ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Мнение в аудиторском заключении - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Информационное сообщение Минфина России от 21.12.2016 N ИС-аудит-11 <О Международных стандартах аудита>
соответствующего раскрытия информации" МСА 550 "Связанные стороны" МСА 560 "События после отчетной даты" МСА 570 (пересмотренный) "Непрерывность деятельности" МСА 580 "Письменные заявления" МСА 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)" МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов" МСА 620 "Использование работы эксперта аудитора" МСА 700 (пересмотренный) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности" МСА 701 "Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении" МСА 705 (пересмотренный) "Модифицированное мнение в аудиторском заключении " МСА 706 (пересмотренный) "Разделы "Важные обстоятельства" и "Прочие сведения" в аудиторском заключении" МСА 710 "Сравнительная информация - сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность" МСА 720 (пересмотренный) "Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации" МСА 800 "Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения" МСА 805 "Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности" МСА 810 "Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности"
Постановление Правительства РФ от 27.12.1997 N 1640 "О продлении срока реализации Федеральной целевой программы "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"
действиям индивидуального аудитора, аудиторской организации при наличии дополнительной информации, сопутствующей бухгалтерской (финансовой) отчетности. + (п. 2.1.18 в ред. Изменения от 23.12.2021 N 62) (см. текст в предыдущей редакции) 2.1.19. пункт 30 ФСАД 1/2010 Нарушение индивидуальным аудитором, аудиторской организацией требования к подготовке аудиторского заключения в количестве экземпляров, согласованном с аудируемым лицом и/или подготовка менее двух экземпляров аудиторского заключения (по одному для индивидуального аудитора или аудиторской организации и аудируемого лица). + 2.2. ФСАД 2/2010 "Модифицированное мнение в аудиторском заключении " 2.2.1. пункт 13 ФСАД 2/2010 Индивидуальный аудитор или аудиторская организация не выразили мнение с оговоркой в случае, если влияние искажений, выявленных на основании полученных аудиторских доказательств, являлось существенным, но не всеобъемлющим, или отсутствовала возможность получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств и возможное влияние необнаруженных искажений могло быть существенным, но не всеобъемлющим. + (менее трех случаев в проверяемом периоде) + (три и более случаев в проверяемом периоде) 2.2.2. пункт 15 ФСАД 2/2010 Индивидуальным аудитором,
Постановление Правительства РФ от 27.12.1997 N 1640 "О продлении срока реализации Федеральной целевой программы "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"
оформления аудиторского заключения. + 2.1.18. пункты 26 - 28 ФСАД 1/2010 Нарушение требований к действиям индивидуального аудитора, аудиторской организации при наличии дополнительной информации, сопутствующей бухгалтерской (финансовой) отчетности. + 2.1.19. пункт 30 ФСАД 1/2010 Нарушение индивидуальным аудитором, аудиторской организацией требования к подготовке аудиторского заключения в количестве экземпляров, согласованном с аудируемым лицом и/или подготовка менее двух экземпляров аудиторского заключения (по одному для индивидуального аудитора или аудиторской организации и аудируемого лица). + 2.2. ФСАД 2/2010 "Модифицированное мнение в аудиторском заключении " 2.2.1. пункт 13 ФСАД 2/2010 Индивидуальный аудитор или аудиторская организация не выразили мнение с оговоркой в случае, если влияние искажений, выявленных на основании полученных аудиторских доказательств, являлось существенным, но не всеобъемлющим, или отсутствовала возможность получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств и возможное влияние необнаруженных искажений могло быть существенным, но не всеобъемлющим. + (менее трех случаев в проверяемом периоде) + (три и более случаев в проверяемом периоде) 2.2.2. пункт 15 ФСАД 2/2010 Индивидуальным аудитором,
Постановление Правительства РФ от 24.07.1999 N 851 "О создании Омского кадетского корпуса Министерства обороны Российской Федерации"
по аудиторской деятельности при подготовке аудиторских заключений о годовой бухгалтерской отчетности, годовой консолидированной финансовой отчетности, иной соответствующей отчетности целесообразно руководствоваться Сборником примерных форм аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, который размещен на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru в разделе "Аудиторская деятельность - Стандарты и правила аудита - Разъяснения и рекомендации". Выражение модифицированного мнения об отчетности, в том числе в связи с ненадлежащим раскрытием информации Согласно МСА 705 <1> аудитор должен выразить модифицированное мнение в аудиторском заключении в случаях, когда: -------------------------------- <1> Аналогичные требования установлены ФСАД 2/2010. на основании полученных аудиторских доказательств аудитор приходит к выводу о том, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, содержит существенные искажение, или аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы сделать вывод о том, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенных искажений. 1. Аудитор выражает мнение с оговоркой, когда он, получив достаточные надлежащие аудиторские доказательства, приходит к выводу о том, что
"Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год" (Приложение к письму Минфина России от 06.02.2015 N 07-04-06/5027)
бухгалтерская отчетность достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица по состоянию на отчетную дату, результаты его финансовой деятельности и движение денежных средств за отчетный период в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности. Прежде чем приступать к формированию указанного мнения, аудитор должен убедиться, достигнута ли в ходе аудита достаточная уверенность в том, что бухгалтерская отчетность в целом не содержит существенных искажений в результате недобросовестных действий или ошибок. Аудитор должен выразить модифицированное мнение в аудиторском заключении , если: а) на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, содержит существенные искажения; б) он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы установить, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения. Рассмотрение соблюдения аудируемым лицом Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Исходя из положений ФСАД 6/2010 в ходе аудита бухгалтерской отчетности аудитор обязан учесть (рассмотреть) соблюдение аудируемым лицом
Постановление № А56-17848/17 от 31.10.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Закон № 307-ФЗ), стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, по результатам которой соответственно оформлен Акт проверки от 23.12.2016 №30. В ходе проверки Управлением были выявлены нарушения Обществом следующих требований действующего законодательства в сфере аудиторской деятельности: - Подпункт «а» пункта 3, подпункт «в» пункта 4 и подпункт «а» пункта 7 Федерального стандарта аудиторской деятельности 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении » при выполнении трех аудиторских; - Пункты 7, 12 и 14 Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица» при выполнении пяти аудиторских заданий; - Пункт 15 Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица» при выполнении пяти аудиторских заданий; - Пункты 3 и 13 Федерального стандарта аудиторской деятельности 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении», пункт 2 Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности №
Постановление № А56-17848/2017 от 20.02.2018 АС Северо-Западного округа
аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов. В ходе проверки Управлением были выявлены следующие нарушения со стороны Общества. 1. Не модицифицировало аудиторские заключения в связи с отсутствием в бухгалтерской (финансовой) отчетности, приложенной к аудиторскому заключению, информации, необходимой к раскрытию в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету, по трем аудиторским заданиям, что привело к нарушению требований подпункта «а» пункта 3, подпункта «в» пункта 4 и подпункта «а» пункта 7 Федерального стандарта аудиторской деятельности 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении ». 2. Не рассмотрело всю совокупность факторов, оказывающих и (или) способных оказать влияние на возможность аудируемого лица продолжить деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным периодом, а также не провело анализ данной руководством аудируемого лица оценки способности аудируемого лица продолжить свою деятельность непрерывно в течение как минимум 12 месяцев, в ходе выполнения пяти аудиторских заданий, что привело к нарушению требований пунктов 7, 12 и 14 Федерального
Постановление № А13-12960/2021 от 05.10.2022 АС Вологодской области
организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Согласно Перечню терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности, утвержденному Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, аудиторская проверка - мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности этого экономического субъекта. Согласно Международному стандарту аудита 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении », введенному в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н) целью аудитора является четкое выражение надлежащим образом модифицированного мнения о финансовой отчетности, которое необходимо в том случае, если: на основании полученных аудиторских доказательств аудитор приходит к выводу о том, что финансовая отчетность, рассматриваемая в целом, содержит существенные искажения, или аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы сделать вывод о том, что финансовая отчетность, рассматриваемая в целом,
Постановление № А84-2168/18 от 16.01.2019 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда
Контракта) и письменной информации (отчета, п. 5.1 Контракта). Данные документы (аудиторские заключения и отчеты) были направлены ответчику в срок, установленный Контрактом, что подтверждается квитанциями и описями вложения почтовой корреспонденции, а также не отрицается ответчиком в Письме об итогах приемки услуг от 29.01.2018г. №1978/0505-21/18. Таким образом, коллегия судей соглашается с доводами истца относительно того, что ни аудируемые лица не могут заказывать необходимый им вид аудиторского заключения. В соответствии с Международным стандартом аудита 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении », далее - MCA 705 установлена обязанность аудитора по выпуску надлежащего заключения в обстоятельствах, когда аудитор приходит к выводу о необходимости выражения модифицированного мнения о финансовой отчетности. Данный стандарт определяет три типа модифицированного мнения, а именно: мнение с оговоркой, отрицательное мнение и отказ от выражения мнения. Из приведенных норм MCA 705 следует, что отказ от выражения мнения является одним из видов аудиторского заключения. Вид аудиторского заключения (не модифицируемое или модифицируемое: мнение с оговоркой,
Постановление № А65-16104/18 от 12.11.2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
связи с тем, что в нарушение законодательства по бухгалтерскому учету ООО «Тат-Экспорт» не проводилась инвентаризация активов и обязательств перед составлениям годовой бухгалтерской отчетности. Нарушены подпункт «а» пункта 6, пункты 10, 13 Международного стандарта аудита 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности» (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н), подпункт «а» пункта 6, подпункт «а» пункта 7 Международного стандарта аудита 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении » (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 09.11.2016 № 207н). 11. При проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «ДЦД» за 2015 год, ЗАО «Касимовнеруд» за 2016 год, ОАО «Росспиртпром» за 2015 год, ООО «Тат-Экспорт» за 2016 год, АО «Шуйская водка» за 2016 год обществом при существенной величине материально производственных запасов не получены достаточные надлежащие аудиторские доказательства относительно количества и состояния материально- производственных запасов (присутствуя при их инвентаризации и/или
Решение № 2-72(3)/2014 от 24.03.2014 Энгельсского районного суда (Саратовская область)
главным бухгалтером Сухановой Л.Н. в размере 1093445 рублей, что нанесло ущерб организации. Истица считает свое увольнение незаконным, поскольку основания ее увольнения не соответствуют фактическим обстоятельствам. Считает, что ранее наличие ущерба проверялось судом и не подтвердилось, что нашло свое отражение в решении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Истица утверждает, что все выплаты производились ею в соответствии с договором о совместной деятельности при наличии доверенностей. Аудиторская проверка была проведена без предоставления аудитору доверенностей. Кроме того, по ее мнению, в аудиторском заключении сделан вывод о наличии нарушений бухгалтерской дисциплины, а не причинении ущерба. В судебном заседании Суханова Л.Н. и ее представитель Андреенко Ю.Н. поддержали исковые требования в полном объеме. Суханова Л.Н. пояснила, что она работала в ООО «Жилкомсервис» в должности главного бухгалтера и в октябре 2013 года была уволена с работы в связи с утратой доверия к ней со стороны работодателя. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она была восстановлена на работе. Однако директору ООО «Жилкомсервис» Никишину И.Л.
Определение № 33-1710 от 28.04.2011 Тверского областного суда (Тверская область)
Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по составлению смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, представление их общему собранию членов товарищества для утверждения возложена именно на правление товарищества собственников жилья. Отказывая в удовлетворении иска, суд обоснованно сослался на то, что в отношении истцов не имело места распространение не соответствующих действительности, порочащих честь и достоинство сведений, а было высказано оценочное суждение правления ТСЖ «», которое является выражением субъективного мнения ответчика. Согласно аудиторскому заключению , представленному суду ответчиком, по результатам обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности ТСЖ « за 2007 год, 2008 год, 2009 год установлено, что имела место недостоверная информация об активах и обязательствах ТСЖ, отраженных по счетам учета, имели место в деятельности ТСЖ факты нарушения положений собственного Устава, Жилищного кодекса РФ, Трудового кодекса РФ. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ОБЭП ОМ № УВД по г. Твери, ДД.ММ.ГГГГ в ОМ № УВД по г. Твери поступило обращение