ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Публичный сервитут электропередач - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Правительства РФ от 11.02.1995 N 132 "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики о сотрудничестве в реализации программы создания авиационного двигателя РД-35 для учебно-тренировочного самолета Як-130"
и ремонта газопровода, обратившись к собственнику земельного участка в порядке статьи 274 ГК РФ, которой, в частности, разрешается установление сервитута для эксплуатации линейных объектов. Сами по себе положения подпункта 2 пункта 3 статьи 23 ЗК РФ, допускающие принятие нормативного акта об установлении публичного сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейных объектов, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования. В связи с указанным суд округа направил дело на новое рассмотрение. 5. С требованием об установлении сервитута вправе обратиться собственник земельного участка, на котором расположен принадлежащий иному лицу линейный объект, возведенный после возникновения частной собственности на указанный земельный участок. Собственник земельного участка, на котором расположены опоры линии электропередачи , обратился к собственнику линейного объекта с предложением о заключении соглашения о сервитуте, в котором бы определялся порядок пользования участком (порядок и время доступа, прохода и проезда через участок) в целях эксплуатации размещенных опор, а также размер платы за сервитут. Собственник линейного
Определение № 06АП-1373/2021 от 17.03.2022 Верховного Суда РФ
с учетом положений статей 209, 260, 261 Гражданского кодекса. Разрешение администрации на размещение линейного объекта не распространяет свое действие на этот земельный участок, как и положения пунктов 3, 4 статьи 39.36 Земельного кодекса. Также суд апелляционной инстанции обратил внимание на отсутствие установления публичного сервитута в отношении участка, принадлежащего физическим лицам. Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.08.2021 постановление суда апелляционной инстанции отменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе. Суд кассационной инстанции указал, что спорный линейный объект не относится к объектам федерального, регионального или местного значения, поскольку предназначен для энергоснабжения одного индивидуального жилого дома, при этом на земельном участке, принадлежащем физическим лицам, отсутствуют конструктивные элементы (опоры) линии электропередачи и собственники этого участка не возражали относительно прокладки линии над этим участком, необходимость установления публичного сервитута отсутствовала. Кроме того, суд округа, сославшись на пункты 4, 5 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ
Определение № А83-12920/20 от 16.03.2022 Верховного Суда РФ
в действие земельного кодекса Российской Федерации», из которой следует, что юридические лица, имеющие на праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный институт в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений и приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года. ГУП РК «Крымэнерго» не представило доказательств отвода земельного участка под строительство и выдачи разрешительной документации на объекты: опоры линии электропередач с учетом его разрешенного использования. Учитывая, что спорные объекты возведены в границах арендуемого заявителем земельного участка, суды необоснованно указали, что заявитель не вправе требовать пресечения административного правонарушения в виде самовольного занятия и использования земельного участка Крымэнерго.
Определение № 303-ЭС21-22060 от 15.02.2022 Верховного Суда РФ
с учетом статей 209, 260, 261 Гражданского кодекса могут использовать свой земельный участок, разрешение администрации на размещение линейного объекта не распространяет свое действие на этот земельный участок, как и положения пунктов 3, 4 статьи 39.36 Земельного кодекса. Также суд апелляционной инстанции указал на отсутствие установления публичного сервитута в отношении участка, принадлежащего физическим лицам. Суд кассационной инстанции, отменяя постановление суда апелляционной инстанции и оставляя в силе решение суда первой инстанции, исходил из того, что спорный линейный объект не относится к объектам федерального, регионального или местного значения, поскольку предназначен для энергоснабжения одного индивидуального жилого дома, на земельном участке, принадлежащем физическим лицам, отсутствуют конструктивные элементы (опоры) линии электропередачи и собственники этого участка не выражали возражений относительно прокладки кабельной линии над этим участком (вдоль его границы согласно представленной схеме и техническому плану сооружения), необходимость установления публичного сервитута отсутствовала. Обжалуя постановление суда кассационной инстанции, управление указывает, что частью 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ установлено,
Определение № А40-118710/20 от 22.10.2021 Верховного Суда РФ
судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что публичный сервитут установлен в целях эксплуатации кабельной линии связи газопровода Миннибаево-Казань на участке км 0 - км 92,3 и линии электропередачи кабельной 0,4 кВ УПОУ МГ Миннибаево-Казань км 92,3 (линейного объекта), а также установив, что осуществление деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю не повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании спорных земельных участков, суд, руководствуясь статьями 11.1, 18, пунктами 2, 3 статьи 23, статьей 39.37, пунктом 1 статьи 39.38, пунктом 5 статьи 39.43, статьей
Определение № 306-ЭС21-10841 от 21.07.2021 Верховного Суда РФ
и установления сервитута, публичного сервитута в частности в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 статьи). Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (пункт 2 статьи 39.33 ЗК РФ). Согласно пункту 1 статьи 39.34 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам в силу пункта 5 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, отнесены линии электропередачи классом напряжения до
Постановление № 17АП-15261/19-ГК от 19.11.2019 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
ИНН <***>) к Администрации города Екатеринбурга о признании постановления об отказе в установлении публичного сервитута в отношении частей земельных участков незаконным, установил: Акционерное общество (АО, общество) «Екатеринбургская электросетевая компания» («ЕЭСК») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления Администрации г. Екатеринбурга (Администрация) об отказе в установлении публичного сервитута в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0606001:41, 66:41:0606001:29, 66:41:0606007:3, 66:41:0606006:1. Решением от 21.08.2019 заявленные требования удовлетворены. Администрация с принятым решением не согласна, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, в удовлетворении требований АО «ЕЭСК» отказать, считает неверным вывод суда первой инстанции о том, что линии электропередач не являются объектами капитального строительства, ошибочным вывод об отсутствии прямого запрета на размещение линии электропередач на лесных участках в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р (Распоряжение № 849-р). Кроме того, имеющим правовое значение заявитель апелляционной жалобы считает то, что земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0606001:41,66:41:0606001:29, 66:41:0606007:3,
Постановление № 13АП-24338/2022 от 06.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов»). Согласно части 4 статьи 45 ЛК РФ, п.1, п. 2, п.3, п.4 ст.23, ст. 39.23 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 274 ГК РФ, Обзору судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.) предусмотрена возможность установления сервитута ( публичного сервитута) для размещения (строительства, реконструкции и (или) эксплуатации) линейных объектов, к которым относятся, в том числе, и линии электропередачи (п. 10.1. ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 № 190-ФЗ). Судом установлено и следует из материалов дела, что Общество завершило все работы по установке опор ВЛ 330 кВ летом 2018 года. ВЛ 330 кВ введена в эксплуатацию, на нее зарегистрировано право собственности, имеется разрешение на ввод в эксплуатацию от 24.12.2018 N 39-000-257-2018, воздушная линия электропередачи находится под напряжением 330 кВ. Согласно
Постановление № А82-6288/2021 от 23.09.2022 АС Волго-Вятского округа
и установили суды, АО «Сельхозтехника» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 76:17:193201:892, из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования «сельскохозяйственное использование». ПАО «МРСК Центра» обратилось в Администрацию с ходатайством об установлении публичного сервитута, в том числе, и на указанный земельный участок. В обоснование необходимости установления публичного сервитута заявитель указал на заключение филиалом ПАО «МРСК Центра» – «Ярэнерго» и физическим лицом договора об осуществлении технологического присоединения от 15.11.2019 № 41900063/ТП-19, в целях реализации которого филиалом ПАО «МРСК Центра» – «Ярэнерго» разработаны технические условия для присоединения к электрическим сетям. Из технических условий усматривается необходимость выполнения строительства новой линии электропередачи от опоры № 84 ВЛ 10 кВ № 202 ПС 110/10 кВ «Брагино» ЛЭП 10 кВ до вновь устанавливаемой трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ протяженностью 650 метров в целях электроснабжения жилого дома, расположенного в деревне Чурилково. По результатам рассмотрения указанного ходатайства Администрация издала Постановление от 08.02.2021 № 303, согласно которому
Решение № 2-2125/16 от 23.11.2016 Емельяновского районного суда (Красноярский край)
от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в общественно-политической газете «Емельяновские вести» от ДД.ММ.ГГГГ №. По результатам проведения общественных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об одобрении установления публичного сервитута на земельные участки, в том числе, и принадлежащие истцу с разрешенным видом использования «для дачного строительства». Постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ установлен публичный сервитут на <данные изъяты> земельных участка на период строительства объекта - <данные изъяты>. В перечень указанных <данные изъяты> земельных участков входят земельные участки, принадлежащие истцу. Согласно заключению кадастрового инженера и схеме расположения земельных участков, на земельном участке с кадастровым номером № располагается анкерный столб, линия электропередач проходит над земельными участками с кадастровыми номерами № и №. В материалах дела сведений о существовании линии электропередачи, в том числе, анкерной опоры, на земельных участках на момент приобретения их ФИО1 не имеется. Разрешение на строительство нового центра электропитания - <адрес> по адресу: <адрес>, выдано МКУ администрация Солонцовского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ на