ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Противоречие между федеральными законами - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минстроя России от 10.02.2020 N 4155-ОД/08 <По вопросу определения объекта капитального строительства>
плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Частью 17 статьи 51 Кодекса установлены случаи, при которых выдача разрешения на строительство не требуется. Согласно части пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Таким образом, субъекты Российской Федерации могут установить иные случаи, когда не требуется получение разрешения на строительство, но не противоречащие федеральному законодательству, в частности Кодексу. Исходя из норм Кодекса, если не требуется разрешение на строительство, то это не означает, что не требуется изготовление проектной документации (исключение составляют объекты индивидуального жилищного строительства (часть 3 статьи 48 Кодекса). В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи
Письмо Минприроды РФ от 16.01.2009 N 08-44/359 <О материалах обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов>
лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 г. N 524, с целью исключения из него подпункта "в" пункта 5, предусматривающего необходимость предоставления копии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, представленных для обоснования лицензии для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. С учетом того, что согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон, с учетом положений Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ, при осуществлении лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов предоставление заявителями в составе представляемых документов положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензий не требуется. Директор Правового департамента С.Ю.РАДЧЕНКО ------------------------------------------------------------------
Письмо Минприроды России от 26.04.2010 N 12-47/5719 "Об оценке воздействия на окружающую среду"
объектам, подлежащим государственной экспертизе, должен содержать результаты оценки воздействия на окружающую среду. В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 10.01.2010 N 7-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" оценка воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС) проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Процедура проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и состав материалов ОВОС определены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее - Положение), утвержденном приказом Госкомэкологии от 16.05.2000 N 372 (зарегистрирован в Минюсте России 04.07.2000, рег. N 2302). Пунктом 1.6 Положения определены результаты оценки воздействия на окружающую среду, которые включают информацию
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П "По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан"
Федерации в тексте конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, в том числе тех, предмет которых относится к ведению Российской Федерации, ни по каким основаниям не может быть отнесено к компетенции судов общей юрисдикции, - это компетенция Конституционного Суда Российской Федерации. В то же время из статьи 120 Конституции Российской Федерации вытекает, что суд общей юрисдикции при рассмотрении конкретного дела, в котором подлежит применению конституция или устав субъекта Российской Федерации, придя к выводу об их противоречии федеральному закону и руководствуясь статьей 76 Конституции Российской Федерации, вправе разрешить дело в соответствии с федеральным законом. При этом он должен обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации положений учредительного акта субъекта Российской Федерации в связи с противоречием федеральному закону в целях признания их недействительными. 4.2. Проверка соответствия конституций и уставов субъектов Российской Федерации федеральным законам в судах общей юрисдикции не согласуется также с одним из вытекающих из Конституции
Апелляционное определение № 44-АПА19-25 от 11.09.2019 Верховного Суда РФ
обеспечение экологической безопасности, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Полномочия субъектов Российской Федерации по решению вопросов, касающихся организации деятельности по накоплению, сбору твердых коммунальных отходов, закреплены в подпункте 7.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статье 6 Федерального закона № 89-ФЗ. В
Апелляционное определение № 53-АПА19-36 от 28.08.2019 Верховного Суда РФ
обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам. В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Лесным кодексом Российской Федерации установлено, что в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Данное полномочие субъектов Российской Федерации, закрепленное Лесным кодексом Российской Федерации, остается неизменным, как в действующей редакции части 2 статьи 29.1, так и в
Апелляционное определение № 93-АПА19-3 от 25.09.2019 Верховного Суда РФ
средств бюджета субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 26.3, пункт 2 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», далее - Федеральный закон № 184-ФЗ). Вместе с тем законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения, в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (абзац второй пункта 1 статьи 3 названного федерального закона). Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, включая правовое регулирование вопросов оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, так же как и федеральных государственных гражданских служащих, установлены Федеральным законом № 79-ФЗ, в силу пункта 2 статьи 4 которого одним из принципов гражданской службы является принцип единства правовых и организационных основ
Постановление № 06АП-7700/18 от 05.02.2019 АС Хабаровского края
платы подлежит пересмотру с 01.01.2017. Отклоняя ссылку ответчика на пункт 2.11 постановления правительства Хабаровского края от 30.12.2009 № 411-пр, суд первой инстанции исходил из того, что названный пункт противоречит пункту 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ. Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Поскольку вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации не могут противоречить федеральному закону. В этой связи, руководствуясь пунктом 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в спорной ситуации большую юридическую силу имеют нормы Федерального закона
Постановление № А55-7745/19 от 30.08.2019 АС Самарской области
не зафиксирована (отсутствует). По результатам контроля установлено, что декларации № 7 и 9 АО "НИИ "ЭКРАН" за 3 квартал 2018 года в форме электронных документов в Росалкогольрегулирование представлены 07.02.2019 с нарушением срока их подачи - после 22.10.2018. Как следует из пункта 1 Правил, Правила устанавливают порядок представления декларации, при этом сама обязанность по их представлению установлена положениями статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ. Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, в случае противоречий между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Таким образом, Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815, подлежат применению, в части не противоречащей Федеральному закону № 171-ФЗ, а, следовательно, пункт 2 Правил в части объема закупаемого этилового спирта (более 200 дал в год) не применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2018. Подача деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных
Постановление № А29-10190/2009 от 28.04.2010 АС Волго-Вятского округа
управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов, в силу абзаца 2 пункта 1 Приложения № 3 к указанному Постановлению. Совет МО, приняв оспариваемое решение, действовал в пределах предоставленных ему полномочий и реализовал положения этого постановления. В соответствии с частям 5 и 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй названной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой названной статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. В силу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального
Постановление № А19-9241/07 от 23.10.2007 АС Восточно-Сибирского округа
Не согласившись с определением суда, Пенсионный фонд обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с нарушением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, в силу установленного статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитета бюджетов обращение взыскания на денежные средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектом которой является администрация, осуществляется только на основании судебного акта. Пенсионный фонд считает, при наличии противоречий между Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ и Бюджетным кодексом Российской Федерации применению подлежит последний как имеющий большую юридическую силу и устанавливающий специальные правоотношения по осуществлению взысканий с бюджетных учреждений. По мнению Пенсионного фонда, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога в судебном порядке производится с организаций, у которых открыт лицевой счет. Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса
Постановление № А49-10376/2021 от 26.07.2022 АС Поволжского округа
по предметам совместного ведения (статья 73). В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае 3 противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Из пунктов «б» и «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации следует, что сфера защиты прав и свобод человека и гражданина, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По смыслу части 3 статьи 11, частей 2 и 5 статьи 76, статей 72, 94 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации
Решение № 3А-942/19 от 16.08.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год. Проверяя полномочия ДИО КК на принятие оспариваемого нормативного правового акта (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего. В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч.2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов установления, изменения и
Решение № 2А-107/2022 от 28.04.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
Российской Федерации). В силу частей 4-6 статьи 76 Конституции Российской Федерации, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. По смыслу приведенных конституционных положений социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов. Следовательно, органы обоих уровней государственной власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной