ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Понятие договора морской перевозки грузов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росстата от 29.12.2017 N 887 "Об утверждении методологических положений по статистике транспорта"
портов; количество и характеристики судов - по Российской Федерации, видам флота; отправление и прибытие судов по видам плавания - по Российской Федерации, странам; количество, характеристики и использование причалов - по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, портам. Объекты статистического наблюдения на морском транспорте характеризуются следующими основными показателями ( понятиями), классификациями. Перевозки грузов на морском транспорте включают объемы, выполненные по договору перевозки груза собственными и (или) арендованными (зафрахтованными) судами (в том числе сданными в аренду иностранным компаниям (фрахтователям) на условиях тайм-чартера), плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, оформленные соответствующими перевозочными документами. Перевозчик <1> - лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор. Отправитель <1> - лицо, которое заключило договор морской перевозки груза без предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени. Фрахтователь <1> -
Определение № 13АП-5756/2015 от 26.02.2016 Верховного Суда РФ
на зимний отстой не соответствует понятию простоя, вытекающему из норм КТМ. Выражая несогласие с принятыми судебными актами первой и кассационной инстанций, общество «ЭКОСОЮЗ» приводит, в частности, следующие доводы. Условия пункта 4.6 договора фрахтования призваны минимизировать финансовые потери общества «ЭКОСОЮЗ», связанные с невозможностью передачи плавкрана другим фрахтователям в период простоя. Материалами дела установлено, что гидрометеорологические условия (обледенение акватории) и, как следствие, прекращение летней навигации (закрытие акватории и морских путей) не позволили обществу «Энергостройсервис» возвратить плавкран. Таким образом, в настоящем деле наступило именно то обстоятельство, последствия которого урегулированы пунктом 4.6 договора фрахтования. Суды первой и кассационной инстанций не применили данный пункт договора; суд округа указал, что постановка судна на зимний отстой не соответствует понятию простоя, вытекающему из КТМ. Между тем стороны имели в виду простой как невозможность эксплуатации плавкрана в силу погодных условий, а не термин «простой», используемый в КТМ в регулировании отношений по морской перевозке груза . Судами не применены положения
Решение № А51-6100/12 от 04.05.2012 АС Приморского края
орган сослался на отсутствие реквизитов банка компании-продавца в инвойсе, в коносаменте отсутствует отметка об оплате фрахта. Однако обязательность указания реквизитов продавца в инвойсе не оговорена сторонами сделки непосредственно во внешнеторговом контракте. Коммерческий инвойс оформляется и выставляется (направляется) продавцом в соответствии с внутренними правилами организации-инопартнера. Фактическое исполнение условий договора устраняет сомнения в его заключении, как и сомнения в согласовании спорной поставки сторонами внешнеэкономической сделки. Статья 115 Кодекса торгового мореплавания (далее – КТМ) дает понятие договора морской перевозки груза . Пункт 1 статьи 117 и пункт 1 статьи 158 КТМ предусматривают осуществление перевозки груза по вышеуказанному договору на основании коносамента. Данное положение корреспондируется со статьей 1b Гааго-Висбийских правил, согласно которой договор перевозки может быть в форме коносамента или коносамента, выданного на основании чартера, а также со статьей 1 Конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25.08.1924 (город Брюссель), к которой присоединились как Китай - страна отправления спорного груза, так и
Решение № А37-1649/09 от 09.09.2009 АС Магаданской области
на арендованных им судах, в свой адрес. Договоров о перевозке грузов, в том числе, сам с собой, ответчик не заключал. Следовательно, по смыслу указанных выше норм ГК РФ и КТМ перевозка своих товаров, осуществленная ответчиком в собственный адрес, не являлась той перевозкой, которая осуществляется с целью предпринимательской деятельности на основании соответствующих договоров в пользу третьих лиц за плату. При этом суд признает правомерным довод заявителя о том, что понятие «перевозка» не тождественно понятию «договор морской перевозки груза », т.к. первое понятие означает вид деятельности, а второе – вид двусторонней или многосторонней сделки, заключаемой лицами в целях оказания услуг по перевозке. Следовательно, при наличии в законодательных нормах понятия перевозки, суд считает что заявитель необоснованно приводит свое понятие, выводя его из норм Закона о лицензировании, который не регулирует вопросы перевозки. Суд признает ошибочным довод заявителя о том, что если перевозка товаров осуществлена ответчиком, в том числе, для последующей их реализации в
Решение № А51-23672/09 от 24.02.2010 АС Дальневосточного округа
о перепоручении фрахта, прайс – лист рассчитан на широкий круг лиц, не представлена экспортная декларация и платежные документы по предыдущим поставкам и Общество документально не подтвердило низкий уровень заявленной таможенной стоимости. Статья 11 Таможенного кодекса Российской Федерации вводит понятие транспортных (перевозочных) документов - это коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках. Кодекс торгового мореплавания (далее - КТМ) дает понятие договора морской перевозки груза . Пункт 1 статьи 117 и пункт 1 статьи 158 КТМ предусматривают осуществление перевозки груза по вышеуказанному договору на основании коносамента. Данное положение корреспондируется со статьей 1b Гааго-Висбийских правил, согласно которой договор перевозки может быть в форме коносамента или коносамента, выданного на основании чартера, а также со статьей 1 Конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25.08.1924 (город Брюссель), к которой присоединились Российская Федерация - страна назначения груза. В качестве основания
Постановление № А40-74959/14 от 02.04.2015 АС Московского округа
товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан, в том числе представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза. При международной перевозке морским транспортом в соответствии с пунктом 38 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, транспортными (перевозочными) документами являются коносаменты, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке. Определения понятие договора морской перевозки груза установлено статьей 115 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ (далее КТМ РФ), согласно которой по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт). Пунктом 2 статьи 117 КТМ РФ установлено, что наличие и содержание договора морской перевозки груза могут