22); в нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 24); определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах (пункт 31); представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях. В представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ от 28 января 2010 г. N ГКПИ09-1614 Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., при секретаре Г., с участием прокурора Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М., Б. о признании частично недействующим пункта 24 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг , утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, установил: Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила). Постановление официально опубликовано в изданиях "Собрание законодательства Российской Федерации", 29 мая 2006 г., N 22, ст. 2338, "Российская газета", N 114, 31 мая 2006 г. Пунктом 24 Приложения к Правилам предусмотрено, что норматив потребления электрической
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ от 26 апреля 2011 г. N ГКПИ11-246 Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А., при секретаре Г., с участием прокурора Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Х. о признании недействующим пункта 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг , утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, установил: Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила). Постановление официально опубликовано в изданиях Собрание законодательства Российской Федерации, 29 мая 2006 г., N 22, ст. 2338, "Российская газета", 31 мая 2006 г. Согласно пункту 16 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не
установил: постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. N 344 утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг (далее - Изменения). Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" от 19 апреля 2013 г., на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20 апреля 2013 г., Собрании законодательства Российской Федерации N 16, 22 апреля 2013 г. Абзацем первым подпункта "а" пункта 1 Изменений в Правилах установления и определениянормативовпотреблениякоммунальныхуслуг , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, в пункте 7 исключен абзац третий подпункта "в", а подпунктом "б" пункта 1 Изменений признан утратившим силу абзац второй пункта 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Подпунктом "а" пункта 2 Изменений в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г.
края. Обосновывая свои возражения, заявитель указал, что эксперт не учел, что коммунальные услуги предоставляются потребителям-гражданам, проживающим в жилых помещениях многоквартирных жилых домов, и применение Методики № 105 (МДС 41-04.2000) является необоснованным. При отсутствии норматива потребления соответствующего коммунального ресурса, который по каким-либо причинам не был установлен уполномоченным органом, расчет этого норматива должен осуществляться экспертом в том же порядке, что и уполномоченным органом, с применением методик, формул и показателей, содержащихся в Правилах установления и определениянормативовпотреблениякоммунальныхуслуг , утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306. При проведении экспертных исследований Шишканов О.Г. использовал коэффициент тепловых потерь в размере 0,3, предусмотренный Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя Российской Федерации от 06.05.2000 г. № 105, однако применение данного коэффициента является, по мнению ответчика, неправомерным. Заявитель полагает, что подлежит применению значение коэффициента тепловых потерь КТП, содержащиеся в таблице 10 Приложения к
(горячего) водоснабжения (централизованное, водонагреватели), оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно- техническим оборудованием (унитазы, раковины, мойки, души, ванны различной длины). Таким образом, на определение норматива потребления коммунальной услуги по водоснабжению в жилых помещениях влияют: вид системы водоснабжения, оснащенность данных помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, дифференциация названных нормативов в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов в зависимости от установленных в этих домах видов и конструктивных особенностей водонагревателей (на твердом топливе, электротитаны, газовые, проточные, емкостные) Правилами № 306 не предусмотрена. Не установлена такая зависимость и приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10 августа 2015 г. № 575/пр «Об установлении количества процедур пользования одним водоразборным устройством в течение календарного месяца, применяемых в целях расчета нормативов потреблениякоммунальныхуслуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях» (далее - Приказ № 575/пр), на противоречие оспариваемого приказа пунктам 6, 7 и 8 приложения
(пункт 1 предписания). Общество не согласилось с пунктом 1 предписания и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суды, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями стаей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь статьями 198, 200, 201 названного Кодекса, статьями 156, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, приказом № 75-мпр, признали пункт 1 оспариваемого предписания не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы общества. Судами
края. Обосновывая свои возражения, заявитель указал, что эксперт не учел, что коммунальные услуги предоставляются потребителям-гражданам, проживающим в жилых помещениях многоквартирных жилых домов, и применение Методики № 105 (МДС 41-04.2000) является необоснованным. При отсутствии норматива потребления соответствующего коммунального ресурса, который по каким-либо причинам не был установлен уполномоченным органом, расчет этого норматива должен осуществляться экспертом в том же порядке, что и уполномоченным органом, с применением методик, формул и показателей, содержащихся в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг , утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306. При проведении экспертных исследований Шишканов О.Г. использовал коэффициент тепловых потерь в размере 0,3, предусмотренный Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя Российской Федерации от 06.05.2000 г. № 105, однако применение данного коэффициента является, по мнению ответчика, неправомерным. Заявитель полагает, что подлежит применению значение коэффициента тепловых потерь КТП, содержащиеся в таблице 10 Приложения к
апреля 2015 г. Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «МАСТЕР-РЕМОНТ» на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.09.2014 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.12.2014 по делу № А26-2065/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МАСТЕР-РЕМОНТ» (г. Петрозаводск, Республика Карелия; далее – общество) о признании недействующим решения Петрозаводского городского совета (далее – городской совет) от 26.12.2007 № XXVI/XIV-207, не соответствующего Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (с учетом уточнения требований), установила: к участию в деле привлечена прокуратура Республики Карелия. Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 12.09.2014, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.12.2014, производство по делу прекращено на основании пункта 7 части 1 статьи 150 и части 7 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального
первой инстанции согласился с Университетом, указав, что он действовал в соответствии с указаниями заказчика. Суд апелляционной инстанции, оставляя выводы суда без изменения в этой части, в тоже время указал на возможность устранения недостатков работы в процессе их дальнейшего исполнения. Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусмотрен в раздел V Правил № 306. Согласно пункту 31 Правил № 306 определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах. В силу пункта 32 уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными данными Правилами требованиями.
представленного расчета, истец просит взыскать задолженность за отпущенную теплоэнергию в сентябре-октябре 2008 года в сумме 6 553 333 руб. 71 коп. Расчеты количества потребленной теплоэнергии произведены истцом на основании Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воды при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной зам. Председателя Госстроя России 12.08.2003г., Правил учета тепловой энергии и теплоносителей от 12.09.2005г., Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 « Определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода». Согласно п. 3.17. названной Методики, а также п.п. 9.8., 9.9. Правил учета тепловой энергии и теплоносителей» Вк-4936 от 12.09.1995г. при отсутствии приборов учета количество тепловой энергии определяется энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре, и показаний приборов узла учета источника теплоты. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 раздел 2 «Определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода» пунктом 15 определено, что часовая тепловая
удовлетворил требование ОАО энергетики и электрификации «Камчатскэнерго», взыскав с ответчика неоплаченную стоимость потребленной тепловой энергии за период с 01.01.2008 по 30.06.2008. Расчеты количества потребленной теплоэнергии произведены истцом на основании Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воды при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной зам. Председателя Госстроя России 12.08.2003г., Правил учета тепловой энергии и теплоносителей от 12.09.2005г., Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 « Определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода». Согласно п. 3.17. названной Методики, а также п.п. 9.8., 9.9. Правил учета тепловой энергии и теплоносителей» Вк-4936 от 12.09.1995г. при отсутствии приборов учета количество тепловой энергии определяется энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре, и показаний приборов узла учета источника теплоты. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 раздел 2 «Определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода» пунктом 15 определено, что часовая тепловая
суммы нормативов холодного водоснабжения и горячего водоснабжения в жилых помещениях. Таким образом, в случае отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, принимается организацией, осуществляющей водоотведение, равным объему воды, поданной в этот многоквартирный дом из всех источников централизованного водоснабжения. Формула расчета норматива потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях содержится в разделе II « Определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода» приложения № 1 к Правилам № 306. Согласно пункту 23 названного раздела приложения № 1 к Правилам N 306 (в редакции, действовавшей на момент установления нормативов) при расчете суммарного расхода холодной и горячей воды в жилых помещениях одним из значений формулы является количество процедур пользования 1 водоразборным устройством в течение 1 календарного месяца, которое определяется уполномоченным органом, в
без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Представленный истцом расчет проверен судом первой инстанции и признан правильным. При этом суд счел обоснованным применение истцом в расчете объема потребленной тепловой энергии положений пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307. Также учел, что определение нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с разделом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» производится по определенной формуле, в соответствии с которой граждане платят за отопление независимо от отопительного сезона. Применение истцом тарифа на тепловую энергию, учитывая при этом, что абзацами 2 и 3 пункта 18 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 установлено, что: «При
(далее - Ассоциация) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просила признать недействующим со дня его принятия акт, содержащий разъяснения законодательства и обладающий нормативными свойствами, - разъяснения Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее -Министерства) от 01.02.2017 г., размещенные на официальном сайте htpp://www.tarii74.ru/, адресованные управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам Челябинской области, полностью, в том числе в части, что « определение нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды производилось на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, в которых отсутствовали в составе общего имущества в многоквартирном доме чердачные и подвальные помещения», а также в части, что «до принятия нормативов потребления электрической энергии в целях содержания имущества в многоквартирном доме при расчете размера расходов на оплату электроэнергии, используемой в целях содержания общего имущества, с 1 января 2017 года следует применять площади помещений, не являющихся
разбирательства не оспаривались. Согласно пунктам 13, 19 Правил № 306нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1 к Правилам. Указанные Правила № 306 устанавливают приоритет метода аналогов перед расчетным методом. Невозможность применения метода аналогов должна быть обоснованна наличием объективных обстоятельств из числа перечисленных в пункте 21 Правил. Метод аналогов предусматривает определение нормативов потребления коммунальных услуг на основании данных о фактическом объеме потребления коммунальных ресурсов по приборам учета, установленным в многоквартирных домах и жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства дома и климатическими условиями. При этом количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в
не оспаривались. Согласно пунктам 13, 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1 к Правилам. Указанные Правила № 306 устанавливают приоритет метода аналогов перед расчетным методом. Невозможность применения метода аналогов должна быть обоснованна наличием объективных обстоятельств из числа перечисленных в пункте 21 Правил. Метод аналогов предусматривает определение нормативов потребления коммунальных услуг на основании данных о фактическом объеме потребления коммунальных ресурсов по приборам учета, установленным в многоквартирных домах и жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства дома и климатическими условиями. При этом количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в