ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Органы местного самоуправления - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 8-КГ21-17 от 21.03.2022 Верховного Суда РФ
первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой»). Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации). Положения, касающиеся конституционного права на жилище, находят отражение и в установленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №
Кассационное определение № 49-ИКАД24-1 от 29.02.2024 Верховного Суда РФ
избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий (пункт 7 части 1 статьи 20 поименованного кодекса). Административные дела о защите избирательных прав, за исключением предусмотренных статьей 20 КАС РФ, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции (статья 19 упомянутого кодекса). В том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) избирательных комиссий, на которые возложены полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления , а также окружных избирательных комиссий по выборам в представительные органы муниципальных образований, территориальных и участковых избирательных комиссий; об оспаривании действий или бездействия (за исключением бездействия в форме уклонения от принятия решения) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации; об оспаривании ответов избирательных комиссий на обращения граждан, касающихся избирательных прав, принятых не в форме решения (абзацы второй, шестой и седьмой пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27
Определение № 3-109/04 от 27.10.2004 Верховного Суда РФ
в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий указанной категории граждан, а ст. 4 указанного Закона также установлено, что дополнительные гарантии указанной категории граждан, предоставляются в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Частью второй статьи 4 указанного Закона определены основные полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению этих дополнительных гарантий. Вместе с тем, исходя из общих принципов организации органов государственной власти, органы местного самоуправления , в том числе и исполнительные органы местного самоуправления, не могут быть отнесены к структуре «органов исполнительной власти», а в соответствии со ст. 12 Конституции РФ, ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.1995. они не входят в систему органов государственной власти. По мнению заявителя полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложены федеральным законодательством на органы государственной власти, но не на
Постановление № А05-5686/14 от 04.08.2015 АС Северо-Западного округа
2010-2011 годах, для которых были приняты свои порядки их предоставления и расходования. В 2010-2011 годах тарифы на тепловую энергию для теплоснабжающих организаций (третьих лиц), а также льготные тарифы для населения устанавливались соответствующими постановлениями Агентства по тарифам и ценам Архангельской области, и поскольку результате этого возникла разница в тарифах, именно Архангельская область обязана компенсировать теплоснабжающим организациям убытки, связанные с межтарифной разницей. В указанные годы выплата субсидий производилась на покрытие разницы в тарифах производилась через органы местного самоуправления муниципальных районов и поселений, которые осуществляли соответствующе государственные за счет средств субсидий, полученных из областного бюджета. Органы местного самоуправления при расходовании средств субсидий несут ответственность только за нецелевое использование субсидий и за достоверность предоставляемых документов. Доказательств нарушения порядка предоставления субсидий не представлено. Прекращение у третьих лиц статуса теплоснабжающих организаций, а также их тяжелое материальное положение, вследствие которого излишне перечисленные средства субсидий не были возвращены в бюджет, не находятся в сфере ответственности ответчика (Администрации).
Постановление № А55-12844/2021 от 16.12.2021 АС Поволжского округа
обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, прекратить производство по делу либо принять новый судебный акт и в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в жалобе. В частности заявитель кассационной жалобы указывает, что у субъекта Российской Федерации отсутствует обязанность предоставлять жилые помещения лицам, страдающим хроническими заболеваниями, а также инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов; такие полномочия по предоставлению жилья указанной категории граждан возложены на органы местного самоуправления ; арбитражными судами не правильно применены нормы материального права, а также не учтены разъяснения, изложенные в определениях Верховного Суда Российской Федерации. От Министерства управления финансами Самарской области поступил отзыв на кассационную жалобу, в которой поддерживает доводы кассационной жалобы, просит обжалуемые судебные акты отменить. От Администрации поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее,
Решение № 3А-61/2021 от 16.07.2021 Амурского областного суда (Амурская область)
2018 г. № 16-Р-ТГД-VII, которое по своей природе является муниципальным правовым актом, содержащим нормы по охране труда, примененным в отношении административного истца, явились основанием для привлечения административного истца к дисциплинарной ответственности, что подтверждается копией распоряжения председателя Тындинской городской Думы от 11 мая 2021 г. № 54-лс «Об объявлении выговора Железнякову И.А.». О применении в отношении административного истца статьи 10 Закона Амурской области № 99-ОЗ, а также о том, что на основании данной нормы органы местного самоуправления , в частности председатель Тындинской городской Думы якобы наделен правом принимать муниципальные правовые акты в сфере охраны труда, которые, по мнению прокуратуры, применимы в отношении административного истца, также следует из содержания писем Тындинской городской прокуратуры от 31 мая 2021 г. № 327ж-2021, прокуратуры Амурской области от 4 июня 2021 г., от 23 июня 2021 г., возражений прокуратуры Амурской области от 21 июня 2021 г. на административное исковое заявление Железнякова И.А. к заместителю Тындинского
Решение № 01-12/113 от 13.04.2012 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)
кандидатов); Северо-Осетинским региональным отделением политической партии «Либерально-демократическая партия России» (4 кандидата), исследованных судом. Как установлено судом и следует из материалов дела, после принятия решений по итогам голосования согласно протоколам участковых избирательных комиссий были замещены 25 депутатских мандатов. Из протокола Территориальной избирательной комиссии Ирафского района о результатах выборов по муниципальному избирательному округу Ирафского района РСО-Алания от 7 марта 2012 года усматривается, что в соответствии с частью 2 статьи 64.30 закона РСО-Алания «О выборах в органы местного самоуправления РСО-Алания» к распределению депутатских мандатов были допущены следующие муниципальные списки кандидатов: Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в РСО-Алания -9; Ирафское местное отделение Всероссийской политической партии « Единая Россия» -11; Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 5. Фамилии, имена, отчества зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами, из каждого муниципального списка кандидатов, указанные в протоколе, исследовались судом. Судом установлено, что после принятия решений территориальной избирательной комиссией Ирафского района от 7 марта 2012 года № 35/443-3
Решение № 2-99/13 от 18.06.2013 Мазановского районного суда (Амурская область)
решения Мазановского Совета народных депутатов от -- ---р «О внесении изменений в положение о порядке назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим района и лицам, замещавшим муниципальные должности района, утвержденное решением районногоСовета народных депутатов от -- ---р» были приняты в рамках полномочий -- Совета народных депутатов, и не противоречит действующему законодательству, в связи, с чем отсутствуют основания для признания оспариваемого муниципального правового акта недействительным. Представитель администрации --, считает, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять размер пенсии за выслугу лет в пределах, установленных федеральным законодательством, поскольку доплата к пенсии за выслугу лет является лишь дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств местного бюджета исходя из его возможности.Изучив материалы дела, выслушав объяснение сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого муниципального правового акта органа местного самоуправления, суд не усматривает оснований для признания его недействительным по следующим основаниям.Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и
Решение № 2-432/14 от 29.08.2014 Мазановского районного суда (Амурская область)
жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее -поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (далее -пострадавшие граждане, граждане).Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.При этом Закон наделил органы местного самоуправления государственными полномочиями -- по предоставлению гражданам социальной выплаты на капитальный ремонт на срок до --.В соответствии со ст. -- от -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта» постановлением -- от -- -- утвержден Порядок расходования субвенции областного бюджета, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на осуществления государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам,