ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Отходы не относящиеся к твердым коммунальным отходам - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № А48-569/2022 от 02.09.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами Орловской области. Вывод суда о недоказанности факта нарушения ответчиком условий договора, не находит своего подтверждения. Во время судебного разбирательства ответчик признал факт недопуска транспортных средств для разгрузки на объекте АО «Экосити», что подтверждается составленными актами в количестве 108 штук. Полагает, что вывод суда о том, что в спорный период 2021 года на объект сортировки АО «Экосити» были доставлены отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам , не нашел своего подтверждения. В представленном суду апелляционной инстанции отзыве АО «ЭкоСити» возражал на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции. Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. Изучив материалы дела,
Постановление № А12-33877/2021 от 07.07.2022 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных истцом требований, представил в материалы дела договор №321/21 от 01.01.2021 на сбор и транспортирование отходов производства и потребления в твердом агрегатном состоянии, не относящихся к твердым коммунальным отходам заключенный им (заказчиком) и ООО «Коммунальное хозяйство» (исполнителем). Судом апелляционной инстанции приобщен договор к материалам дела. По условиям договора исполнитель обязуется выполнять следующие услуги: принимать и транспортировать отходы производства и потребления в твердом агрегатном состоянии (в дальнейшем « отходы»), не относящиеся к твердым коммунальным отходам Заказчика (п. 1.1. договора). Таким образом, предметом вышеназванного договора является услуга по обращению с прочими отходами, не относящимися к твердым коммунальным отходам. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 9 июня 2021 года N Ф06-4045/2021 по делу N А12-26477/2020. Истец же по настоящему спору предъявил требование об оплате оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребления отходы производства
Постановление № А48-5642/20 от 03.06.2021 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ИП Гуськова Е.К. обязалась оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Обязанности регионального оператора перечислены в разделе 4 договора. В соответствии с п. 4.1 договора региональный оператор, в числе прочего обязан принимать твердые коммунальные отходы и иные отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам , в объеме и в местах накопления, которые определены в приложении № 1 к договору; принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации. Согласно приложению № 1 к договору в качестве объекта и места накопления твердых коммунальных отходов сторонами определен ТЦ «Континент детства», расположенный по адресу: г. Орел, ул. Розы Люксембург,
Постановление № А81-3427/20 от 12.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда
Ноябрьск осуществляют складирование ТКО в места (площадки) накопления ТКО в соответствии с Территориальной схемой. Из содержания статьи 1 Закона № 89-ФЗ следует, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с указанным Федеральным законом. Отходы производства и потребления, в свою очередь, делятся на твердые коммунальные отходы и отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам (отходы от использования товаров, лом и отходы цветных и (или) черных металлов и т.д.). твердые коммунальные отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в
Постановление № 08АП-9278/19 от 14.08.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда
дальнейшей перевозки отходов, не относящихся к ТКО, истцом также не доказана, соответствующих доводов и доказательств не приведено. Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с указанным Федеральным законом. Отходы производства и потребления, в свою очередь, делятся на твердые коммунальные отходы и отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам (отходы от использования товаров, лом и отходы цветных и (или) черных металлов и т.д.). Как указано в статье 1 Закона № 89-ФЗ, твердые коммунальные отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных
Постановление № 5-134/20 от 22.01.2021 Тарногского районного суда (Вологодская область)
принадлежит Едемскому А.А. на праве совместной собственности, Едемский А.А. является арендодателем расположенных в здании помещений и по договорам аренды помещений несет обязанность, в том числе и за содержание канализации. В соответствии с блоком 7 Федерального классификационного каталога отходов, представляющего собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 мая 2017 года N 242 отходы жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам , отходам коммунальных жидких неканализационным объектам водопотребления и фекальным отходам нецентрализованной канализации присвоены код 73200000000, 73210101304 и 7 32 100 00 00 0 соответственно, данные отходы относятся к 4 классу опасности. Действия индивидуального предпринимателя Едемского А.А., допустившего вытекание отходов производства и потребления в недра и на поверхность почвы и проезжую часть улицы Советская с. Тарногский Городок, что является нарушением п. 1 ч. 2 ст. 51 ФЗ РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ
Решение № 21-113/2018 от 28.02.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
доказана, производство по делу прекратил в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Однако такие выводы судьи городского суда являются преждевременными, сделанными без исследования всех обстоятельств дела, без учета требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ. Так, в соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки отнесены к отходам жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам (код согласно ФККО 7 32000 00 00 0) и являются отходами 4 класса опасности (отходы (осадки) из выгребных ям – 7 32100 01 30 4; отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления – 7 32101 01 30 4; жидкие отходы очистки накопительных баков мобильных туалетных кабин – 7 32280 01 39 4). По результатам лабораторных исследований проб отходов, взятых из ассенизаторского автотранспорта, который осуществлял слив отходов на канализационные очистные сооружения ООО «ЧИСТОТА»,
Решение № 12-518/18 от 22.08.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (п. 9, 23, 28). Таким образом, сточные воды централизованных систем водоотведения, не подпадают под категорию отходов, обращение с которыми регулируется Законом об отходах производства и потребления. Указанный вывод подтверждается данными Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242, в соответствии с которым к отходам коммунальным относятся отходы жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам (7 32 000 00 00 0). При этом в каталоге отсутствует наименование отхода – сточные канализационные воды централизованной канализационной сети, жидкие отходы потребления. Как следует из материалов дела, ООО «Тепло» осуществляет деятельность по приему, транспортированию и очистке сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Основным видом деятельности общества, согласно сведениям ЕГРЮЛ является сбор и обработка сточных вод. Таким образом, деятельность ООО «Тепло» по водоотведению сточных вод с помощью централизованной системы водоотведения
Решение № 21-5-АК-2019 от 16.01.2019 Курского областного суда (Курская область)
отходов из канализационных колодцев на почву, судья не нашел оснований для удовлетворения жалобы МУП «Курскводоканал» на указанное выше постановление по изложенным в ней основаниям, при этом снизил размер назначенного административного штрафа. Однако, отказывая в удовлетворении жалобы, судья не учел следующее. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017г. № (ред. от 20.07.2017г.) утвержден Федеральный квалификационный каталог отходов (далее - ФККО). В ФККО имеется: код 73200000000 - отходы жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам ; 73210000000 - фекальные отходы нецентрализованной канализации; 73210101304 - отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления. При этом, в ФККО отсутствует такой вид отходов, как «жидкие хозяйственно-бытовые отходы», незаконный сброс которых на почву вменяется МУП «Курскводоканал» по настоящему делу. Таким образом, канализационные стоки, поименованные в настоящем деле «жидкие хозяйственно-бытовые отходы из канализационных колодцев», не подпадают под категорию отходов, обращение с которыми регулируется Законом об отходах производства и потребления и абз. 2 п.