ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Назначение штрафа в минимальном размере - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 N 1-П "По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Маслянский хлебоприемный пункт"
статей 17, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости. 4.3. Таким образом, положение части 5 статьи 19.8 КоАП Российской Федерации, предусматривающее во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами назначения административного наказания возможность привлечения юридического лица к административной ответственности в виде административного штрафа в определенных им пределах - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 17, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3), постольку, поскольку установленный этим положением значительный минимальный размер административного штрафа в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" и "ВОЛМЕТ", открытых акционерных обществ "Завод "Реконд", "Эксплуатационно-технический узел связи" и "Электронкомплекс", закрытых акционерных обществ "ГЕОТЕХНИКА П" и "РАНГ" и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Детская городская больница N 3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики"
обратилось с заявлением об оспаривании указанного решения, посчитал назначенное ему наказание чрезмерным и, руководствуясь Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N 1-П, уменьшил размер административного штрафа до двадцати тысяч рублей (решение от 18 февраля 2013 года). Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд решение арбитражного суда первой инстанции в части уменьшения размера назначенного административного штрафа отменил, указав, что санкция части 1 статьи 9.1 КоАП Российской Федерации не допускает назначения административного штрафа ниже предусмотренного ею для юридических лиц минимального размера в двести тысяч рублей и что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N 1-П распространяется только на случаи применения в отношении юридических лиц административного наказания в виде административного штрафа за административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 19.8 КоАП Российской Федерации (постановление от 21 мая 2013 года). 1.3. Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП Российской Федерации нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований
Определение № А40-73223/17 от 22.12.2017 Верховного Суда РФ
000 рублей; № 31-00412 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей; № 31-00411 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей, установил: решением Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2017, оспариваемые постановления № 31-00412, № 31-00413, № 31-00414 признаны незаконными в части назначенного административного наказания, административный штраф снижен судом до минимального размера санкции; производство по делу в части оспаривания постановления № 31-00411 прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, считая их принятыми с нарушения норм материального и процессуального права. Согласно положениям части 7 статьи
Постановление № 13АП-5341/2014 от 08.06.2015 Верховного Суда РФ
вида наказания. Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» на основании постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П внесены изменения – указанная статья дополнения положениями, согласно которым при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица (в данном случае предпринимателя), допускается возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2). Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или
Постановление № 304-АД14-534 от 17.11.2014 Верховного Суда РФ
для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания. Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении. При таких обстоятельствах назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в сумме 500 000 рублей в минимальном размере , предусмотренном санкцией части 1 статьи 15.19 Кодекса
Постановление № А42-9035/16 от 27.09.2017 АС Северо-Западного округа
пунктом 14 указанных Правил. При этом в качестве квалифицирующего признака правонарушения суды двух инстанций учли, что Общество ранее уже привлекалось к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Как следствие указанного, суды отметили наличие в действиях АО «Апатит» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Принимая во внимание названные обстоятельства, а также факт соблюдения антимонопольным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности, само назначение штрафа в минимальном размере санкции исходя из нормы части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о законности и обоснованности оспоренного заявителем постановления УФАС. Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что в спорный период АО «Апатит» не являлось собственником упомянутого объекта (ЛЭП-6кВ Л-40), ранее уже приводились при рассмотрении дела и получили надлежащую правовую оценку судов первой и апелляционной инстанций. Суды установили, что право собственности на спорный объект Общество
Постановление № 13АП-17389/19 от 16.07.2019 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Общество в материалы дела не представлено. АО «Янтарьэнерго» имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил N 861. Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о наличие в действиях АО «Янтарьэнерго» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Принимая во внимание названные выше обстоятельства, а также соблюдение антимонопольным органом процедуры привлечения АО «Янтарьэнерго» к административной ответственности, назначение штрафа в минимальном размере санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности оспариваемого заявителем постановления УФАС. Доводы подателя жалобы о несоответствии назначенного наказания характеру совершенного правонарушения, чрезмерный размер административного штрафа и наличие оснований для его снижения до 300 000 рублей, подлежат отклонению. В рассматриваемой ситуации Управлением назначен штраф в размере 600 000 руб. с учетом положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а именно
Постановление № А05-12677/19 от 10.07.2020 АС Архангельской области
выводу о наличии в действиях Кооператива состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 10.8 КоАП РФ. Суды обосновано сочли, что назначенное на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ Управлением административное наказание в виде штрафа в размере 151 000 руб. является справедливым, соразмерным выявленному нарушению с учетом характера этого правонарушения и степени вины лица его совершившего. Так, при назначении наказания Управлением учтено, что Кооператив является градообразующим предприятием и назначение штрафа в минимальном размере (300 000 руб.) может повлиять на его финансовую устойчивость. В виду повторного совершения правонарушения и наличия реальной угрозы жизни и здоровью людей (притом что Кооператив включен в реестр субъектом малого и среднего предпринимательства) суд счел невозможным применить положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и заменить штраф на предупреждение. Оценив все обстоятельства в совокупности, суды констатировали отсутствие оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения по данному делу статьи 2.9 КоАП РФ,
Апелляционное постановление № 22-326/17 от 13.03.2017 Ярославского областного суда (Ярославская область)
года в связи с незначительным доходом и отсутствием имущества, за счет которого можно выплатить штраф. Постановлением суда от 11 января 2017 года Щеникову отказано в удовлетворении данного ходатайства. В апелляционной жалобе адвокат в интересах осужденного просит постановление отменить и вынести новое решение о предоставлении отсрочки уплаты штрафа на 3 года. Указывает, что суд фактически уклонился от оценки указанных в ходатайстве обстоятельств, сославшись на учет материального положения семьи Щеникова при вынесении приговора и назначение штрафа в минимальном размере . Ссылка на законность штрафа лишает смысла положение ч.2 ст.398 УПК РФ, предусматривающей возможность отсрочки или рассрочки штрафа на срок до 5 лет при условии, что немедленная уплата штрафа является для осужденного невозможной. Щеников привел убедительные доказательства, подтверждающие отсутствие реальной возможности немедленно уплатить штраф, сославшись на сведения о доходах семьи в настоящее время, обосновав возможность выплаты штрафа в дальнейшем при освобождении и трудоустройстве. Помощник прокурора Сизов Д.В. подал возражение, в котором просит
Постановление № 4А-500/19 от 25.07.2019 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)
а также характера самого противоправного деяния, нарушающего правоотношения, возникающие при обороте гражданского и иного вида оружия на территории Российской Федерации, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, оснований для признания деяния ФИО1 малозначительным судьями обоснованно не усмотрено. При этом мировым судьей были учтены смягчающие обстоятельства, в том числе то, что ФИО1 сдал оружие, на которое срок действия разрешения истек, самостоятельно явившись в орган, выдавший разрешение, о чем свидетельствует назначение штрафа в минимальном размере санкции ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о допущении судами нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Принимая во внимание изложенное, оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены либо изменения не имеется. Руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ, постановил: постановление мирового судьи Катаевского судебного участка