ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Налогообложение выходного пособия - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 09АП-45572/2015 от 01.08.2016 Верховного Суда РФ
работникам вознаграждений, не связанных с трудовой деятельностью, однако в целях налогообложения перечень выплат в пользу работников ограничен. Такие выплаты для их отнесения к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли, должны быть связаны непосредственно с выполнением работниками своих трудовых обязанностей в рамках трудовых отношений. Таким образом, при решении вопроса о возможности принятия в качестве расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций суммы дополнительной компенсации, выплачиваемой работнику при расторжении трудового договора по соглашению сторон, необходимо исходить из того, связаны ли данные компенсационные выплаты с выполнением работником трудовой функции. Инспекция считает ошибочным толкование судом кассационной инстанции изменений, внесенных в пункт 9 статьи 255 Налогового кодекса и вступивших в силу с 01.01.2015, поскольку данной нормой налогоплательщикам предоставлено право учитывать в составе расходов на оплату труда суммы выходного пособия , порядок выплаты которых установлен статьей 178 Трудового кодекса, а не относить в состав расходов денежные компенсации при увольнении по соглашению сторон, не предусмотренные действующим трудовым
Определение № 305-КГ16-17247 от 15.03.2017 Верховного Суда РФ
этом размер произведенных выплат каждому работнику при расторжении трудового договора не превышал двух окладов, увеличенных на надбавку, что сопоставимо с размером выходного пособия, выплачиваемого работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. Указанное обстоятельство, по мнению банка, свидетельствует об экономической обоснованности произведенных выплат и допустимости их признания в целях налогообложения прибыли данного общества. Кроме того, экономическая оправданность расходов на выплату «компенсаций» увольняемым работникам, с точки зрения общества, состояла в минимизации затрат, имея в виду, что в случае увольнения работников по сокращению штатов им причитались бы большие суммы выходного пособия . Вместе с тем, представленные обществом доказательства не исследовались судами, как и не исследовался вопрос об экономической оправданности спорных затрат, с учетом доводов, заявляемых банком и налоговым органом при рассмотрении данного дела. Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене
Определение № А42-2473/17 от 14.06.2019 Верховного Суда РФ
и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.02.2019 по тому же делу по заявлению общества о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее - инспекция) от 23.12.2016 № 9 в части: - уменьшения убытка, сформированного налогоплательщиком при исчислении налога на прибыль организаций за 2012 – 2013 годы, в связи с выводом налогового органа о неправомерном включении в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения 1 336 300 рублей единовременных выплат (выходных пособий ) при расторжении трудовых договоров при увольнении работников по соглашению сторон, а также 1 563 937 рублей затрат по содержанию объектов непроизводственного назначения; - доначисления 3 167 102 рублей налога на имущество организаций, начисления 1 183 717 рублей 98 копеек пеней и 633 421 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ); - привлечения к ответственности на основании статьи 120 НК РФ в
Постановление № А09-18249/16 от 13.09.2017 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, уполномоченный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом лица, не перечислившего в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, которые были удержаны при выплате выходных пособий и (или) заработной платы. В связи с принятием Закона № 186-ФЗ в судебной практике возник вопрос о возможности возбуждения дела о банкротстве лица, не перечислившего в бюджет суммы налога, которые были удержаны им при выплате не освобожденных от налогообложения выходных пособий и (или) заработной платы. Пункт 1 ст. 7, п. 1 ст. 11 Закона о банкротстве (в редакции Закона № 186-ФЗ) наделяют правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом не только самого должника, его конкурсных кредиторов, уполномоченный орган, но и работников (бывших работников) должника, имеющих непогашенные требования по выплате выходных пособий и (или) по оплате труда. Поскольку уплата налога на доходы физических лиц производится за счет средств, причитающихся гражданам
Постановление № 07АП-6535/19 от 05.09.2019 Седьмой арбитражного апелляционного суда
лица, не перечислившего в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, которые были удержаны при выплате выходных пособий и (или) заработной платы. В связи с принятием Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 186-ФЗ) в судебной практике возник вопрос о возможности возбуждения дела о банкротстве лица, не перечислившего в бюджет суммы налога, которые были удержаны им при выплате не освобожденных от налогообложения выходных пособий и (или) заработной платы. Пункт 1 статьи 7, пункт 1 статьи 11 Закона о банкротстве (в редакции Закона № 186-ФЗ) наделяют правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом не только самого должника, его конкурсных кредиторов, уполномоченный орган, но и работников (бывших работников) должника, имеющих непога- шенные требования по выплате выходных пособий и (или) по оплате труда. Поскольку уплата налога на доходы физических лиц производится за счет средств, причитающихся
Постановление № А13-811/18 от 26.07.2018 АС Вологодской области
агентом и несет обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате налога. Суд первой инстанции, учитывая разъяснения, содержащиеся в пунктах 4, 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, верно отразил, что наличие задолженности по НДФЛ, не перечисленного в бюджет при удержании сумм этого налога налоговым агентом при выплате не освобожденных от налогообложения выходных пособий и (или) заработной платы, наличие задолженности по страховым взносам является основанием для возбуждения дела о банкротстве как по заявлению руководителя должника, так и по заявлению уполномоченного органа. В пункте 6 статьи 226 НК РФ установлено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. Кроме того, в главе 23 НК РФ содержатся иные сроки перечисления НДФЛ налоговым агентом в зависимости от категории физических
Постановление № А06-11555/15 от 28.07.2016 АС Астраханской области
оплате труда. Поскольку уплата налога на доходы физических лиц производится за счет средств, причитающихся гражданам (пункт 9 статьи 226 НК РФ), и при удержании сумм этого налога должник распоряжается, в частности, частью вознаграждения за труд, уполномоченный орган применительно к положениям пункта 1 статьи 7 Закона о банкротстве вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом лица, не перечислившего в бюджет суммы налога, которые были удержаны им при выплате не освобожденных от налогообложения выходных пособий и (или) заработной платы. Однако указанные ошибочные выводы судов не привели к принятию неправильных судебных актов. Прекращая производство по делу, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, также руководствовался положениями абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве и исходил из отсутствия у должника имущества, необходимого для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве, и доказательства, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты
Постановление № А55-27666/2017 от 27.03.2018 АС Самарской области
Поскольку уплата налога на доходы физических лиц производится за счет средств, причитающихся гражданам (пункт 9 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации), и при удержании сумм этого налога должник распоряжается, в частности, частью вознаграждения за труд, уполномоченный орган применительно к положениям пункта 1 статьи 7 Закона о банкротстве вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом лица, не перечислившего в бюджет суммы налога, которые были удержаны им при выплате не освобожденных от налогообложения выходных пособий и (или) заработной платы. В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве, заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, к должнику-гражданину - не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Согласно пункту
Апелляционное определение № 33А-3502/14 от 08.12.2014 Южного окружного военного суда
превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка. В соответствии с разъяснениями Минфина России от 3 июля 2012 г. № 03-04-08/6-185 для целей применения п. 3 ст. 217 НК РФ при выплате единовременного пособия при увольнении с военной службы в качестве среднего месячного заработка следует рассматривать средний размер месячного денежного довольствия военнослужащего. Вопреки доводам автора апелляционной жалобы, гарнизонный венный суд правильно истолковал и применил п. 3 ст. 217 НК РФ, в котором предусмотрено налогообложение суммы выходного пособия , превышающей трехкратный размер месячного денежного довольствия военнослужащего. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 19 сентября 2014 г. по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника 91 финансово-экономической службы Черноморского флота – без удовлетворения. Председательствующий Судьи: