ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Плата за негативное воздействие на окружающую среду изменения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь"
(часть 1), 42 и 58 Конституции Российской Федерации превращает данный публично-правовой платеж из компенсационного экологического платежа в инструмент чрезмерного ограничения права на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права собственности. Соответственно, исходя из требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации надлежит внести в действующее правовое регулирование обусловленные конституционным предназначением платы за негативное воздействие на окружающую среду изменения , которые в единстве с положениями законодательства о лицензировании, нормировании и тарифном регулировании в области охраны окружающей среды обеспечивали бы стимулирующую функцию пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления. Впредь до внесения в правовое регулирование необходимых изменений пятикратный повышающий коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду не должен применяться к специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности
"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов" (разработан Минэкономразвития России)
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий" предусмотрено: государственное регулирование и государственный контроль, включая переход к выдаче комплексных разрешений для крупных предприятий и переход к декларированию для субъектов, оказывающих незначительное воздействие; совершенствование экономических механизмов охраны окружающей среды, включая систему освобождения природопользователей от платы за негативное воздействие в случае достижения ими технологических нормативов, соответствующих наилучшим доступным технологиям; совершенствование системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду. Проектом федерального закона N 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами" предусматривается формирование правовых условий для повышения степени утилизации отходов, создания современной перерабатывающей отрасли в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами. Проектом федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части
Приказ Ростехнадзора от 29.12.2006 N 1155 "Об утверждении Типовой программы по курсу "Промышленная, экологическая, энергетическая безопасность, безопасность гидротехнических сооружений" для предаттестационной (предэкзаменационной) подготовки руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"
Приказ МПР России от 24.12.2003 N 1151 (зарегистрирован Минюстом России 02.02.2004, рег. N 5515). 126. Форма паспорта опасного отхода. Приказ МПР России от 02.12.2002 N 785 (зарегистрирован Минюстом России 16.01.2003, рег. N 4128). 127. Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. Приказ Ростехнадзора от 23.05.2006 N 459 (зарегистрирован Минюстом России 17.07.2006, рег. N 8070). 128. Форма сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы. Приказ Ростехнадзора от 31.10.2005 N 804. 129. Форма уведомления о трансграничном перемещении отходов. Приказ МПР России от 24.12.2003 N 1151 (зарегистрирован Минюстом России 02.02.2004, рег. N 5515). БЛОК 4. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая, ст. 539 - 546) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (с изменениями на 02.02.2006). 2. Федеральный закон "Об электроэнергетике" (с изменениями на 18 декабря 2006 года) от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ. 3. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от
Определение № 301-КГ14-7579 от 12.05.2015 Верховного Суда РФ
отказ управления в возврате внесенной банком платы неправомерным. Суд апелляционной инстанции, придя к выводу, что положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации к настоящему спору неприменимы и учитывая, что срок возврата излишне внесенных платежей за негативное воздействие на окружающую среду законодательно не установлен, пришел к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для взыскания с департамента процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 108 285 рублей 76 копеек и процентов с 12.11.2013 по день фактической оплаты долга с суммы 1 878 754 рубля 74 копейки по ставке 8,25% годовых и отменил решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.01.2014 в указанной части. Суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции. Между тем, суды не учли следующее. Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду ? это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В соответствии с
Определение № 309-КГ14-2379 от 27.01.2015 Верховного Суда РФ
оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Сделав вывод, что Банк самостоятельно не осуществляет размещение отходов, а передает специализированным организациям на основании гражданско-правовых договоров, суды пришли к выводу об отсутствии у Банка обязанности вносить плату за размещение отходов производства и потребления в спорном периоде и признали отказ Управления в возврате внесенной платы неправомерным. Между тем, суды не учли следующее. Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду ? это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В соответствии с пунктами 1? 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления. Под размещением отходов в силу статьи 1 Закона об отходах производства и потребления понимается хранение и захоронение отходов. Хранение
Решение № А29-16699/18 от 02.07.2019 АС Республики Коми
окружающей среды. Согласно части 6 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается. Исходя из положений приведенных выше норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает у физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ. С 01.01.2016 вступили в законную силу изменения , внесенные Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ в Федеральный закон № 7-ФЗ. На основании пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в
Решение № 3А-14/2017 от 23.03.2017 Брянского областного суда (Брянская область)
плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (в редакции, действовавшей до 15 января 2015 года), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 января 2015 года № 3 «О внесении изменений
Решение № 03-57/18 от 20.12.2018 Новгородского областного суда (Новгородская область)
экономически обоснованных расходов, поскольку Общество в Комитет с соответствующим предложением об изменении тарифов не обращалось, Комитетом экспертиза тарифных предложений не производилась. Основания для пересмотра тарифов, установленные пунктом 21 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484, у Комитета отсутствовали. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые законодательные акты)» (далее Постановление Правительства РФ № 758), на основании которого принято оспариваемое Постановление, всего лишь рекомендует, а не предписывает привести решения об установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствие с настоящим постановлением. При этом приведение тарифов в соответствие с Постановлением Правительства РФ № 758 должно осуществляться по итогам истекшего периода, а не в середине года. Определением судьи от
Решение № 03-58/18 от 24.12.2018 Новгородского областного суда (Новгородская область)
обоснованных расходов, поскольку Общество в Комитет с соответствующим предложением об изменении единого тарифа не обращалось, Комитетом экспертиза тарифных предложений не производилась. Основания для пересмотра тарифа, установленные пунктом 21 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484, у Комитета отсутствовали. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые законодательные акты)» (далее Постановление Правительства РФ № 758), на основании которого принято оспариваемое Постановление, всего лишь рекомендует, а не предписывает привести решения об установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствие с настоящим постановлением. При этом приведение тарифов в соответствие с Постановлением Правительства РФ № 758 должно осуществляться по итогам истекшего периода, а не в середине года. Определениями суда от
Решение № 3А-337/18 от 14.02.2019 Вологодского областного суда (Вологодская область)
комплекса и тарифного регулирования Вологодской области обоснованно снизил размер платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, при этом у Департамента не имелось оснований запрашивать у регулируемой организации обосновывающие материалы, как предусмотрено пунктом 26 Правил регулирования, поскольку иные показатели (затраты) при изменении тарифа не пересматривались и не менялись. Положения постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 758, утвердившего как ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, так и изменения в Основы ценообразования, содержат императивные требования, носят обязательный характер и в силу пункта 4 применяются к правоотношениям, возникшим с 01 января 2018 года. Административным истцом не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов Общества оспариваемым нормативным правовым актом. Довод административного истца о фактическом изменении объема полученных отходов в 2018 году в сторону снижения, в связи с чем установленный тариф не покрывает текущую операционную деятельность Общества не свидетельствует
Решение № 3А-257/20 от 29.10.2020 Приморского краевого суда (Приморский край)
сверх установленных нормативов состава сточных вод используется на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение вреда, причиненного водным объектам, а также в качестве источника финансирования инвестиционной программы организации водоотведения в части осуществления мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.». Постановлением Губернатора Приморского края от 20 июля 2020 года № 100-пг «О признании утратившим силу постановлений Губернатора Приморского края по вопросам взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов», опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22 июля 2020 года, в официальном печатном издании «Приморская газета», N 58(1792), 23 июля 2020 года, признаны утратившими силу постановления Губернатора Приморского края: от 22 января 2008 года № 7-пг «Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»; от 21 мая 2020 года № 64-пг «О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 22 января 2008