ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Плательщики земельного налога - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 309-ЭС15-16596 от 11.01.2016 Верховного Суда РФ
номер 677945 от 17.11.1987, принят не был. Выводы судов о том, что только государственный акт о предоставлении спорного земельного участка на праве бессрочного пользования может являться доказательством возникновения права, противоречит части 4 статьи 6 Федерального закона от 29.11.2004 №141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»,согласно которой в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на существующие земельные участки плательщики земельного налога определяются не только на основании государственных актов ,свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона №122-ФЗ, но и на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания этих актов, о предоставлении участков. Удовлетворяя исковые требования Администрации, суд апелляционной инстанции в нарушение действующего законодательства, определяющего порядок установления
Определение № 301-ЭС16-3981 от 18.05.2016 Верховного Суда РФ
переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость, и пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 №54»О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, разъясняющего, что при универсальном правопреемстве(за исключением реорганизации в форме выделения) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 НК РФ, переходят в собственность непосредственно в силу закона, а правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права. Сославшись на отсутствие разногласий относительно объема прав, переданных в результате реорганизации вновь образованному юридическому лицу между ОАО « Автомобильные дороги Коми» и ОАО «Комидорресурс»,суд округа пришел к неверному выводу о том, что для рассматриваемого дела пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 №54 применяться не должен. При реорганизации юридического лица в форме выделения универсального правопреемства не происходит, а значит право собственности и статус
Определение № 305-ЭС14-442 от 13.11.2014 Верховного Суда РФ
на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 № 8251/11 и от 12.07.2006 № 11991/05 является необоснованной, поскольку изложенная в них правовая позиция основана на Законе Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» (далее – Закон о плате за землю) и неприменима к спорным правоотношениям, возникшим после того, как Федеральным законом от 29.11.2004 № 141-ФЗ Закон о плате за землю с 01.01.2006 признан утратившим силу в части определения плательщиков земельного налога . Правом требовать плату за землю в виде неосновательного обогащения с унитарного предприятия, пользующегося земельным участком, относящимся к федеральной собственности, наделены органы, которым право распоряжения такими участками предоставлено законом. В данном случае таким органом является территориальное управление, обратившееся в арбитражный суд в пределах своей компетенции с настоящим иском. Платежи за пользование землей ответчик не производил. Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что предприятие неосновательно сберегло денежные средства, подлежащие уплате
Определение № 308-ЭС16-5930 от 20.06.2016 Верховного Суда РФ
которое в ЕГРП указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из перечисленных прав на земельный участок, то есть внесения записи в ЕГРП. Одним из названных исключений является переход вещных прав на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса, непосредственно в силу закона, когда правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права. Учитывая изложенное ,суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с общества неосновательного обогащения за использование в спорный период земельного участка и начисленных за этот же период процентов за пользование чужими денежными средствами. Изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела. Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
Определение № 301-КГ18-1339 от 26.03.2018 Верховного Суда РФ
право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, но которые не зарегистрировали за собой это право в установленном законом порядке, не являются плательщиками земельного налога. Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, постановления от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», государственная регистрация прав на недвижимые объекты является единственным доказательством существования зарегистрированного права, в связи с чем плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на
Постановление № Ф04-3191/2009 от 01.06.2009 АС Западно-Сибирского округа
государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В силу пункта 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ). Таким образом, плательщики земельного налога за 2008 год обязаны самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 01.01.2008 и которая в целях исчисления земельного налога налогоплательщиками подлежит доведению до их сведения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 01.03.2008. Кассационная инстанция считает необоснованным довод Общества о том, что Постановление № 174-п противоречит положениям статьи 5 НК РФ, поскольку, по мнению налогоплательщика, является нормативным правовым актом о налогах и
Постановление № А76-28980/16 от 05.09.2017 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки плательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами
Постановление № А46-21435/2009 от 17.06.2010 АС Западно-Сибирского округа
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. На основании пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года. Таким образом, плательщики земельного налога обязаны самостоятельно исчислить подлежащий уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При рассмотрении спора суды руководствовались статьями 2, 4 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п, которым утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска, принятым во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской
Постановление № А76-28980/16 от 25.12.2017 АС Уральского округа
налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях. На основании п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в случае отсутствия в Едином государственном прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки плательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество
Решение № 2А-292/2022 от 11.07.2022 Бурейского районного суда (Амурская область)
сил (согласно данных технического паспорта по данным ГИБДД) разделена на количество месяцев в году (12) и умножена на количество месяцев владения. В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 394 НК РФ, при этом налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В соответствии с абзацем 3 пунктам 1 и пунктом 4 статьи 397 НК РФ. плательщики земельного налога , уплачивают указанный налог в срок не позднее первого декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. На основании вышеизложенного Инспекцией произведен расчет земельного налога, в следующей последовательности: налоговая база (кадастровая стоимость) умножена на ставку налога, разделена на количество месяцев в году и умножена на количество месяцев владения. Статьей 57 Конституции Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 3 НК РФ установлена обязанность каждого, уплачивать законно
Решение № 3А-68/19 от 14.02.2019 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)
результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388. 400 НК РФ). Административные истцы ФИО1 и ФИО2 как собственники земельного участка, плательщики земельного налога , который рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, вправе оспорить в судебном порядке кадастровую стоимость земельного участка. Требование, с учетом принятого уточнения, заявленное административными истцами, подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость следует установить согласно определенной экспертом действительной рыночной стоимости земельного участка. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил: Административное исковое заявление ФИО1 и ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной удовлетворить. Установить кадастровую стоимость
Решение № 2А-301/2016 от 14.06.2016 Саргатского районного суда (Омская область)
средства являются объектами налогообложения. В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. Согласно ст.363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Ставку по транспортному налогу устанавливает ст. 2 Закона Омской области «О транспортном налоге» от 18.11.2002 г №407-О. В силу п.1 сп.4 ст. 397 НК РФ плательщики земельного налога уплачивают указанный налог в срок, не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Межрайонной ИФНС №2 по Омской области в соответствии с действующим законодательством ФИО1 начислялся транспортный налог за 2014 гг. В установленный срок, указанный в направляемых плательщику уведомлениях, налог уплачен не был. Сумма задолженности составляет <данные изъяты>. За неуплату указанного обязательного платежа налогоплательщику ФИО1 начислены пени в размере <данные изъяты> копейки. Кроме
Решение № 3А-904/2021 от 15.09.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 9 341,78 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере. Требования мотивированы тем, что указанный выше земельный участок принадлежит административным истцам на праве общей долевой собственности. Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости определена в размере 9 123 462,60 руб. и является завышенной, что подтверждается отчетом об оценке. Данное обстоятельство нарушает права административных истцов, поскольку они как плательщики земельного налога вынуждены его оплачивать в завышенном размере. При принятии административного искового заявления к производству суда с учетом положений ст.41, ст.47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п.7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, в качестве заинтересованного
Решение № 2А-458/20 от 30.09.2020 Саргатского районного суда (Омская область)
исполнено. Кроме того, административный ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 3 300 кв.м, по адресу: <адрес>. В соответствии с п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве бессрочного пользования или пожизненно наследуемого владения. Согласно п.1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования. В силу п.1 сп.4 ст. 397 НК РФ плательщики земельного налога уплачивают указанный налог в срок, не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Межрайонной ИФНС №2 по Омской области в соответствии с действующим законодательством ФИО1 начислялся земельный налог за 2018 г в сумме 461 рубля. В установленный срок указанный в направляемом налогоплательщику уведомлении №10241942 от 04.07.2019 г налог уплачен не был. За неуплату указанных обязательных платежей налогоплательщику начислены пени за период с 03.12.2019