ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Основания признания гражданина нуждающимся - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2003 N КАС03-183 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 04.03.2003 N ВКПИ03-5, которым отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным пункта 11 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054>
законодательством субъектов Российской Федерации, но она не является основанием для признания военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как эти вопросы регулируются только жилищным законодательством, о чем прямо указано в ст. 15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих". Так, статья 28 ЖК РСФСР определяет, что правом на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищных фондов наделены граждане, в установленном законом порядке признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. Исчерпывающий перечень оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий приведен в статье 29 ЖК РСФСР. В жилищном законодательстве не имеется нормы, позволяющей признавать граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий только на том основании, что они не имеют дополнительной жилой площади при наличии на нее права. Право на дополнительную площадь может быть реализовано при предоставлении жилья в случае признания гражданина нуждающимися в улучшении жилищных условий на основаниях, предусмотренных ст. 29 ЖК РСФСР. Что же касается действий Правительства РФ, то
Решение Верховного Суда РФ от 02.03.2011 N ГКПИ11-104 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153>
месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальной квартире. Как следует из приведенной нормы, государственная гарантия распространялась лишь на тех граждан, из числа указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1, которые нуждались в улучшении жилищных условий, и имела своей целью перевести их в категорию граждан, обеспеченных жильем. При этом не устанавливались основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и порядок предоставления им жилых помещений. Данные вопросы регулировались действовавшими в то время Жилищным кодексом РСФСР, согласно пункту 1 части второй статьи 32 которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, и Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от
Решение Верховного Суда РФ от 14.01.2003 N ВКПИ02-114 <Об отказе в удовлетворении жалобы о признании частично незаконным и не подлежащим применению Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ России, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р>
Правительства Российской Федерации не соответствующим законодательству Российской Федерации. Не противоречит названное распоряжение Правительства РФ и Указу Президента РФ от 1 марта 1997 г. N 182с, согласно которому заявитель уволен с военной службы, так как это распоряжение не регулирует правоотношения, связанные с порядком увольнения военнослужащих с военной службы. То обстоятельство, что в соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 наличие жилой площади в закрытых военных городках является основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, также само по себе не является основанием для признания оспариваемого распоряжения Правительства РФ противоречащим указанному выше Постановлению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 203 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил: в удовлетворении жалобы Соколова В.Б. о признании незаконным и не подлежащим применению Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов
Решение Верховного Суда РФ от 21.12.2009 N ВКПИ09-135 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца 2 пункта 2 и пункта 6 Постановления Правительства РФ от 04.12.2008 N 902 "О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008 - 2009 годах" и подпункта "а" пункта 1 Правил приобретения в 2008 - 2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, утвержденных данным Постановлением>
лиц. Ссылка заявителя на ст. ст. 3, 4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и на ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, которым якобы противоречат абз. 2 п. 2 Постановления Правительства от 4 декабря 2008 года N 902 и подп. "а" п. 1 "Правил...", утвержденных этим же Постановлением, является беспредметной. Указанные законодательные нормы определяют гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, правовые основы статуса военнослужащих, основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и в прямой постановке не регулируют вопросы стимулирования рынка жилищного строительства и обеспечения квартирами в многоквартирных домах граждан, уволенных с военной службы, как это детально прописано в указанном Постановлении Правительства РФ. Таким образом, приведенные нормы Постановления Правительства РФ не соотносятся ни с ст. ст. 3, 4 и абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ни с ч. 1 ст. 51 Жилищного
Решение Верховного Суда РФ от 17.06.2013 N АКПИ13-503 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "в" пункта 16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153>
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к мерам социальной поддержки участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 этого Закона, относит обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз. Из указанных положений следует, что право на получение социальной выплаты имеют участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и являющиеся нуждающимися в улучшении жилищных условий. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно данной норме нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 1). При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое
Апелляционное определение № 47-АПА19-1 от 24.04.2019 Верховного Суда РФ
фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, приведены в части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из которых является проживание граждан в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом Российской Федерации случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье
Кассационное определение № 41-КАД21-29 от 02.03.2022 Верховного Суда РФ
что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, уволенные с военной службы в запас, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 6). Основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание на служебной жилой площади (подпункт «ж» пункта 7 Правил). Пунктом 4 Инструкции определено, что военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Решение № А07-6522/15 от 10.06.2015 АС Республики Башкортостан
ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечение жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны осуществляется только в том случае, если данная категория граждан в установленном законодательством порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрациях муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан осуществляется по единому принципу, исходя из норм Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилищным кодексом Российской Федерации установлены основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, которые применяются в отношении, как малоимущих граждан, так и граждан иных категорий, указанных в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации (в частности, Федеральный закон «О ветеранах»). Пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками
Постановление № Ф09-4799/18 от 23.08.2018 АС Уральского округа
в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (статья 14 ЖК РФ). В силу части 1 статьи 6 Федерального закона № 189-ФЗ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде с 01.03.2005 осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. В соответствии со статьями 49 и 51 ЖК РФ основаниями признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются, по общему правилу, два условия: их нуждаемость в жилых помещениях и признание их малоимущими, при этом малоимущими считаются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Вместе с тем по смыслу части 3 статьи 49 ЖК РФ
Решение № 2-6261/2012 от 10.10.2012 Пресненского районного суда (Город Москва)
РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. Из положений этих норм следует, что истец, поставленный на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, может быть снят с такого учета в случае, если утрачены основания, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 года, давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма. Основания признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий определялись статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР, согласно которой нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Согласно ст.38 ЖК РСФСР, норма жилой площади устанавливалась в размере двенадцати квадратных метров на одного человека. Статья
Решение № 2-65/17 от 22.02.2017 Хоринского районного суда (Республика Бурятия)
Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. В статье 51 ЖК РФ приведены основания признания гражданина, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, граждане обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п.2); проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п.3). Учетная норма в <адрес> составляет 10 кв.м., соответственно, на каждого члена семьи Злыгостевой Н.С. приходится 8,1 кв.м. (47,8 кв.м. на 6 человек). Кроме того, семья проживает в доме, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Таким образом, в