ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-ЭС21-17684 от 07.10.2021 Верховного Суда РФ
удовлетворении заявленных требований, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 309, 421, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 28, 78, 166, 306.1, 306.2, 306.3, 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 № 1027, Порядком исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений, утвержденным приказом Минфина России от 11.08.2014 № 74н, условиями соглашения от 11.08.2015 № 15412.1615173.20.04, пришли к выводу об отсутствии бесспорных доказательств наличия на стороне ответчиков неосновательного обогащения в виде возвращенной в доход федерального бюджета субсидии в размере 23 528 673 руб. 60 коп. Суды исходили из доказанности обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении Минтрансом Пермского края бюджетного законодательства в связи с использованием средств субсидии из федерального бюджета на закупку автобусов
Определение № 05АП-9760/18 от 22.07.2019 Верховного Суда РФ
23.01.2018 №№ 8, 9 о применении бюджетных мер принуждения к муниципальному образованию Дальнегорский городской округ в виде бесспорного взыскания из местного бюджета в бюджет Приморского края суммы нарушения. Денежные средства взысканы УФК по Приморскому краю с лицевого счета бюджета Дальнегорского городского округа. Удовлетворяя требования администрации, суды руководствовались статьями 269.2, 306.1, 306.2, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком осуществления внутреннего государственного финансового контроля, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 11.08.2014 № 304-па, Порядком исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения , утвержденного приказом Департамента финансов Приморского края от 06.03.2014 № 19. Суды исходили из того, что представление Департамента от 09.11.2017 № 8/16-ВП/2017, вынесенное в адрес Управления образования администрации, признано не соответствующим действующему законодательству в рамках дела № А51-28960/2017. Основанием для этого явился установленный в ходе судебного разбирательства по указанному делу факт отсутствия в действиях Управления образования администрации вмененного ему бюджетного правонарушения. Отсутствие события и состава бюджетного правонарушения обусловливает незаконность вытекающих из
Определение № 09АП-49802/19 от 15.06.2020 Верховного Суда РФ
суд. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 132, 166, 306.2, 306.3, 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 № 922, Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Порядком исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений, утвержденным приказом Минфина России от 11.08.2014 № 74н, пришли к выводу о том, что оспоренный приказ соответствует закону, вынесен в пределах предоставленных Минфину России полномочий и с соблюдением процедуры применения мер бюджетного принуждения. Судебные инстанции указали, что факт бюджетных нарушений при использовании полученных из федерального бюджета субсидий установлен вступившими в законную силу судебными актами по делу № А46-9233/2018 и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Доводы, изложенные в
Определение № 09АП-50748/19 от 15.06.2020 Верховного Суда РФ
суд. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 132, 166, 306.2, 306.3, 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 № 922, Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Порядком исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений, утвержденным приказом Минфина России от 11.08.2014 № 74н, пришли к выводу о том, что оспоренные приказы соответствуют закону, вынесены в пределах предоставленных Минфину России полномочий и с соблюдением процедуры применения мер бюджетного принуждения. Судебные инстанции указали, что факт бюджетного правонарушения в виде необеспечения предусмотренного соглашением уровня софинансирования расходных обязательств в 2015 году установлен вступившими в законную силу судебными актами по делу № А46-9233/2018 и подтверждается представленными в материалы
Определение № 08АП-11619/18 от 22.07.2019 Верховного Суда РФ
Федерации (далее – Бюджетный кодекс) направила в адрес Департамента финансов уведомление от 23.01.2018 № 2 о применении мер бюджетного принуждения в связи с нарушением бюджетного законодательства, указав, что расходы на общую сумму 57 241,6 тыс. руб., оплаченные муниципальным образованием город Ханты-Мансийск за счет средств субсидии из бюджета автономного округа, являются нецелевым расходованием бюджетных средств. На основании указанного уведомления Счетной палаты, действуя в соответствии с пунктом 21 Порядка принятия и исполнения департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решения о применении бюджетных мер принуждения , утвержденного приказом Департамента финансов от 29.05.2014 № 12-нп, Департамент финансов в установленном порядке издал приказ от 21.02.2018 № 19-о о применении к муниципальному образованию автономного округа город Ханты-Мансийск бюджетной меры принуждения в форме сокращения объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету муниципального образования автономного округа город Ханты-Мансийск в сумме 57 241,6 тыс. руб., в том числе: субсидии на реализацию полномочий в сфере жилищно-коммунального комплекса в сумме 9
Постановление № А46-8972/18 от 30.08.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда
РФ установлено, что бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля. К виновному лицу может применяться, в числе прочих, бюджетная мера принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (часть 2 статьи 306.2 Бюджетного кодекса РФ). Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом в соответствии с настоящим Кодексом (часть 4 статьи 306.2 Бюджетного кодекса РФ). В соответствии с действующим "Порядком исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомления счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств) при принятии Министерством финансов РФ решения о применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания суммы
Постановление № 06АП-3180/16 от 18.08.2016 Шестого арбитражного апелляционного суда
орган). Решения финансовых органов о применении бюджетных мер принуждения принимаются в отношении публично-правового образования, бюджету которого были предоставлены межбюджетные трансферты, впоследствии использованные с нарушением условий их предоставления. В соответствии со статьей 158 БК РФ главные распорядители средств бюджета субъекта Российской Федерации обеспечивают соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении. Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств) утвержден приказом Минфин России от 11.08.2014 № 74н (далее - Порядок № 74н). Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения по уведомлениям органов государственного финансового контроля, в том числе Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, направленным в финансовый орган субъекта Российской Федерации, устанавливается финансовым
Постановление № 01АП-5989/18 от 21.08.2019 Первого арбитражного апелляционного суда
дня принятия указанного решения (пункт 6 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской 6 Федерации от 30 июня 2004 года № 329, Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кроме прочего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, издает приказы, имеющие как нормативный характер, так и ненормативный характер. Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом (пункт 4 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.08.2014 № 74н утвержден Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств). Пунктом 2 Порядка № 74н предусмотрено, что бюджетные меры принуждения подлежат применению Федеральным казначейством
Постановление № А40-174276/18 от 19.02.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда
Кодекса. Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 БК РФ, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения уведомления. В силу п.10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №329, Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кроме прочего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, издает приказы, имеющие как нормативный характер, так и ненормативный характер. Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом (п.4 ст.306.2 БК РФ). Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.08.2014 №74н утвержден Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств). Пунктом 2 означенного Порядка предусмотрено, что бюджетные меры принуждения подлежат применению Федеральным казначейством или Министерством финансов Российской Федерации в
Постановление № А40-190448/18 от 16.07.2019 АС Московского округа
Российской Федерации, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения уведомления. В соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской 6 Федерации от 30 июня 2004 года N 329, Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кроме прочего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, издает приказы, имеющие как нормативный характер, так и ненормативный характер. Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом (пункт 4 статьи 306.2 БК РФ). Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.08.2014 N 74н утвержден Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств). Пунктом 2 Порядка N 74н предусмотрено, что бюджетные меры принуждения подлежат применению Федеральным казначейством или Министерством
Решение № 2А-701/2021 от 12.04.2021 Кетовского районного суда (Курганская область)
и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам; - порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации; - информация о видах доходов бюджетов, нормативах отчислений доходов в бюджеты; - общая информация о составе программы муниципальных заимствований; - общая информация о составе программ муниципальных гарантий; - порядок осуществления полномочий органами внешнего муниципального финансового контроля по внешнему муниципальному финансовому контролю; - порядок осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю; - порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения ; - информация о текущих событиях в сфере управления муниципальными финансами публично-правового образования (новостная информация). Помощник прокурора Кетовского района Курганской области Беляева А.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержала. Представитель административного ответчика – Глава Администрации Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области ФИО1, действующий на основании Устава, в судебном заседании выразил согласие с заявленными требованиями, пояснил, что администрацией прилагались все усилия для размещения указанной информации, но в связи с возникшими техническими трудностями
Решение № 2-21/2017 от 08.02.2017 Ольхонского районного суда (Иркутская область)
кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового план; нормативно-правовой акт, регулирующий порядок исполнения бюджета по расходам; нормативно-правовой акт, регулирующий порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них; нормативно-правовой акт, регулирующий порядок исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета; нормативно-правовой акт, регулирующий порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения ; нормативно-правовой акт, регулирующий порядок (положение) списания муниципального имущества; нормативно-правовой акт, регулирующий порядок установления тарифов на ритуальные услуги, для муниципальных предприятий; нормативно-правовой акт об утверждении порядка создания и использования финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и порядок восполнения использованных средств этих резервов; нормативно-правовой акт, регулирующий правила обработки персональных данных. В обоснование иска указал, что прокуратурой Ольхонского района в рамках осуществления надзора за законностью нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в
Решение № 2-36/2017 от 08.02.2017 Качугского районного суда (Иркутская область)
по источникам финансирования дефицита бюджета (абзац 1 статьи 219.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации); -Порядок завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году (абзац 2 пункт 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации); -Порядок обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года (п. 6 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации); - Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения (пункт 4 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Отсутствие данных нормативно-правовых актов создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, так как может привести к несоблюдению принципов эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств, что повлечет нарушение устойчивого развития поселения, включая его социальную инфраструктуру. Кроме того их отсутствие порождает коррупционные факторы, негативно влияющие на социально-экономическую обстановку в муниципальном образовании, ведет к нарушению ч.2 ст. 1 Федерального закона от 22
Решение № 2А-947/2021 от 28.05.2021 Шадринского районного суда (Курганская область)
учет бюджетных обязательствах (показатель 7.29); 25)Информация о видах доходов бюджетов, нормативах отчислений доходов в бюджеты (показатель № 8.2); 26)Общая информация о составе программы муниципальных заимствований (показатель № 9.5); 27)Общая информация о составе программ муниципальных гарантий (показатель № 9.6); 28)Порядок осуществления полномочий органами внешнего муниципального финансового контроля по внешнему муниципальному финансовому контролю (показатель № 10.3); 29)Порядок осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю (показатель № 10.3); 30) Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения (показатель № 10.6); 31)Информация о текущих событиях в сфере управления муниципальными финансами публично-правового образования (новостная информация) (показатель № 12.1). Указанные обстоятельства подтверждаются информацией Управления Федерального казначейства по Курганской области от 21.04.2021 №. Бюджетная система РФ основана на принципах прозрачности (открытости), о чем гласит ст. 28 БК РФ. Согласно ст. 36 БК РФ принцип прозрачности (открытости) означает в том числе обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале
Решение № 2А-949/2021 от 31.05.2021 Шадринского районного суда (Курганская область)
местной администрации (показатель № 7.20); 25)Информация о видах доходов бюджетов, нормативах отчислений доходов в бюджеты (показатель № 8.2); 26)Общая информация о составе программы муниципальных заимствований (показатель № 9.5); 27)Общая информация о составе программ муниципальных гарантий (показатель № 9.6); 28)Порядок осуществления полномочий органами внешнего муниципального финансового контроля по внешнему муниципальному финансовому контролю (показатель № 10.3); 29)Порядок осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю (показатель № 10.3); 30) Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения (показатель № 10.6); 31)Информация о текущих событиях в сфере управления муниципальными финансами публично-правового образования (новостная информация) (показатель № 12.1). Указанные обстоятельства подтверждаются информацией Управления Федерального казначейства по Курганской области от 21.04.2021 № Бюджетная система РФ основана на принципах прозрачности (открытости), о чем гласит ст. 28 БК РФ. Согласно ст. 36 БК РФ принцип прозрачности (открытости) означает в том числе обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале