статьями 6, 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», пунктом 6.8.11. Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, учитывая привлечение общества к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, принимая во внимание уточнение управлением площади повреждения в результате перекрытия плодородного слоя почвы, которая составила 3096 кв. м, пришли к выводу о взыскании вреда, рассчитанного на основании Методикиисчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238 (далее - Методика исчисления размера вреда). Суды отклонили доводы общества о нарушениях отбора проб, заявлявшего, что пробы с уменьшенного участка не изымались, соответствие координат ранее отобранных проб измененной площади участка, подвергнутого загрязнению, суд не проверял. Между тем судами при рассмотрении спора не было принято во внимание следующее. В силу пункта 1 статьи 77 Закона
представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт проверки, акт отбора почв, руководствуясь статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 6, 13, 42, 76 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3, 5, 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору», Методикойисчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238 (далее - Методика исчисления размера вреда), Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 № 525/67 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», пришли к выводу об обоснованности иска Управления. Суды исходили из
среды), например лесной растительности, животному миру, подземным водам. Как следует из статьи 1 Закона № 7-ФЗ, компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Соответственно, для исчисления вреда, причиненного разным компонентам природной среды, применяются разные методики: Методика № 107, Методика № 273, Методикаисчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.07.2010 № 238, Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 639, и иные. Возмещению подлежит вред, причиненный каждому компоненту природной среды, возмещение одного вида вреда другим не заменяется. Проводимые какие-либо работы восстановительного характера в отношении того или иного компонента природной среды, будь то лес или объекты животного
отсутствии – исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Вред, причиненный почвам, как компоненту природной среды, сформировавшемуся на поверхности земли, состоящему из минеральных веществ горной породы, подстилающей почву, органических веществ, образовавшихся при разложении отмерших остатков животных и растений, воды, воздуха, живых организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающему плодородием, в результате их загрязнения, порчи, уничтожения плодородного слоя почвы, исчисляется на основании Методикиисчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238. Согласно пункту 3 данной методики исчисление размера вреда при самовольном снятии, уничтожении или порче почв в лесах производится в соответствии с Методикой № 273. Из положений Методики № 273, которая была применена в рамках дела № А75-21624/2007 (впоследствии утратившей силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730), и утвержденных этой методикой такс, в том числе пункта
Как следует из Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 689 от 15.11.2006 г. государственный земельный надзор не охватывает спорные правоотношения по возмещению ущерба (вреда) причиненного землям лесного фонда. Кроме того, обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, истец произвел расчет вреда согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2010 г. № 238 (далее – Методика исчисления вреда почвам ). Согласно расчету истца ущерб составляет 9 428 400 руб. Между тем, согласно абзацу 2 пункта 3 методики исчисление размера вреда при самовольном снятии, уничтожении или порче почв в лесах производится в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам, лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г. № 273 (далее – Методика исчисления вреда
Российской Федерации в рамках осуществления государственного лесного надзора. Данная позиция соответствует сложившейся судебной практике, в частности, изложена в решении Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу А75-1541/2012 от 29.04.2014 г. Кроме того, обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, истец произвел расчет вреда согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 г. № 238 (далее – Методика исчисления вреда почвам ). Согласно расчету истца ущерб составляет 13 863 000 руб. Между тем, согласно абзацу 2 пункта 3 Методики исчисление размера вреда при самовольном снятии, уничтожении или порче почв в лесах производится в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам, лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г. № 273 (далее – Методика исчисления вреда
ООО «ВИТа», уполномоченным лицом составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Рассмотрев материалы административного дела, постановлением Волгоградский районный суд Астраханской области от 01.03.2017 признал общество виновным во вменяемом правонарушении и назначил наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. В соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 (далее – Методика исчисления вреда почвам ) Управлением были произведены расчеты размера вреда, причиненного почвам, как объекту окружающей природной среды. В связи с отказом в добровольном порядке возместить вред, причиненный почве, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьями 12, 13, 42 и 74 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3, 4, 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
привлечении кооператива к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ (т.1, л.д. 65-68). Постановление являлось предметом оспаривания в Горномарийском районном суде Республики Марий Эл и в Верховном Суде Республики Марий Эл, решениями которых оно оставлено без изменения (т.1, л.д. 109-112, т.2, л.д. 16-19). Управлением произведен расчет вреда в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 (далее – Методика исчисления вреда почвам ). Согласно расчету общий размер вреда, причиненного почвам земельного участка с кадастровым номером 12:02:1440101:551, с учетом площади загрязненной территории составил 217 728 руб. Ввиду отказа СПК «Птицефабрика Горномарийская» добровольно компенсировать вред, причиненный окружающей среде, управление обратилось в арбитражный суд с иском о его возмещении. Требование заявлено государственным органом в пределах его компетенции. Согласно статье 5 Закона об охране окружающей среды к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной