ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Нецентрализованная система водоотведения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 10-АД22-34 от 15.07.2022 Верховного Суда РФ
и водоотведения. В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы. Частью 1 статьи 18 указанного закона установлено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных названным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Аналогичные требования были установлены пунктом 86 Правил холодного
Апелляционное определение № АПЛ20-307 от 08.10.2020 Верховного Суда РФ
и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Определяя вопросы обеспечения безопасной эксплуатации централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении » предусматривает, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных
Определение № 304-ЭС15-10279 от 09.09.2015 Верховного Суда РФ
с организацией, эксплуатирующей эту систему. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), заключают договоры теплоснабжения и поставки горячей воды в соответствии с Законом о теплоснабжении (пункты 2, 3, 4 статьи 7 Закона о водоснабжении). Обязанность организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями Закона о водоснабжении, предусмотрена пунктом 1 статьи 8 названного Закона. Аналогичные правила взаимоотношений потребителей с теплоснабжающей организацией по горячему водоснабжению по открытой системе предусмотрены Законом о теплоснабжении. Из положений Закона о водоснабжении, Закона о теплоснабжении следует, что лицом, обязанным заключить соответствующий договор с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, горячей воды, энергопотребляющие установки которых находятся в системе теплоснабжения, водоснабжения является единая теплоснабжающая
Постановление № А29-2930/18 от 25.02.2019 АС Республики Коми
2 Закона № 416-ФЗ установлено, что централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Как было указано выше, спорные участки сетей предназначены для обслуживания нескольких многоквартирных домов по водоотведению и являются технологически связанными объектами, в связи с чем следует признать указанные сети централизованными. Кроме того, суд первой инстанции в оспариваемом решении не привел критериев для отнесения спорных сетей к нецентрализованной системе водоотведения, учитывая, что определения « нецентрализованная система водоотведения » в Законе № 416-ФЗ (в частности статье 2 названного закона) не содержится. Согласно части 5 статьи 8 Закона № 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети
Постановление № 11АП-4385/2017 от 14.06.2017 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации, и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления. Такое толкование названных норм согласуется с проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленном Минстроем России 10.05.2016, в частности, вводящим понятие « нецентрализованная система водоотведения » - сооружения и устройства (в том числе выгребные ямы), не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения, предназначенные для приема сточных вод. Предпосылки для указанных изменений изложены в пояснительной записке к законопроекту, в частности, указано, что во избежание коллизии с законодательством Российской Федерации об обращении с отходами производства и потребления, понятие «жидкие бытовые отходы» заменяется формулировкой «сточные воды, сбрасываемые с использованием нецентрализованной системы водоотведения». Позиция предприятия подтверждается письмом Минприроды России от
Постановление № 07АП-8315/2021 от 21.09.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда
жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Перечень работ и услуг, выполняемых управляющей организацией, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения утверждается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. В многоквартирных домах №№ 55а, 53а, 53, 51, 47, 45 по ул. Полевая, № 60 по пер. Кирпичный в г. Татарске Татарского района Новосибирской области сброс канализационных стоков осуществляется в выгребные емкости ( нецентрализованная система водоотведения ). Размер расходов на оказание данной услуги должен определяться собственниками на общем собрании и быть согласованным с управляющей организацией. В ходе проверочных мероприятий жилищной инспекцией охвачен период с октября 2019 года по февраль 2020 года. В указанный период, а именно в январе 2020 года заявителем осуществлены доначисления за услугу вывоз ЖБО за предыдущие периоды. Суд первой инстанции установил, что протоколы общих собраний собственников помещений ни об утверждении размера платы за вывоз ЖБО, ни
Решение № 2А-2154/16 от 13.05.2016 Новгородского районного суда (Новгородская область)
нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416-ФЗ) централизованной системой водоотведения (канализации) является комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Понятие нецентрализованная система водоотведения в Законе №416-ФЗ и иных нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в сфере водопроводно-канализационного хозяйства, отсутствует. В силу ст. 2 Закона №416-ФЗ организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) отведения, отдельных объектов таких систем. Система дождевой канализации Общества является отдельным объектом водоотведения. Таким образом, Общество эксплуатирует отдельные объекты системы водоотведения и, соответственно, подпадает под определение понятия «организация, осуществляющая водоотведение». Из материалов
Определение № 88-8895/2021 от 22.06.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
по соглашению от 24 января 2020 года, поскольку центральная система водоотведения в г.п. Зеленоборск отсутствует, не учитывают, что действующее законодательство, закрепляющее не обязанность органов местного самоуправления по организации централизованного водоотведения, а полномочия, которые могут быть реализованы ими в данной сфере, не исключает, что в границах различных муниципальных образований централизованной системы водоотведения (как и системы водоснабжения) может не иметься, и в этом случае применяются правила сбора и вывоза отходов, установленные для неканализированных домовладений ( нецентрализованная система водоотведения ). Таким образом, учитывая, что выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права судами не допущено, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции ОПРЕДЕЛИЛА: апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам