в г. Куртамыш Курганской области, для хозяйственно-питьевых и хозяйственно-бытовых нужд и технологического обеспечения водой промышленных объектов г. Куртамыш. Участок недр имеет статус горного отвода. Согласно пункту 7 приложения № 1 к лицензии пользователь недр обязан осуществлять добычу подземных вод из указанных одиночных скважин в пределах установленной величины - 863,96 куб. м в сутки. Управлением была проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом обязательных требований в области охраны окружающей среды, в том числе использование и охрана водных объектов . По результатам проверки составлен акт от 01.11.2017 № 03-11/22 и вынесено предписание от 01.11.2017 № 03-10/25, которым в срок до 01.10.2018 предписано осуществлять пользование недрами с целью добычи подземных вод посредством указанных одиночных скважин при наличии согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта - проекта водозабора. Общество, полагая, что данное предписание является незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявленного требования общества отказали.
водоохранной зоне озера Байкал, незаконными строениями, находящимися на береговой линии, относящейся к землям водного фонда. Отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) регулируются наряду с другими федеральными нормативными правовыми актами Водным кодексом Российской Федерации, который как часть водного законодательства основывается на принципе значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека приоритета охраны водных объектов перед их использованием (часть 2 статьи 2, пункты 1 и 2 статьи 3 поименованного кодекса). Охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (пункт 17 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации). Береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки по среднемноголетнему уровню вод в период, когда она не покрыта льдом (пункт 2 части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации). Покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, земли относятся к землям водного фонда (подпункт 1 пункта 1 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно части 1
эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (пункт 1 статьи 34 упомянутого закона). В соответствии с частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов , которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 8.13
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 301-АД14-3449 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Москва 9 июня 2015 г. Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника ОАО «ИНТЕР РАО-Электрогенерация» ФИО1, действующего на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов по Республике Коми, начальника отдела надзора за водными ресурсами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми от 28 августа 2013 г. № 05-99/13, решение Арбитражного суда Республики Коми от 25 января 2014 г. по делу № А29-6593/2013, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2014 г., состоявшиеся в отношении ОАО «ИНТЕР РАО-Электрогенерация» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности. Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. В силу части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения предприятия к административной ответственности) невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
правоотношений, которые не носят публичного характера. В обоснование иска истец указал на допущенное со стороны муниципального органа бездействие в области соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при реализации полномочий собственника источника водоснабжения, выразившееся в непринятии мер по организации зон санитарной охраны, что препятствует надлежащему исполнению истцом принятых обязательств (т.е. осуществлению деятельности общества как водопользователя). По мнению истца, в силу части 1 статьи 27, частей 1, 2 статьи 43, части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации охрана водных объектов , находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется органами местного самоуправления, поэтому обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и их утверждению лежит именно на администрации как на органе местного самоуправления, обладающим полномочиями собственника в отношении указанных объектов. Однако суды не рассмотрели спор по существу с учетом приведенных норм действующего законодательства и условий концессионного соглашения. Вывод о том, что общество является обязанным лицом по организации зон санитарной охраны, основан
объект - река Хауки-лампи-йоки отказано на основании акта обследования (рассмотрения документации) ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" от 31.10.2018. В акте обследования (рассмотрения документации) ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" от 31.10.2018 содержится вывод о невозможности выполнения заключения о соответствии (несоответствии) проекта (материалов, документации) "Проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект р. Хауки-лампи-йоки. МУП "Городские сети" МО г. Заполярный" требованиям "СанПиН 2.1.5.980-00. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов . Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы", "ГН 2.1.5.1315-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Гигиенические нормативы", "ГН 2.1.5.2307-07 Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водоемов. Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Гигиенические нормативы" по следующим причинам: - отсутствие данных об использовании (неиспользовании) реки Хауки-лампи йоки для целей питьевого, хозяйственно-бытового, рекреационного водопользования, - отсутствие