирования данным требованиям не соответствует. Более того, обществом на законных основаниях определен класс опасности спорного отхода с применением Критерия (1). Экспертная лаборатория, привлеченная административным органом для проведения биотестирования и экспертизы, не вправе определять класс опасности отхода с применением Критерия (1) ввиду отсутствия аккредитации. Однако по делу отсутствовали предусмотренные Приказом № 536 основания для определения класса опасности с применением Критерия (2) путем биотестирования. Установление III класса опасности без опровержения и выявления нарушений, допущенных при определенииклассаопасности жидких химических отходов расчетным путем, не может служить единственным и достаточным основанием для установления вины общества во вмененном нарушении. Биотестирование не снимает необходимости использования расчетных методов анализа, поскольку воздействие физических, химических и других факторов при их комбинировании может ослабляться и усиливаться. С учетом указанных обстоятельств, судья областного суда пришел к обоснованному выводу о прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление,
настоящем деле протокол биотестирования данным требованиям не соответствует. Более того, как указывалось выше, обществом на законных основаниях определен класс опасности спорного отхода с применением Критерия (1). Экспертная лаборатория, привлеченная административным органом для проведения биотестирования и экспертизы, не вправе определять класс опасности отхода с применением Критерия 1) ввиду отсутствия аккредитации. Однако по делу отсутствовали предусмотренные Приказом № 536 основания для определения класса опасности с применением Критерия (2) путем биотестирования. Установление III класса опасности без опровержения и выявления нарушений, допущенных при определенииклассаопасности жидких химических отходов расчетным путем, не может служить единственным и достаточным основанием для установления вины общества во вмененном нарушении. Биотестирование не снимает необходимости использования расчетных методов анализа, поскольку воздействие физических, химических и других факторов при их комбинировании может ослабляться и усиливаться. Иных доказательств по делу не имеется. Соответственно, имеющимися в деле доказательствами вина ООО «Газпром добыча Астрахань» в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных
на гидробионты отсутствует, по аттестованным методикам (методам) измерений, сведения о которых содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". В Приложении № 5 к Критериям отнесения указаны значения диапазонов кратности разведения (Кр) водной вытяжки из отхода соответствующие классу опасности отхода; при этом в пункте 12 Критериев предусмотрено, что Кр - кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует. Таким образом, для определенияклассаопасностиотхода в соответствии с требованиями ч. III Критериев требуется определение кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует, а не показателя «Острая токсичность». Возможность измерения и оценки того или иного показателя должны быть предусмотрены применяемой методикой измерений и областью аккредитации испытательной лаборатории. Для отнесения отходов к классу опасности в соответствии с п. 14 Критериев применяется именно показатель БКР.
г/дм3), применяется только Критерий (2). Пункт 17 Приказа № 536 регламентирует вопрос определения класса опасности в случае, если на основании применения Критерия (1) получен V класс опасности. Только в этом случае для подтверждения данного класса опасности проводится проверка с применением Критерия (2). При несовпадении значения класса опасности отхода, установленного на основании применения Критерия (1) и применения Критерия (2), устанавливается класс опасности отхода на основании Критерия (2). Как видно из приведенных правовых норм, действующее правовое регулирование устанавливает общее для всех отходов правило для определенияклассаопасностиотхода . Применяется: либо Критерий (1) либо Критерий (2) на выбор индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы. Критерий (2) применяется в обязательном порядке только в отношении отходов, представленных золами, шлаками и золошлаковыми смесями и т.д., а также если на основании применения Критерия (1) получен V класс опасности и в процессе его подтверждения с применением Критерия (2) значение класса опасности не
), применяется только Критерий (2). Пункт 17 Приказа № 536 регламентирует вопрос определения класса опасности в случае, если на основании применения Критерия (1) получен V класс опасности. Только в этом случае для подтверждения данного класса опасности проводится проверка с применением Критерия (2). При несовпадении значения класса опасности отхода, установленного на основании применения Критерия (1) и применения Критерия (2), устанавливается класс опасности отхода на основании Критерия (2). Как видно из приведенных правовых норм, действующее правовое регулирование устанавливает общее для всех отходов правило для определенияклассаопасностиотхода . Применяется: либо Критерий (1) либо Критерий (2) на выбор индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы. Критерий (2) применяется в обязательном порядке только в отношении отходов, представленных золами, шлаками и золошлаковыми смесями и т.д., а также если на основании применения Критерия (1) получен V класс опасности и в процессе его подтверждения с применением Критерия (2) значение класса опасности не