Росреестра внести в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) запись о прекращенииправасобственности общества на указанный земельныйучасток. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Бугровское сельское поселение" (далее - администрация). Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2019 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.07.2019, в удовлетворении заявления отказано. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, удовлетворив требования, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, о права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью
Российской Федерации, согласно которому отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права (в редакции, действующей на момент обращения). В соответствии с пунктом 1 статьи 30.2 Закона о регистрации государственная регистрация прекращенияправасобственности на земельныйучасток вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявлениясобственника земельного участка. Пунктом 4 статьи 30.2 Закона о регистрации установлено, что при государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены такой земельный участок или такая земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права. Таким образом, из законодательства не следует возможность перехода земельного
от 29.11.2007 № 221-ЗО «О порядке подготовки проектов законов Челябинской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями» не применимы к спорным правоотношениям. Апеллянт полагал, что суд первой инстанции не учел положений пункта 2 статьи 52 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), части 1 статьи 56 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ, Закон о регистрации), допускающих прекращениеправасобственности на земельныйучасток основании заявления любого собственника такого земельного участка. По мнению апеллянта, само по себе отсутствие урегулированного федеральным законодательством порядка определения (выбора) субъекта публичной власти, к собственности которого Управлением Росреестра следует отнести земельный участок в случае отказа собственника от права собственности на данный земельный участок не должно нарушать конституционные права местного самоуправления на самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы
выше, в рамках настоящего дела предметом оспаривания является решение управления Росреестра по Иркутской области об отказе в государственной регистрации прекращения права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:06:143202:9, имеющий местоположение: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Солнечный, ул. Байкальская, 269, изложенное в уведомлении от 19.05.2022 № КУВД 001/2021-31264964/9. В соответствии с частями 1 и 4 статьи 56 Закона о регистрации государственная регистрация прекращенияправасобственности на земельныйучасток или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявлениясобственника земельного участка или земельной доли. При этом при государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права. Частью 1 статьи 14 Закона о регистрации предусмотрено, что государственный
удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021 решение суда оставлено без изменения. В кассационной жалобе Управление земельными и имущественными отношениями просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя, судами не учтены положения пункта 2 статьи 52 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 56 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», допускающих прекращениеправасобственности на земельныйучасток основании заявления любого собственника такого земельного участка. Заявитель утверждает, что само по себе отсутствие урегулированного федеральным законодательством порядка определения (выбора) субъекта публичной власти, к собственности которого Управлением Росреестра следует отнести земельный участок в случае отказа собственника от права собственности на данный земельный участок не должно нарушать конституционные права местного самоуправления на самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В письменных пояснениях по кассационной жалобе Управление Россреестра просит отказать в
аренды. Последнее, как и подача уведомительного заявления о прекращении регистрационной записи обременения в виде договор аренды, в лице всех Арендодателей не представляется возможным, поскольку среди собственников земельного участка имеется умерший: < Ф.И.О. >22, после смерти которой, в наследство на принадлежащую ей долю в праве общей долевой собственности на земельныйучасток с кадастровым номером 23:10:0307000:337 до настоящего времени никто не вступил и право собственности не зарегистрировал. А уполномоченное лицо, избранное собственниками земельного участка на общем собрании от <...> не наделено правом расторжения договоров аренды земельного участка и подачи заявления о погашении регистрационной записи из Единого государственного реестра прав на недвижимость. Однако наличие не погашенной регистрационной записи <...> от <...> в Едином государственном реестре недвижимости о государственной регистрации договора аренды земельного участка, сформированного за счет земельных долей, при множественности лиц на стороне арендодателя от <...>, заключенного между ООО «Краснодарье», ИНН <***> (Арендатор) и собственниками земельных долей в праве общей долевой собственности на