дома, на нарушение требований пожарной безопасности, установленных Федеральными законами от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ), а также на расположение объекта в границах земельного участка площадью 127 кв.м, в то время как согласно требованиям к застройке территории малоэтажного жилищного строительства, установленным в Своде правил по проектированию и строительству СП 30-102-99 « Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства » (далее - СП 30-102-99), площадь земельных участков для размещения одно-двухквартирных домов должна составлять не менее 450 кв.м. В связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, решением от 17.07.2015 № 5900/301/15-55678 Кадастровая палата отказала в осуществлении кадастрового учета указанного объекта недвижимости. Предприниматель ФИО1, ссылаясь на то, что указанные решения Кадастровой платы не соответствуют действующему законодательству и нарушают ее права в предпринимательской деятельности
имеется. Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, руководствуясь статьями 222, 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 48, 49, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», Сводом правил по проектированию и строительству СП 30-102-99 « Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства », Сводом правил СП 55.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97», разъяснениями, приведенными в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пришли к выводу об обоснованности требований Администрации о признании спорного
дома, на нарушение требований пожарной безопасности, установленных Федеральными законами от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ), а также на расположение объекта в границах земельного участка площадью 287 кв.м, в то время как согласно требованиям к застройке территории малоэтажного жилищного строительства, установленным в Своде правил по проектированию и строительству СП 30-102-99 « Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства » (далее - СП 30-102-99), площадь земельных участков для размещения одно-двухквартирных домов должна составлять не менее 450 кв.м Решением от 04.04.2016 № 5900/301/16-41832 Кадастровая плата отказала в снятии приостановления. В связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, решением от 14.06.2016 № 5900/301/16-74226 Кадастровая палата отказала в осуществлении кадастрового учета указанного объекта недвижимости. Предприниматель ФИО1, ссылаясь на то, что указанные решения Кадастровой платы
повреждений части дома, находящегося в пользовании ФИО1, возникших вследствие демонтажа ФИО2 части дома и возведения нового строения, установления способов устранения нарушений строительных норм, назначена судебная строительно- техническая экспертиза. Из заключения судебной строительно-технической экспертизы от 28 февраля 2018 г. следует, что возведенное ФИО2 строение не соответствует градостроительным и строительным, противопожарным нормам и правилам, а именно статье 28 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Балабаново», требованиям пункта 5.3.4 Свода Правил 30-102-99 « Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства », пункта 7.1 Свода Правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», пункта 6.7 Свода Правил 53.13330. Расстояние между домами (от 0,48 до 0,5 м.). Расстояние между жилыми домами не соответствует требованиям Свода Правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты, которое должно составлять 12 м. Для устранения указанных нарушений экспертом предложены два варианта: по варианту 1 необходимо демонтировать часть строения и отнести его на расстояние
№ 1521 перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в связи с чем положения СП 55.13330.2016 применяются на добровольной основе. Также ошибочна ссылка судов апелляционной и кассационной инстанций на приложение к Своду правил по проектированию и строительству СП 30-102-99 « Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства », утвержденному постановлением Госстроя Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. № 94 (действующего с 1 января 2000 г.), согласно которому нижние пределы площади квартир при индивидуальном строительстве составляют 36 кв. м, поскольку указанный свод правил не актуализирован, является рекомендуемым и включен в перечень документов по стандартизации, применяемых на добровольной основе в соответствии с приказами Росстандарта от 30 марта 2015 г. № 365 (пункт 290) и от 17 апреля 2019 г.
санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В соответствии с частью 3 статьи 48 и пунктом 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса объектами индивидуального жилищного строительства являются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи. Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № 24322-СК/08 «О критерии отнесения жилого дома к объектам индивидуального жилищного строительства», абзацу 7 приложения к СП 30-102-99 « Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства "», утвержденных постановлением Госстроя России от 30.12.1999 № 94, абзацу 8 пункта 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2010 № 79 «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению характеристик жилья экономического класса в отношении жилых домов, строительство которых осуществляется с использованием средств федерального бюджета», абзацу 1 раздела 1 СП 55.13330.2011 «Свод правил. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 № 789 (далее –