ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № АКПИ23-912 от 19.12.2023 Верховного Суда РФ
и их должностных лиц. Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. Федерального закона или иного нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, иным образом регулирующего отношения, связанные с установлением нормативов потребления коммунальных услуг, не имеется. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое в части нормативное положение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не
Апелляционное определение № 45-АПА19-5 от 10.04.2019 Верховного Суда РФ
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 ГрК РФ). Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 8 статьи 1 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются нормативные правовые акты органов местного самоуправления . Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования. Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7, 8 статьи 1 ГрК РФ). Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30-35 ГрК РФ и включает принятие главой местной
Апелляционное определение № 127-АПА19-14 от 25.07.2019 Верховного Суда РФ
административных истцов, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему. Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекс РФ (далее-ГрК РФ) утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются нормативные правовые акты органов местного самоуправления . Из материалов дела усматривается, что главой администрации городского округа Судак Республики Крым 27 сентября 2018 г. принято постановление № ИЗО «О внесении на рассмотрение Судакского городского совета проекта решения «Об утверждении Генерального плана городского округа Судак Республики Крым». На заседании 78 сессии первого созыва Судакского городского совета, состоявшимся 15 ноября 2018 г., принято решение № 850, которым утвержден Генеральный план. Данное решение опубликовано в газете «Судакские Вести», № 46(644) 22 ноября
Определение № 127-АПА19-15 от 15.08.2019 Верховного Суда РФ
Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее. Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закона № 131-ФЗ), пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются нормативные правовые акты органов местного самоуправления . Из материалов дела следует, что главой администрации городской округ Евпатория Республики Крым 04 сентября 2018 г. на рассмотрение Евпаторийского городского совета Республики Крым внесен проект решения «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория». На заседании 81 сессии первого созыва Евпаторийского городского совета Республики Крым, состоявшемся 02 ноября 2018 г., принято решение № 1-81/1, которым утвержден Генеральный план. Данное решение опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» № 46 23 ноября 2018
Постановление № А72-7813/2007 от 25.03.2008 АС Поволжского округа
большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт, при этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-Ф3 «О рекламе» (далее Закон о рекламе) обжаловать в арбитражный суд нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской власти, нормативные правовые акты органов местного самоуправления вправе саморегулируемые организации в сфере рекламы, представляющие собой объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданных в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их исполнением. В данном случае постановление Главы города оспаривает Некоммерческое партнерство «Ассоциация Коммуникационных Агентств Ульяновской области» (НП АКАУ), которое учреждено юридическими лицами и гражданами в целях, указанных в статье 32
Постановление № А69-1061/06 от 19.09.2007 АС Восточно-Сибирского округа
представителей и постановление мэра г. Кызыл о ставках арендной платы на территории г. Кызыла, опубликованные в газетах «Центр Азии» и «Вести Кызыла», действуют и подлежат применению. Арбитражный суд округа соглашается с данными выводами суда апелляционной инстанции. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. В пункте 2 статьи 9 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. В статье 35 Устава городского округа – «Город Кызыл Республики Тыва» определено, что правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в средствах массовой информации, определенных городским Хуралом. Как следует из материалов дела, в городе Кызыле нормативно не определены
Постановление № А67-2216/2021 от 20.12.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда
службы по Томской области для согласования изменений, вносимых в пункт 45 концессионного соглашения, просило предоставить текст изменений, предлагаемых к внесению в концессионное соглашение, согласованный концедентом; решение концедента о заключении концессионного соглашения. К указанному письму обществом был приложен проект дополнительного соглашения к концессионному соглашению от 06.10.2015 № 2. В качестве основания для изменения существенного условия соглашения ООО «Сети Плюс» указало на то, что в период действия соглашения были приняты и вступили в силу нормативные правовые акты органов местного самоуправления , согласно которым было отменено действие дополнительной меры социальной поддержки по предоставлению гражданам льготы по возмещению РФНП, в связи с чем ухудшилось положение концессионера по сравнению с тем положением, в котором ООО «Сети Плюс» находилось на момент заключения концессионного соглашения. Проанализировав содержание письма Администрации от 26.02.2021 № 01/696, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что из содержания указанного письма не следует, что Администрацией исследовались изложенные ООО «Сети Плюс» в заявлении
Постановление № А59-1555/14 от 29.09.2015 АС Дальневосточного округа
