ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Лишение родительских прав обоих родителей - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росстата от 17.12.2021 N 928 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения за выявлением и устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
измерения, которые указаны в форме. Раздел 1. Учет и устройство детей в возрасте до 18 лет, оставшихся без попечения родителей В строках 01 - 36 приводятся данные о детях, оставшихся без попечения родителей, впервые выявленных и устроенных органами опеки и попечительства в течение отчетного года. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае,
Письмо Минобрнауки России от 27.08.2018 N 07 5310 "О направлении Примерного порядка" (вместе с "Примерным порядком межведомственного взаимодействия по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних")
нему; в) о прекращении проведения мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям. 7.2. Постановление территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, предусматривающее решение о прекращении проведения мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, принимается в связи: а) с устранением причин и условий нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних; б) с достижением ребенком (детьми) 18-летнего возраста; в) с лишением родителей родительских прав; г) с изменением места жительства семьи; д) со смертью родителей или иных законных представителей либо ребенка (детей); е) с наличием других мотивированных оснований по решению территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; ж) с наступлением других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В случае изменения места жительства семьи, с которой проводятся мероприятия по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, председателем (заместителем председателя) территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013)
(жилое помещение уничтожено в результате пожара); в связи с заключением договора социального найма на жилое помещение, непригодное для проживания; в связи с тем, что после вынесения судом решения о лишении родительских прав матери ребенка и передаче его на попечение органу опеки и попечительства, ребенок остался проживать с матерью; в связи с тем, что органом опеки и попечительства было дано заключение о невозможности совместного проживания лица из числа детей-сирот с иными лицами в закрепленном за ним жилом помещении без обследования данного жилья; в связи с тем, что органом опеки и попечительства соответствующего муниципального образования и главой этого муниципального образования не направлялись заявки о выделении денежных средств на предоставление жилого помещения лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей , и состоящему на учете нуждающихся в жилом помещении; в связи с несвоевременным направлением списков нуждающихся в жилье детей-сирот); - в адрес руководителей учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся
"Обзор практики рассмотрения в 2014 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2015)
ребенка о мерах социальной поддержки, предоставляемых лицам при принятии ими в свои семьи ребенка, оставшегося без попечения родителей. В этих целях судами исследовались письменные документы, содержащие сведения о наличии либо об отсутствии родственников ребенка, письменные заявления родственников ребенка об отказе и причинах отказа взять ребенка на воспитание, документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка в семьи указанных лиц (решения о лишении родительских прав, сведения о нахождении лиц в местах лишения свободы, акты и заключения о невозможности передачи детей в семьи родственников и т.п.), справки организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , где находился ребенок, подтверждающие, что за время нахождения ребенка в данной организации никто из его родственников им не интересовался, не навещал. Если у усыновляемого ребенка имелись несовершеннолетние братья (сестры), находящиеся на воспитании в семье опекуна, судом проверялось, не желает ли опекун принять на воспитание в свою семью и усыновляемого ребенка. Так, при подготовке судьей Иркутского областного суда
Определение Конституционного Суда РФ от 16.11.2006 N 476-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бородий Елены Николаевны на нарушение ее конституционных прав и конституционных прав ее несовершеннолетнего сына положениями статей 69 и 71 Семейного кодекса Российской Федерации"
человека и основных свобод. Таким образом, положения статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации в системной связи с другими статьями того же Кодекса предусматривают лишение родительских прав как крайнюю меру ответственности, которая применяется судом только за совершение родителями виновного правонарушения в отношении своих детей и только в ситуации, когда защитить их права и интересы другим путем невозможно, что само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав. Разрешение же вопроса о том, являлось ли виновным поведение гражданки Е.Н. Бородий в отношении ее ребенка, соблюден ли принцип соразмерности правовых средств при назначении меры, приводящей к разлучению сына с матерью и к другим негативным последствиям, соблюдены ли приоритеты семейного воспитания ребенка, обеспечены ли право ребенка жить и воспитываться в семье и преимущественное перед другими лицами право родителей на его воспитание и образование, а также о том, каким образом будет осуществляться дальнейшее образование В. Бородия, предполагает установление, исследование и оценку фактических
Определение № 74-КГ19-8 от 10.09.2019 Верховного Суда РФ
того, что между субъектами правоотношения возник спор о праве, который подлежит рассмотрению в порядке искового производства. По мнению суда первой инстанции, ссылка заявителя в обоснование требования об установлении факта отсутствия родительского попечения на уклонение матери от выполнения обязанности родителя является основанием для предъявления иска о лишении родительских прав. Суд также указал, что установление указанного факта необходимо заявителю для последующего решения вопроса о праве несовершеннолетней на получение льгот и помощи, предусмотренных действующим законодательством, то есть связано с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду. Суд апелляционной инстанции, оставляя вышеуказанное судебное постановление без изменения, дополнительно указал, что установление статуса Федюниной Е.В. как ребенка, оставшегося без попечения родителей , возможно в административном порядке с момента внесения сведений о ребенке в журнал первичного учета таких детей, включения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем факт отсутствия попечения родителей не может быть установлен в судебном порядке. Судебная коллегия
Постановление № А42-8185/2022 от 20.07.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
регистрационного учета 10.09.2019 в связи со смертью. Вместе с ней в данной квартире, в том числе, были зарегистрированы дочь Рожкова П.Г. (с 17.08.2004) и сын Рожков Д.О. (с 19.04.2013). Постановлением Администрации г. Мончегорска от 18.11.2007 № 1006/9 Рожкова П.Г. была направлена в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с лишением родителей родительских прав, за ней сохранено право пользования спорным помещением. Постановлением Администрации г. Мончегорска от 15.02.2013 № 195/3 Кузьминова М.Г. была назначена опекуном и, впоследствии, постановлением Администрации муниципального образования Ловозерский район Мурманской области от 14.03.2013 № 122-ПГ – приемным родителем Рожковой П.Г. Согласно адресной справке адресно-справочного отдела УВМ УМВД России по Мурманской области Рожкова П.Г. с 08.10.2018 зарегистрирована по месту жительства по адресу: Мурманская область, с. Ловозеро, ул. Ручьевая, д. 6, кв. 51, а также с 16.09.2020 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. Мурманск, ул. Ломоносова, д. 16. Кроме того, Рожков Д.О. (сменил
Решение № А58-5700/2021 от 17.11.2021 АС Республики Саха (Якутия)
справке от 06.07.2021 № 401 ГБУ РС (Я) "Хангаласский ЦПДС" (л.д. 15) Петухов Д.М. являлся воспитанником учреждения с 29.06.2015; указанное также подтверждается заявлением об освобождении (л.д. 52-54), согласно которому Петухов Д.М. находится в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, материалами дела подтверждается то, что Петухов Д.М., будучи оставшимся без попечения родителей в связи с лишением родительских прав, являлся воспитанником ГБУ РС (Я) "Хангаласский ЦПДС". Следовательно, Петухов Д.М. имел право на освобождение от внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги как оставшийся без попечения родителей , при том, что решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25.01.2011 по делу №2-462-11 за ним было сохранено право пользования в жилом помещении, расположенном по адресу г. Якутск ул. Каландарашвили, д. 42, кв.5. Освобождение от текущих платежей производится с месяца обращения в государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда
Решение № от 11.12.2008 Кумторкалинского районного суда (Республика Дагестан)
споров, связанных с воспитанием детей» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 6), уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду. При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей, когда опекун (попечитель) еще не назначен, ребенок передается судом на попечение органа опеки и попечительства. При лишении родительских прав обоих родителей или одного из них, когда передача ребенка другому родителю невозможна, алименты подлежат взысканию не органу опеки и попечительства, которому в таких случаях передается ребенок (п. 5 ст. 71 СК РФ), а перечисляются на личный счет ребенка в отделении Сберегательного банка. В соответствии со ст. ст. 69, 70, 71, 80, 81, 107 СК РФ, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Лишить ФИО5 родительских прав в отношении ребенка ФИО4,
Решение № 2-3457/19 от 02.07.2019 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)
заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом заказными письмами с уведомлением о вручении, в связи с чем суд рассматривает дело в ее отсутствие. Выслушав истца ФИО5, поддержавшего иск, заслушав заключение представителя органа опеки и попечительства ФИО7, полагавшей иск не обоснованным, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 5 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации (далее СК РФ) при невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительств Согласно пункту 4 статьи 74 СК РФ в случае ограничения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства. Суд установил. Родителями несовершеннолетнего ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются истец ФИО5 и ответчик ФИО1. Ребенок проживает с матерью. Из акта обследования жилищно-бытовых условий по месту жительства матери и ребенка по адресу: <адрес> следует, что при неоднократном посещении вышеуказанного адреса (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.,