ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Процедура общественного обсуждения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минстроя России от 18.05.2018 N 22270-МП/06 <По вопросу разъяснения положений действующего законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами>
последствий принятия проекта акта на основе анализа проблемы, цели ее регулирования и возможных способов решения, а также выявления в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. При этом процедура общественного обсуждения , которая предусмотрена проектом постановления Правительства Российской Федерации "О порядке разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами", разработанным Минприроды России, направлена на отражение в территориальной схеме обращения с отходами максимально достоверной информации и эффективных решений по вопросам обращения с отходами. По третьему вопросу сообщаем. Конкурсный отбор регионального оператора проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 09.08.2018 N АПЛ18-298 <Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 20.03.2018 N АКПИ17-1181, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании Приказа ФСБ России от 19.07.2016 N 432 "Об утверждении Порядка представления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в Федеральную службу безопасности Российской Федерации информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет">
и иных сообщений, ограничение которого допускается только на основании судебного решения. Кроме того, как указано в административном исковом заявлении, Приказ в нарушение положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" не прошел процедуру общественного обсуждения и противоречит предписаниям статьи 9 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об оперативно-розыскной деятельности), статьям 13, 186 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 4 ноября 1950 г. Нарушение своих прав административный истец усматривает в том, что постановлением мирового судьи от 16 октября 2017 г. он был привлечен к административной ответственности со ссылкой
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.07.2021 N АКПИ21-324 <Об отказе в удовлетворении коллективного административного искового заявления о признании недействующим Приказа ГУСП от 03.02.2020 N 14 "Об определении Порядка учета граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков, находящихся в ведении ГУСП Президента РФ, и предоставления им жилых помещений по договору социального найма или в собственность бесплатно, формы решения о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно и выписки из него, а также требований к их заполнению, формы акта приема-передачи жилого помещения, а также требований к ее заполнению, формы обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения, договора найма специализированного жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездной передаче находящегося в собственности жилого помещения в государственную собственность и его освобождении, а также требований к ее заполнению">
правовая и антикоррупционная экспертизы, коррупциогенные факторы не выявлены. Также на основании статьи 9.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и части 2 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ Приказ прошел антикоррупционную экспертизу в Главной военной прокуратуре. Из письма Главной военной прокуратуры от 17 апреля 2020 г. N 5ун/Ид 1350-2020 следует, что по результатам антикоррупционной экспертизы Приказа коррупциогенные факторы не выявлены. Таким образом, ГУСП соблюдены требования к процедуре общественного обсуждения оспариваемого акта, проведена его антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы в Приказе отсутствуют, что опровергает соответствующие доводы истцов. Нельзя согласиться с доводами административных истцов об обязательном рассмотрении проекта Приказа на общественном совете. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N 842 "О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам"
Решение Верховного Суда РФ от 20.03.2018 N АКПИ17-1181 <Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании Приказа ФСБ России от 19.07.2016 N 432 "Об утверждении Порядка представления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в Федеральную службу безопасности Российской Федерации информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет">
Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601) и постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" (далее - Постановление от 25 августа 2012 г. N 851) проект Приказа не прошел процедуру общественного обсуждения . По мнению Компании, Приказ противоречит положениям статьи 9 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД) и статьям 13 и 186 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В обоснование своего требования Компания сослалась на то, что постановлением мирового судьи от 16 октября 2017 г. она привлечена к административной ответственности по части
Апелляционное определение № 4-АЛА19-2 от 21.03.2019 Верховного Суда РФ
18.00; не дожидаясь истечения указанного срока, 24 мая 2017 года уполномоченный орган принял решение о согласии с актом государственной историко-культурной экспертизы, выполненной ФИО29 При этом замечания и предложения на акт, поступившие в уполномоченный государственный орган от заслуженного архитектора Российской Федерации ФИО50, доцента исторического факультета МГУ ФИО51, профессора исторического факультета МГУ ФИО52, профессора, члена-корреспондента РАН ФИО53, административному ответчику до 23 мая 2017 года, уполномоченным органом не были рассмотрены в рамках предусмотренной названным выше Положением процедуры общественных обсуждений , что подтверждается сводкой предложений, опубликованной 26 мая 2017 года на официальном сайте уполномоченного органа, в которой не значатся замечания и мнения специалистов ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53 Судебная коллегия констатирует, что нерассмотрение органом охраны объектов культурного наследия всех замечаний и мнений, поступивших в установленный срок в электронной или письменной форме по результатам общественного обсуждения касательно экспертного заключения при принятии итогового решения об исключении из перечня объектов культурного наследия спорного объекта означает не что
Определение № А03-17940/19 от 26.04.2021 Верховного Суда РФ
контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности инспекцией выявлены факты несоответствия Положения об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 30.03.2018 № 96 (далее – Положение № 96), Положения о территориальном планировании Генерального плана городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 30.08.2019 № 344 (далее – Положение № 344), а также процедуры общественных обсуждений по проекту генерального плана требованиям статей 3, 5.1, 18, 23, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данные обстоятельства послужили основанием для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, которое оспорено комитетом в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявления, суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
Постановление № А52-729/2017 от 13.06.2018 АС Псковской области
Закона историко-культурная экспертиза проводится на основе принципов: - научной обоснованности, объективности и законности; - презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности; - соблюдения требований безопасности в отношении объекта культурного наследия; - достоверности и полноты информации, предоставляемой заинтересованным лицом на историко-культурную экспертизу; - независимости экспертов; - гласности. В данном случае апелляционная коллегия поддерживает выводы обжалуемого решения о том, что именно с учетом специфики рассматриваемого вопроса, Положением № 569, предусмотрена специальная предварительная процедура общественного обсуждения заключения экспертизы проектной документации, в обязательном порядке предшествующая согласованию проектной документации уполномоченным органом. Так, в соответствии с пунктом 29 названного Положения орган охраны объектов культурного наследия в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы и в соответствии с подпунктом «а» пункта 26 настоящего Положения приложений к нему обязан их размещать на официальном сайте органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для общественного обсуждения. Материалами дела подтверждается, что заключение экспертизы
Решение № А10-2815/19 от 05.02.2020 АС Республики Бурятия
потери и затраты теплоносителя (вода) в размере 100794 куб.м., норматив потери тепловой энергии в размере 76 359 Гкал. Вместе с тем, указанный приказ не может быть признан законным и обоснованным. Во-первых, РСТ РБ не соблюдены требования, установленные Типовым регламентом внутренней организации органов исполнительной власти Республики Бурятия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от 19.12.2005 №395, Положением о коллегии Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, утвержденным Приказом РСТ РБ от 25.02.2014 №8, а именно нарушена процедура общественного обсуждения , антикоррупционной экспертизы, опубликования информации. Во-вторых, допущены нарушения порядка определения нормативов технологических потерь, процедура установления НУР. Указанные в оспариваемом приказе нормативы удельного расхода топлива и нормативы технологических потерь определены Службой на основании экспертных заключений №№1, 2, подготовленных экспертной организацией ООО «Солнечный ветер», в рамках исполнения обязательств по государственному контракту от 14.05.2018 №25. Вместе с тем, указанные экспертные заключения не соответствуют требованиям законодательства, положениям государственного контракта №25 от 14.05.2018. Так, ООО «Солнечный ветер» неправильно
Решение № А46-13549/08 от 13.10.2008 АС Омской области
распоряжения мэра города Омска от 06.05.2004 №1450-р «О предоставлении ЗАО «СМТ-7» земельного участка и разрешении строительства жилого дома по ул. ФИО6 в микрорайоне 13 в Кировском административном округе». Обосновывая заявленное требование, заявитель указывает, что предоставление ЗАО «Строительно-монтажный трест №7» земельного участка площадью 2621кв.м. по ул. ФИО6 в микрорайоне 13 Кировского административного округа г. Омска было осуществлено с нарушением Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: пункта 4 статьи 31 - поскольку не была проведена процедура «общественного обсуждения » предстоящего строительства; пункта 2 статьи 32 - так как решение о предоставлении земельного участка ЗАО «Строительно-монтажный трест №7» было осуществлено при отсутствии кадастрового плана земельного участка. Также заявитель указал, что в нарушение норм действующего законодательства «не была проведена экологическая экспертиза» проектной документации. Кроме того, оспариваемым распоряжением мэр города Омска разрешает строительство жилого дома, тогда как в соответствии со статьей 59 Устава города Омска и статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации выдача разрешений
Решение № А52-729/17 от 15.03.2018 АС Псковской области
основаниям судом отклонено ходатайство заявителя о вызове в судебное заседание экспертов и не рассматривался вопрос о назначении новой экспертизы. Обстоятельства, связанные с оформлением экспертных мнений не комиссионным заключением, а тремя отдельными документами, в данном случае, по мнению суда, не имеют правового значения. Вместе с тем, суд считает, что именно с учетом специфики рассматриваемого вопроса, Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 №569 (далее – Положение), предусмотрена специальная предварительная процедура общественного обсуждения заключения экспертизы проектной документации, в обязательном порядке предшествующая согласованию проектной документации уполномоченным органом. В соответствии с пунктом 29 Положения орган охраны объектов культурного наследия в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы и в соответствии с подпунктом «а» пункта 26 настоящего Положения приложений к нему обязан их размещать на официальном сайте органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») для общественного обсуждения. Заключение экспертизы проектной документации,
Постановление № 5-1633/17 от 18.12.2017 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)
на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, отводимых для реализации проекта «Строительство пристроя к существующему» хирургическому корпусу ГБУЗ РБ РКОД» на территории ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 30 октября 2017 г., выполненный аттестованным экспертом ФИО8 (вх. № 01-06/3236 г. от 01 ноября 2017 г.) (гражданско-правовой договор № 01-17/11 от 21 августа 2017 г. между ООО «Фирма Су-10» и ГБУ НПЦ на проведение государственной историко-культурной экспертизы). В настоящее время идет процедура общественного обсуждения на официальном сайте Управления. Соответствующее решение по акту будет принято после процедуры общественного обсуждения. Вместе с тем, установлено, что работы проведены до принятия Управлением решения о согласовании проведения работ на вышеуказанном земельном участке. Тем же актом государственной историко-культурной экспертизы подтверждается, что строительные работы на данной территории уже идут, и возведение котлованов находится в стадии завершения (зафиксированы 2 котлована). В пункте 2 обоснования выводов экспертизы указано, что вскрышные строительные работы были начаты до начала
Постановление № 5-1632/17 от 18.12.2017 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)
на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, отводимых для реализации проекта «Строительство пристроя к существующему хирургическому корпусу ГБУЗ РБ РКОД» на территории ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 30 октября 2017 г., выполненный аттестованным экспертом ФИО2 (вх. № 01-06/3236 г. от 01 ноября 2017 г.) (гражданско-правовой договор № 01-17/11 от 21 августа 2017 г. между ООО «Фирма Су-10» и ГБУ НПЦ на проведение государственной историко-культурной экспертизы). В настоящее время идет процедура общественного обсуждения на официальном сайте Управления. Соответствующее решение по акту будет принято после процедуры общественного обсуждения. Вместе с тем, установлено, что работы проведены до принятия Управлением решения о согласовании проведения работ на вышеуказанном земельном участке. Тем же актом государственной историко-культурной экспертизы подтверждается, что строительные работы на данной территории уже идут, и возведение котлованов находится в стадии завершения (зафиксированы 2 котлована). В пункте 2 обоснования выводов экспертизы указано, что вскрышные строительные работы были начаты до начала
Решение № 2А-8383/2021 от 07.12.2021 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)
все замечания (поступившие в предусмотренном законодательством срок и соответствующие предмету согласования), явившихся основанием для отказа в согласовании проекта. В настоящее время проект изменений в Схему территориального планирования Пермского края проходит процедуру согласования в Правительстве Пермского края. Проект изменений в Схему территориального планирования Пермского края размешен в сиcтеме «ГАС «Управление» на сайте в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет» gasu.gov.ru., опубликован 20.07.2021. Дата начала общественного обсуждения проекта-26.07.2021, дата окончания -01.08.2021. В ходе общественного обсуждения предложения не поступали, процедура общественного обсуждения проведена в установленном порядке. Постановлением Правительства Пермского края от 20.05.2020 № 328-п утверждено Положение о проведении общественного обсуждения проектов схемы территориального планирования Пермского края, схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации. На сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет» migd.permkrai.ru. размещена информация о проводимых общественных обсуждениях проекта документа «О внесении изменений в схему территориального планирования Пермского края, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 27 октября 2009 №780-п». В сообщении указано наименование разработчика,