Российской Федерации» следует, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации). Таким образом, при разрешении вопроса о природе правопреемства при реорганизации управляющей компании в форме выделения в приоритетном порядке
Решение № 2-554/2013 от 08.10.2013 Уржумского районного суда (Кировская область)
района Кировской области» об обязании совершить определенные действия, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Уржумского района Кировской области обратился в суд с иском к Муниципальному образованию «Лазаревское сельское поселение Уржумского района Кировской области» в лице Муниципального казенного учреждения «Администрация Лазаревского сельского поселения Уржумского района Кировской области» об обязании совершить определенные действия - представить в управление по вопросам местного самоуправления администрации Правительства Кировской области в документальном и электронном виде нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципального образования «Лазаревское сельское поселение», подлежащие включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Кировской области, а также сведения об их официальном опубликовании (обнародовании) за 2011, 2012 и истекший период 2013 г. В обоснование исковых требований поясняет, что в результате проверки соблюдения муниципальным образованием «Лазаревское сельское поселение Уржумского района» обязанности по формированию регистра муниципальных нормативных правовых актов установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 43.1. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-03 "Об общих
Решение № 2-556/2013 от 22.10.2013 Уржумского районного суда (Кировская область)
района Кировской области» об обязании совершить определенные действия, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Уржумского района Кировской области обратился в суд с иском к Муниципальному образованию «Шурминское сельское поселение Уржумского района Кировской области» в лице Муниципального казенного учреждения «Администрация Шурминского сельского поселения Уржумского района Кировской области» об обязании совершить определенные действия - представить в управление по вопросам местного самоуправления администрации Правительства Кировской области в документальном и электронном виде нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципального образования «Шурминское сельское поселение», подлежащие включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Кировской области, а также сведения об их официальном опубликовании (обнародовании) за 2011, 2012 и истекший период 2013 г. В обоснование исковых требований поясняет, что в результате проверки соблюдения муниципальным образованием Шурминское сельское поселение Уржумского района обязанности по формированию регистра муниципальных нормативных правовых актов установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 43.1. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-03 "Об общих
Решение № 2-557/2013 от 22.10.2013 Уржумского районного суда (Кировская область)
района Кировской области» об обязании совершить определенные действия, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Уржумского района Кировской области обратился в суд с иском к Муниципальному образованию «Уржумское городское поселение Уржумского района Кировской области» в лице Муниципального казенного учреждения «Администрация Уржумского городского поселения Уржумского района Кировской области» об обязании совершить определенные действия - представить в управление по вопросам местного самоуправления администрации Правительства Кировской области в документальном и электронном виде нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципального образования «Уржумское городское поселение», подлежащие включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Кировской области, а также сведения об их официальном опубликовании (обнародовании) за 2011, 2012 и истекший период 2013 г. В обоснование исковых требований поясняет, что в результате проверки соблюдения муниципальным образованием «Уржумское городское поселение Уржумского района» обязанности по формированию регистра муниципальных нормативных правовых актов установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 43.1. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-03 "Об общих
Решение № 2-555/2013 от 22.10.2013 Уржумского районного суда (Кировская область)
района Кировской области» об обязании совершить определенные действия, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Уржумского района Кировской области обратился в суд с иском к Муниципальному образованию «Русско-Турекское сельское поселение Уржумского района Кировской области» в лице Муниципального казенного учреждения «Администрация Русско-Турекского сельского поселения Уржумского района Кировской области» об обязании совершить определенные действия - представить в управление по вопросам местного самоуправления администрации Правительства Кировской области в документальном и электронном виде нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципального образования «Русско-Турекское сельское поселение», подлежащие включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Кировской области, а также сведения об их официальном опубликовании (обнародовании) за 2011, 2012 и истекший период 2013 г. В обоснование исковых требований поясняет, что в результате проверки соблюдения муниципальным образованием «Русско-Турекское сельское поселение Уржумского района» обязанности по формированию регистра муниципальных нормативных правовых актов установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 43.1. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-03 "Об общих