ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Лицензионные требования к местам образовательной деятельности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Рособрнадзора от 23.12.2011 N 05-4806 <О направлении Методических рекомендаций по организации и проведению контроля за соблюдением лицензиатом требований и условий при осуществлении образовательной деятельности>
К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ. Пунктом 22 статьи 33.1 Закона "Об образовании" установлено, что по истечении одного года после предоставления лицензии лицензирующий орган проводит плановую выездную проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий. Истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии является основанием для включения плановой проверки лицензиата в план проведения проверок на соответствующий календарный год. Выездные проверки проводятся по месту нахождения и (или) ведения образовательной деятельности лицензиатов. В соответствии с Положением о лицензировании документарные проверки проводятся по месту нахождения лицензирующего органа путем изучения документов и сведений, имеющихся в лицензирующем органе и (или) представленных лицензиатами и другими лицами, а также путем анализа информации, размещенной на официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 32 Закона
Определение № 305-ЭС19-5018 от 19.04.2019 Верховного Суда РФ
ей бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности в связи с изменением перечня образовательных услуг – намерением организации оказывать образовательные услуги по реализации образовательной программы «Юриспруденция» (40.03.01), уровень образования – бакалавриат. Рособрнадзором проведена документарная проверка представленного организацией заявления и приложенных к нему документов, по результатам проверки составлен акт от 09.02.2018, в соответствии с которым предложено считать лицензиата прошедшим проверку возможности выполнения лицензионных требований по заявленной программе. Рособрнадзором проведена внеплановая выездная проверка организации по адресу: г. Москва, ул. Малая Почтовая, д. 2/2, стр. 8 (указан организацией в качестве места осуществления образовательной деятельности ), по результатам проверки составлен акт от 20.02.2018, согласно которому выявлены несоответствия организации лицензионным требованиям: отсутствие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с государственными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата); отсутствие у образовательной организации высшего образования специальных условий для получения образования обучающимися с
Постановление № А15-1299/19 от 13.11.2019 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
пункта 6 настоящего Положения. Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нарушения, указанные в выданных университету предписаниях 15.06.2018 № 07-55-77/15-Л, от 15.06.2018 № 07-5576/15-З, от 13.08.2018 №07-55-120/18-З/ПП и от 09.11.2018 № 07-55-163/15-Л/ВВ, относятся к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности. Во исполнение вновь выданного предписания от 09.11.2018 №07-55-163/15-Л/ВВ об устранении нарушений лицензионных требований со сроком исполнения до 22.01.2019 университетом в Рособрнадзор 21.01.2019 представлен отчет об исполнении предписания с приложенными к нему документами. При анализе представленных документов, материалов и фактическом осмотре мест осуществления университетом образовательной деятельности , лицензирующий орган установил, что вновь выданное предписание от 09.11.2018 №07-55-163/15-Л/ВВ учреждением в полной мере не исполнено, указанные в нем нарушения в полном объеме не устранены, что отражено в акте проверки от 23.01.2019 №10/ВП/КП/Л/ВВ. Таким образом, неисполнение университетом в полном объеме и в установленный срок предписания от 09.11.2018 №07-55-163/15-Л/ВВ подтверждено материалами проверки исполнения предписания. В ходе рассмотрения дела
Решение № А51-10527/18 от 22.10.2018 АС Приморского края
предоставлении государственной услуги по предоставлению лицензии на осуществление образовательной деятельности по месту осуществления образовательной деятельности в филиале ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище МО РФ» (Владивостокское президентское кадетское училище), провести проверку его на соответствие лицензионным требованиям, об обращении принятого решения к немедленному исполнению. Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: В удовлетворении заявленных требований Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» о признании незаконным уведомления Департамента образования и науки Приморского края от 13.03.2018 г. № 22 об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению лицензии на осуществление образовательной деятельности федеральному государственному казенному общеобразовательному учреждению «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» по месту осуществления образовательной деятельности в филиале федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» (Владивостокское президентское кадетское училище) по адресу: 690062, Россия, Приморский край, г. Владивосток, Камский переулок, д. 6; об обязании
Решение № А37-358/19 от 01.07.2019 АС Магаданской области
759, 008 литра алкогольной продукции. Реализация данного объема алкогольной продукции, свидетельствует о розничной продаже алкогольной продукции (на вынос), а не употреблении посетителями в объекте общественного питания - кафе, что является несоответствием лицензионному требованию, установленному абз. 38 п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ - розничная продажа алкогольной продукции в случае осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности. Также в ходе проверки установлено, что в нежилых помещениях на первом этаже жилого дома, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Колымская, дом 10, корп. 1, располагается Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр». Согласно лицензии, выданной Министерством образования и молодежной политики Магаданской области № 624 от 15.06.2017, данное учреждение осуществляет образовательную деятельность и находится в непосредственной близости к кафе «Сливки», расстояние от входной двери кафе «Сливки» до дверей в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» составляет 29, 9 метра, что является нарушением
Решение № А28-5466/2011 от 15.09.2011 АС Кировской области
Положения). Для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 9 статьи 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании», лицензиат представляет в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление и приложение к документу, подтверждающему наличие лицензии (пункт 11 действующего Положения). Таким образом, нормативными актами, действовавшими на момент проверки соблюдения общеобразовательным учреждением лицензионных требований и условий, и действующими на момент обращения Департамента образования Кировской области в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии, выданной школе, установлена обязанность лицензиата обратиться в лицензирующий орган в случае изменения адреса нахождения и мест осуществления образовательной деятельности , осуществление которой должно производиться в оснащенном здании, отвечающем требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования. Согласно пунктам 23 - 24 статьи 33.1 Закона об образовании в случае выявления нарушения лицензионных требований и условий лицензирующий орган выдает лицензиату и (или) его учредителю предписание об устранении выявленного нарушения. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения,
Решение № 12-246/2013 от 08.07.2013 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)
предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, согласиться нельзя, он противоречит правильно установленным фактическим обстоятельствам дела и закону. Как правильно вменено НОУ ..., лицензии на осуществление образовательной деятельности на двух ..., где она фактически осуществлялась, юридическое лицо не имеет, поскольку два отдельных места осуществления образовательной деятельности не указаны в приложении к ранее выданной лицензии. Данные действия к числу грубых нарушений лицензионных требований и условий, установленных п.5, подп. а,б п. 6 Постановления Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" не относятся, поскольку на указанные два места осуществления образовательной деятельности (...) лицензия не выдавалась. Ссылка судьи первой инстанции о привлечении НОУ ... к административной ответственности за эти же действия по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ постановлением судьи Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 21.05.2013г. по делу №..., необоснованна. Данным судебным актом от 21.05.2013г. по делу №... НОУ ... подвергнута административной ответственности за осуществление образовательной деятельности штатными педагогическими работниками, образовательный