ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Положение о признании имущества бесхозяйным - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № АКПИ19-995 от 20.02.2020 Верховного Суда РФ
положение Порядка не содержит предписаний относительно выполнения органом местного самоуправления кадастровых работ или порядка и оснований для признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, поэтому нельзя согласиться с доводами административного истца о том, что оно влечет расходование бюджетных средств на кадастровые работы в отношении такого имущества и нарушает принципы адресности и целевого характера бюджетных средств, закрепленные в статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При изложенных обстоятельствах оспариваемое нормативное положение соответствует требованиям действующего законодательства и не может рассматриваться как нарушающее права административного истца в указанных им аспектах. Как следует из содержания административного искового заявления, приложенных к нему материалов и объяснений представителя административного истца в судебном заседании, требование административного истца о признании пункта 5 Порядка недействующим фактически основано на его несогласии с предъявленным к нему административным иском прокурора и принятым судебным решением. Вместе с тем проверка законности и обоснованности такого решения, включая выводы о наличии на территории муниципального образования конкретной бесхозяйной
Постановление № А33-32185/20 от 14.06.2022 АС Восточно-Сибирского округа
суд истек. Ссылка ответчика на положения статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации отклоняется судом округа как несостоятельная, основанная на неправильном понимании ответчиком норм материального права. Так, статьей 204 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирован порядок исчисления срока исковой, а не приобретательной давности. В силу положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации срок приобретательной давности не приостанавливается и не прерывается при подаче исков о признании права собственности, о признании права собственности на бесхозяйные вещи и о сносе самовольных построек. Довод заявителя кассационной жалобы о наличии между истцом и ответчиком спора о праве на недвижимое имущество, в отношении которого администрация предпринимала попытки признать право муниципальной собственности как на бесхозяйную вещь, не может служить основанием к отмене судебных актов, поскольку в силу абзаца 3 пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации такое имущество может быть принято во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретено другим лицом в собственность в силу
Решение № А33-16100/13 от 03.03.2014 АС Красноярского края
при проведении работ, необходимых для осуществления государственного и (или) муниципального учета муниципального имущества, в том числе объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства, муниципального жилищного фонда, а также бесхозяйного имущества, включая бесхозяйные жилые помещения, выморочного имущества в виде жилых помещений, осуществляет подготовку и оформление документов, необходимых для государственной регистрации права муниципальной собственности на них. В силу п.3.8. Положения об администрации района в г.Красноярске (утв. Распоряжением администрации г.Красноярска от 026.02.2007г. №46-р) администрации района предоставлено право выступать от имени администрации города Красноярска в интересах муниципального образования город Красноярск в судах в качестве истцов по искам о признании имущества бесхозяйным , признании права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи. 25.05.2011г. Администрацией г.Красноярска принято распоряжение №510-ж, которых утвержден Регламент взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности (далее регламент). Согласно преамбулы данного регламента он принят в целях реализации положений ст. ст. 225, 235, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решение № А58-2541/15 от 20.09.2016 АС Республики Саха (Якутия)
работ по техническому, санитарному содержанию, текущему и капитальному ремонтов объектов недвижимого имущества (септиков), находящихся на территории городского округа «город Якутск», утвержденного Постановлением Окружной администрации городского округа «города Якутска» от 12.12.2013г. № 342п. Указанное положение действовало на момент передачи и было признано утратившим силу постановлением OA города Якутска « О признании утратившим силу постановления Окружной администрации города Якутска от 12 декабря 2013 г. №342п «Об утверждении Положения «О порядке конкурсного отбора организаций коммунального комплекса городского округа «город Якутск», на выполнение работ по водоотведению, техническому обслуживанию, санитарному содержанию, текущему и капитальному ремонту объектов недвижимого имущества (септиков), находящихся на территории городского округа «город Якутск»» от 10.02.2015г. №28. 10 февраля 2015 года Администрацией издано распоряжение № 157р «О передаче бесхозяйных объектов водоотведения (септики) на ответственное хранение 4 гарантирующей организации в сфере централизованного водоотведения с промежуточным вывозом ЖБО на территории городского округа «город Якутск» и признании утратившим силу отдельные правовые акты Окружной администрации город
Решение № А46-10346/11 от 23.11.2011 АС Омской области
Омска и МП г. Омска «Тепловая компания» о пропуске срока, предусмотренного частью 1 статьи 198 АПК РФ, как необоснованный. 2. Общие положения, регулирующие спорные правоотношения, сформулированы в статье 225 ГК РФ, пунктом 1 которой дано понятие бесхозяйной вещи, какой признается вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Недвижимое имущество, признанное бесхозяйным, принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся и по истечении года со дня его постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. До признания по решению суда недвижимого имущества, поставленного на учет как бесхозяйного , поступившего в муниципальную собственность, оно вновь может быть принято во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в