ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Плательщик таможенных платежей - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 09АП-31676/18 от 15.05.2019 Верховного Суда РФ
пошлин и налогов производится в случаях их излишнего взыскания в результате ошибки, допущенной при начислении пошлин и налогов. В тех случаях, когда излишнее взыскание произошло вследствие ошибки, допущенной таможенной службой, возврат производится в приоритетном порядке. Указанные правила формируют международный стандарт, то есть являются положениями, выполнение которых признается необходимым для достижения гармонизации и упрощения таможенных процедур и практики (пункт 1 (а) Киотской конвенции и пункты 4.18, 4.22 Генерального приложения к Киотской конвенции). Таким образом, плательщик таможенных платежей вправе требовать возврата сумм таможенных пошлин, налогов, поступивших в бюджет неосновательно (в излишнем размере) в связи с незаконными действиями и решениями таможенных органов. Защита нарушенного права по усмотрению обратившегося в суд лица может осуществляться как посредством оспаривания ненормативных правовых актов, действий (бездействия) таможенного органа, так и посредством обращения в суд с соответствующим имущественным требованием. Судебная практика исходит из того, что имущественные требования о возврате излишне поступивших в бюджет таможенных платежей, заявленные в пределах
Определение № А41-104713/19 от 20.09.2021 Верховного Суда РФ
Москва 20.09.2021 Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив кассационную жалобу Компании «Дронгос Энтерпрайзес Лимитед» (Drongos Enterprises Limited) (далее – компания, заявитель, собственник воздушного судна) на постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.05.2021 по делу № А41-104713/2019 Арбитражного суда Московской области по заявлению компании о признании незаконными и отмене решений Шереметьевской таможни (далее – таможенный орган, таможня) от 28.08.2019 №№ 10005000/280819/0000015 - 10005000/280819/0000017, 10005000/280819/0000029, 10005000/280819/0000038 (в редакции решений от 12.03.2020) в части плательщика таможенных платежей (графа 1 пункта 3.3 решений), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Компании «ФИО1.» (Luxaviation S.A.) (далее – третье лицо, оператор воздушного судна), установила: решением Арбитражного суда Московской области от 29.09.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020, заявленные требования удовлетворены. Арбитражный суд Московского округа постановлением от 25.05.2021 решение и постановление судов отменил с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой
Определение № 09АП-15455/2013 от 23.11.2015 Верховного Суда РФ
и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов гражданских отношений и внешнеэкономической деятельности, учитывая специфику форм взаимоотношений, складывающихся между частными и публичными субъектами в связи с исполнением обязанностей по уплате таможенных платежей. Федеральным законом № 311-ФЗ установлен порядок уплаты ввозных, вывозных таможенных пошлин, налогов, в соответствии с которым плательщик может использовать различные механизмы уплаты, предусмотренные статьями 116, 119, 121 данного Закона, включая внесение авансовых платежей. Согласно положениям статьи 121 Федерального закона № 311-ФЗ авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые
Определение № А55-39440/19 от 27.10.2021 Верховного Суда РФ
взыскивать суммы подлежащих уплате таможенных платежей и пеней за счет товаров, в отношении которых эти платежи не уплачены в случае отсутствия денежных средств (драгоценных металлов) на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банках, электронных денежных средств плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) или отсутствия информации о счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) или об электронных денежных средствах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность). Если плательщик не является собственником товаров, то собственник имеет право уплатить таможенные платежи, пени в отношении принадлежащих ему товаров. С момента уплаты таможенных платежей и пеней процедура обращения взыскания на товары прекращается (часть 8 статьи 79 Закона о таможенном регулировании). В силу части 10 статьи 79 Закона о таможенном регулировании обращение взыскания на товары производится на основании решения суда. Анализ вышеназванных положений актов таможенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что таможенные органы Российской Федерации вправе доначислять соответствующие суммы таможенных платежей, если в ходе таможенного контроля после
Постановление № Ф03-2097/18 от 05.09.2018 АС Камчатского края
излишне поступивших в бюджет таможенных платежей в размере 5 773 198,30 руб., полагая, что вновь собранные доказательства, которые были приложены к заявлениям о внесении изменений в сведения, заявленные в спорных ДТ, подтверждают достоверность первоначального определения им таможенной стоимости. В случаях, когда после выпуска товаров заинтересованное лицо получает возможность доказать иной размер заявленной до выпуска (скорректированной по результатам таможенного контроля) таможенной стоимости в связи со вновь полученными документами, влияющими на достоверность определения таможенной стоимости, плательщик таможенных платежей может обратиться в таможенный орган с заявлением об их возврате в порядке, установленном статьей 147 Федерального закона № 311-ФЗ. В силу пункта 1 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных
Постановление № 16АП-1975/2021 от 29.06.2021 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
в случаях, когда это прямо предусмотрено таким законом (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации). Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции и доводом таможни о пропуске обращения в суд с настоящим заявлением на основании следующего. Пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. В пункте 45 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, указано, что плательщик таможенных платежей вправе требовать возврата сумм таможенных пошлин, налогов, поступивших в бюджет неосновательно (в излишнем размере) в связи с незаконными действиями и решениями таможенных органов. Защита нарушенного права по усмотрению обратившегося в суд лица может осуществляться как посредством оспаривания ненормативных правовых актов, действий (бездействия) таможенного органа, так и посредством обращения в суд с соответствующим имущественным требованием. Судебная практика исходит из того, что имущественные требования о возврате излишне поступивших в бюджет таможенных платежей, заявленные в пределах
Апелляционное постановление № 22-848/2018 от 23.05.2018 Тверского областного суда (Тверская область)
бюджету вследствие уклонения от уплаты таможенных платежей, и о том, что каждая из них должна нести уголовную ответственность лишь за те действия, которые совершила, а также вывод о том, что их действия не могут быть квалифицированы как совершенные группой лиц по предварительному сговору. Такие выводы суда основаны на правильном понимании уголовного закона, в соответствии с которым преступление, предусмотренное ч.1 и 2 ст.194 УК РФ является преступлением со специальным субъектом, к которому относится только плательщик таможенных платежей – декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, другими нормативно-правовыми актами возложена обязанность по декларированию товаров и по уплате таможенных пошлин, налогов (п.5 ст.65, ст.79, п.4 ст.188 Таможенного кодекса Таможенного союза). Соответственно, наличие у осужденных ФИО1 и ФИО2 единого преступного умысла на уклонение от уплаты таможенных платежей с лицами, уголовное дело в отношении которых выделено в отдельное производство, выполнение каждой из них и каждым из указанных лиц
Апелляционное постановление № 22-6400/2023 от 09.10.2023 Свердловского областного суда (Свердловская область)
дано оценки доводам стороны защиты о том, что ФИО2 не является субъектом преступления, поскольку договором поручения, заключенным между ООО «Урал Брок Сервис» и ООО «Универсал-Сервис», не предусмотрена возможность уплаты таможенных платежей и налогов таможенным представителем. Кроме того, согласно нормам налогового законодательства РФ, правил Евразийского экономического союза таможенный представитель не является плательщиком таможенных пошлин и налогов. Ссылаясь на судебную практику, автор апелляционной жалобы указывает на то, что специальным субъектом ст. 194 УК РФ является плательщик таможенных платежей – декларант или иные лица, на которых Таможенным кодексом РФ, иными нормативными актами возложена обязанность по декларированию товара и уплате таможенных платежей и налогов. Не дано судом оценки отсутствию общественно-опасных последствий от действий ФИО2 Требования налогового органа о погашении доплат таможенной пошлины, НДС, пеней выполнены в полном объеме. Кроме того, состав преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, предполагает наличие прямого умысла. При этом таможенными органами выявлены факты неполного заявления ФИО2 сведений о свойствах
Постановление № 5-812/2022 от 16.08.2022 Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край)
сумме 23937 руб., без конфискации товаров с зачислением административного штрафа на счет получателя: 40102810045370000002, Банк получателя: Операционный департамент Банка России /Межрегиональное операционное УФК г.Москва, БИК: 024501901, Получатель: Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН: <***>, КПП: 773001001, ОКТМО: 45328000, КБК: 15311601161010000140, очередность платежа 5 (поле расчетного документа №),код ЕЛС 10000010, назначение платежа – штраф для Алтайской таможни, информация о плательщике, постановление об АП №, двузначный показатель статуса плательщика (поле расчетного документа №) «18» ( плательщик таможенных платежей ), номер и дата, УИД 15310106050000450223. Издержки по данному делу в виде расходов по проведению экспертизы в размере 1 000 руб. отнести на счет ООО «Кастомс Юнион». Издержки по делу необходимо перечислять по следующим реквизитам: счет получателя 40102810045370000002, Банк получателя: Операционный департамент Банка России /Межрегиональное операционное УФК г.Москва, БИК: 024501901, Получатель: Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН: <***>, КПП: 773001001, ОКТМО: 45328000, КБК: 15311601161010000140, очередность платежа 5 (поле расчетного документа №),код ЕЛС 10000010,
Постановление № 10605000-391 от 24.02.2012 Локтевского районного суда (Алтайский край)
внести или перечислить в течение 30 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, по следующим реквизитам: Банк получателя: ОПЕРУ-1 Банка России, <...>, получатель: Межрегиональное операционное УФК (ФТС России); ИНН: <***>; КПП 773001001; БИК 044501002, счет 40101810800000002901; ОКАТО 45268595000; код бюджетной классификации 15311009000010000180; код Алтайской таможни 10605000; назначение платежа «штраф для Алтайской таможни»; информация о плательщике: наименование, номер и дата документа, двузначный показатель статуса плательщика (поле расчетного документа № 101) «18» ( плательщик таможенных платежей ), номер и дата. Взыскать с ООО «Сибирский лес» издержки по делу в сумме 980 рублей 49 копеек. Сумму издержек ООО «Сибирский лес» внести по следующим банковским реквизитам: Банк получателя: ОПЕРУ-1 Банка России, <...>, получатель: Межрегиональное операционное УФК (ФТС России); ИНН: <***>; КПП 773001001; БИК 044501002, счет 40101810800000002901; ОКАТО 45268595000; код бюджетной классификации 15311303010010000130; код Алтайской таможни 10605000; назначение платежа «издержки для Алтайской таможни»; информация о плательщике: наименование, номер и дата документа, двузначный
Постановление № 5-234/2022 от 12.10.2022 Кяхтинского районного суда (Республика Бурятия)
получателя – Операционный департамент Банка России <...>; БИК 044501002; КБК 153 116 01161 01 0000 140 (штрафы), счет № 40101810800000002901, Получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России); ИНН <***>; КПП 773001001; ОКАТО 45268595000. Назначение платежа – штраф по постановлению по делу об АП № 10718000-1282/2022. При заполнении расчетных документов в обязательном порядке должны быть заполнены следующие поля: в поле «101» - двузначный показатель статуса плательщика: «06» юридическое лицо, «16»- физическое лицо, «18» - плательщик таможенных платежей , не являющийся декларантом, на которого возложена обязанность по уплате таможенных платежей, «20» - кредитная организация, оформившая платежный документ по каждому платежу физического лица на перечисление таможенных платежей, уплачиваемых физическими лицами без открытия расчетного счета. В поле «107» - код таможенного органа 10718000; поле «104» - код бюджетной классификации; поле «105» - ОКТМО 45328000. При перечислении таможенных и иных платежей на счет органа федерального казначейства по поле «21» платежного документа указывается пятая очередь