пошлин и налогов производится в случаях их излишнего взыскания в результате ошибки, допущенной при начислении пошлин и налогов. В тех случаях, когда излишнее взыскание произошло вследствие ошибки, допущенной таможенной службой, возврат производится в приоритетном порядке. Указанные правила формируют международный стандарт, то есть являются положениями, выполнение которых признается необходимым для достижения гармонизации и упрощения таможенных процедур и практики (пункт 1 (а) Киотской конвенции и пункты 4.18, 4.22 Генерального приложения к Киотской конвенции). Таким образом, плательщик таможенных платежей вправе требовать возврата сумм таможенных пошлин, налогов, поступивших в бюджет неосновательно (в излишнем размере) в связи с незаконными действиями и решениями таможенных органов. Защита нарушенного права по усмотрению обратившегося в суд лица может осуществляться как посредством оспаривания ненормативных правовых актов, действий (бездействия) таможенного органа, так и посредством обращения в суд с соответствующим имущественным требованием. Судебная практика исходит из того, что имущественные требования о возврате излишне поступивших в бюджет таможенных платежей, заявленные в пределах
Москва 20.09.2021 Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив кассационную жалобу Компании «Дронгос Энтерпрайзес Лимитед» (Drongos Enterprises Limited) (далее – компания, заявитель, собственник воздушного судна) на постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.05.2021 по делу № А41-104713/2019 Арбитражного суда Московской области по заявлению компании о признании незаконными и отмене решений Шереметьевской таможни (далее – таможенный орган, таможня) от 28.08.2019 №№ 10005000/280819/0000015 - 10005000/280819/0000017, 10005000/280819/0000029, 10005000/280819/0000038 (в редакции решений от 12.03.2020) в части плательщикатаможенныхплатежей (графа 1 пункта 3.3 решений), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Компании «ФИО1.» (Luxaviation S.A.) (далее – третье лицо, оператор воздушного судна), установила: решением Арбитражного суда Московской области от 29.09.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020, заявленные требования удовлетворены. Арбитражный суд Московского округа постановлением от 25.05.2021 решение и постановление судов отменил с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой
и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов гражданских отношений и внешнеэкономической деятельности, учитывая специфику форм взаимоотношений, складывающихся между частными и публичными субъектами в связи с исполнением обязанностей по уплате таможенных платежей. Федеральным законом № 311-ФЗ установлен порядок уплаты ввозных, вывозных таможенных пошлин, налогов, в соответствии с которым плательщик может использовать различные механизмы уплаты, предусмотренные статьями 116, 119, 121 данного Закона, включая внесение авансовых платежей. Согласно положениям статьи 121 Федерального закона № 311-ФЗ авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые
взыскивать суммы подлежащих уплате таможенных платежей и пеней за счет товаров, в отношении которых эти платежи не уплачены в случае отсутствия денежных средств (драгоценных металлов) на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банках, электронных денежных средств плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) или отсутствия информации о счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) или об электронных денежных средствах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность). Если плательщик не является собственником товаров, то собственник имеет право уплатить таможенные платежи, пени в отношении принадлежащих ему товаров. С момента уплаты таможенныхплатежей и пеней процедура обращения взыскания на товары прекращается (часть 8 статьи 79 Закона о таможенном регулировании). В силу части 10 статьи 79 Закона о таможенном регулировании обращение взыскания на товары производится на основании решения суда. Анализ вышеназванных положений актов таможенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что таможенные органы Российской Федерации вправе доначислять соответствующие суммы таможенных платежей, если в ходе таможенного контроля после
излишне поступивших в бюджет таможенных платежей в размере 5 773 198,30 руб., полагая, что вновь собранные доказательства, которые были приложены к заявлениям о внесении изменений в сведения, заявленные в спорных ДТ, подтверждают достоверность первоначального определения им таможенной стоимости. В случаях, когда после выпуска товаров заинтересованное лицо получает возможность доказать иной размер заявленной до выпуска (скорректированной по результатам таможенного контроля) таможенной стоимости в связи со вновь полученными документами, влияющими на достоверность определения таможенной стоимости, плательщик таможенных платежей может обратиться в таможенный орган с заявлением об их возврате в порядке, установленном статьей 147 Федерального закона № 311-ФЗ. В силу пункта 1 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных
в случаях, когда это прямо предусмотрено таким законом (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации). Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции и доводом таможни о пропуске обращения в суд с настоящим заявлением на основании следующего. Пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. В пункте 45 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, указано, что плательщик таможенных платежей вправе требовать возврата сумм таможенных пошлин, налогов, поступивших в бюджет неосновательно (в излишнем размере) в связи с незаконными действиями и решениями таможенных органов. Защита нарушенного права по усмотрению обратившегося в суд лица может осуществляться как посредством оспаривания ненормативных правовых актов, действий (бездействия) таможенного органа, так и посредством обращения в суд с соответствующим имущественным требованием. Судебная практика исходит из того, что имущественные требования о возврате излишне поступивших в бюджет таможенных платежей, заявленные в пределах
бюджету вследствие уклонения от уплаты таможенных платежей, и о том, что каждая из них должна нести уголовную ответственность лишь за те действия, которые совершила, а также вывод о том, что их действия не могут быть квалифицированы как совершенные группой лиц по предварительному сговору. Такие выводы суда основаны на правильном понимании уголовного закона, в соответствии с которым преступление, предусмотренное ч.1 и 2 ст.194 УК РФ является преступлением со специальным субъектом, к которому относится только плательщик таможенных платежей – декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, другими нормативно-правовыми актами возложена обязанность по декларированию товаров и по уплате таможенных пошлин, налогов (п.5 ст.65, ст.79, п.4 ст.188 Таможенного кодекса Таможенного союза). Соответственно, наличие у осужденных ФИО1 и ФИО2 единого преступного умысла на уклонение от уплаты таможенных платежей с лицами, уголовное дело в отношении которых выделено в отдельное производство, выполнение каждой из них и каждым из указанных лиц
дано оценки доводам стороны защиты о том, что ФИО2 не является субъектом преступления, поскольку договором поручения, заключенным между ООО «Урал Брок Сервис» и ООО «Универсал-Сервис», не предусмотрена возможность уплаты таможенных платежей и налогов таможенным представителем. Кроме того, согласно нормам налогового законодательства РФ, правил Евразийского экономического союза таможенный представитель не является плательщиком таможенных пошлин и налогов. Ссылаясь на судебную практику, автор апелляционной жалобы указывает на то, что специальным субъектом ст. 194 УК РФ является плательщик таможенных платежей – декларант или иные лица, на которых Таможенным кодексом РФ, иными нормативными актами возложена обязанность по декларированию товара и уплате таможенных платежей и налогов. Не дано судом оценки отсутствию общественно-опасных последствий от действий ФИО2 Требования налогового органа о погашении доплат таможенной пошлины, НДС, пеней выполнены в полном объеме. Кроме того, состав преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, предполагает наличие прямого умысла. При этом таможенными органами выявлены факты неполного заявления ФИО2 сведений о свойствах
сумме 23937 руб., без конфискации товаров с зачислением административного штрафа на счет получателя: 40102810045370000002, Банк получателя: Операционный департамент Банка России /Межрегиональное операционное УФК г.Москва, БИК: 024501901, Получатель: Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН: <***>, КПП: 773001001, ОКТМО: 45328000, КБК: 15311601161010000140, очередность платежа 5 (поле расчетного документа №),код ЕЛС 10000010, назначение платежа – штраф для Алтайской таможни, информация о плательщике, постановление об АП №, двузначный показатель статуса плательщика (поле расчетного документа №) «18» ( плательщик таможенных платежей ), номер и дата, УИД 15310106050000450223. Издержки по данному делу в виде расходов по проведению экспертизы в размере 1 000 руб. отнести на счет ООО «Кастомс Юнион». Издержки по делу необходимо перечислять по следующим реквизитам: счет получателя 40102810045370000002, Банк получателя: Операционный департамент Банка России /Межрегиональное операционное УФК г.Москва, БИК: 024501901, Получатель: Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН: <***>, КПП: 773001001, ОКТМО: 45328000, КБК: 15311601161010000140, очередность платежа 5 (поле расчетного документа №),код ЕЛС 10000010,
внести или перечислить в течение 30 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, по следующим реквизитам: Банк получателя: ОПЕРУ-1 Банка России, <...>, получатель: Межрегиональное операционное УФК (ФТС России); ИНН: <***>; КПП 773001001; БИК 044501002, счет 40101810800000002901; ОКАТО 45268595000; код бюджетной классификации 15311009000010000180; код Алтайской таможни 10605000; назначение платежа «штраф для Алтайской таможни»; информация о плательщике: наименование, номер и дата документа, двузначный показатель статуса плательщика (поле расчетного документа № 101) «18» ( плательщик таможенных платежей ), номер и дата. Взыскать с ООО «Сибирский лес» издержки по делу в сумме 980 рублей 49 копеек. Сумму издержек ООО «Сибирский лес» внести по следующим банковским реквизитам: Банк получателя: ОПЕРУ-1 Банка России, <...>, получатель: Межрегиональное операционное УФК (ФТС России); ИНН: <***>; КПП 773001001; БИК 044501002, счет 40101810800000002901; ОКАТО 45268595000; код бюджетной классификации 15311303010010000130; код Алтайской таможни 10605000; назначение платежа «издержки для Алтайской таможни»; информация о плательщике: наименование, номер и дата документа, двузначный
получателя – Операционный департамент Банка России <...>; БИК 044501002; КБК 153 116 01161 01 0000 140 (штрафы), счет № 40101810800000002901, Получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России); ИНН <***>; КПП 773001001; ОКАТО 45268595000. Назначение платежа – штраф по постановлению по делу об АП № 10718000-1282/2022. При заполнении расчетных документов в обязательном порядке должны быть заполнены следующие поля: в поле «101» - двузначный показатель статуса плательщика: «06» юридическое лицо, «16»- физическое лицо, «18» - плательщик таможенных платежей , не являющийся декларантом, на которого возложена обязанность по уплате таможенных платежей, «20» - кредитная организация, оформившая платежный документ по каждому платежу физического лица на перечисление таможенных платежей, уплачиваемых физическими лицами без открытия расчетного счета. В поле «107» - код таможенного органа 10718000; поле «104» - код бюджетной классификации; поле «105» - ОКТМО 45328000. При перечислении таможенных и иных платежей на счет органа федерального казначейства по поле «21» платежного документа указывается пятая очередь