руководствоваться, в том числе, данными свободной вместимости эксплуатируемого объекта. При этом в случае, если свободная вместимость полигона твердых бытовых и промышленных отходов исчерпана, предоставление или переоформление лицензии недопустимо. В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона N 89-ФЗ собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Необходимо отметить, что предоставление/переоформление лицензии возможно только в случае вступления в законную силу документа, подтверждающего перевод земельного участка, на котором находится объект размещения отходов, в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Более того, с 01.08.2014 вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации
увеличить объем работ по поверхностному улучшению существующих сенокосов и пастбищ. Для поддержания высокой продуктивности улучшенных угодий предусматривается увеличить объем работ по перезалужению площадей старовозрастных выродившихся травостоев, широко применять противоэрозионные технологии. В районах Сибири, Дальнего Востока и там, где имеется недостаток пахотных площадей, предусматривается освоение новых земель под пашню. Для улучшения качества кормового сырья намечается увеличить объем работ по посеву в дернину злаковых травостоев, семян бобовых трав. При залужении и восстановлении ранее улучшенных травостоев посев трав должен проводиться с увеличенной долей бобовых компонентов в луговых травосмесях. 6. МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ, ВОССТАНОВЛЕНИЮ НАРУШЕННЫХ И ЗАГРЯЗНЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ Рекультивация нарушенных земель Рекультивацию нарушенных земель намечается осуществить на площади 384 тыс. гектаров (таблица 9). При этом предусматривается вовлечь в сельскохозяйственный оборот 188 тыс. гектаров. Улучшение малопродуктивных сельскохозяйственных угодий Улучшение (землевание) малопродуктивных сельскохозяйственных угодий плодородным слоем почвы намечается провести на площади 34,7 тыс. гектаров, в том числе 24 тыс. гектаров пашни. Восстановление земель, загрязненных нефтью и
проектом и установленными действующим законодательством правилами. Поскольку Общество отказалось от добровольного исполнения указанных требований, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском. Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего. Согласно пункту 4 статьи 12 Закона N 89-ФЗ собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем
выполнило мероприятия по восстановлению нарушенного состояния земельного участка посредством рекультивации загрязненного участка лесного фонда в соответствии с типовым проектом рекультивации нефтезагрязненных земель на месторождениях Общества и индивидуальным планом производства работ по рекультивации загрязненного участка, что не может быть расценено как противоправные действия ответчика; взыскание ущерба за проведение работ по рекультивации загрязненного участка повлечет необоснованное возложение повышенной ответственности на лицо, обязанное в силу закона принять меры по восстановлениюнарушенного состояния окружающей среды. При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на Общество повторной обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, а также применения к одному случаю нефтеразлива на землях лесного фонда положений Методики № 107 и Методики № 273. Между тем, суды не учли следующее. Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (статья 5 Лесного кодекса Российской
месторождениях Общества и индивидуальным планом производства работ по рекультивации загрязненного земельного участка Общества, что не может быть расценено как противоправные действия ответчика. Взыскание ущерба за проведение работ по рекультивации загрязненного участка повлечет необоснованное возложение повышенной ответственности на лицо, обязанное в силу закона принять меры по восстановлениюнарушенного состояния окружающей среды. Анализ содержания положений Методики № 273 позволяет прийти к выводу, что при расчете размера ущерба лесам учитывается вред, причиненный не только лесным насаждениям (деревьям, кустарникам и иной растительности), но и иным составляющим экологической системы леса, в том числе объектам животного мира. При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на Общество повторной обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, а также применения к одному случаю нефтеразлива на землях лесного фонда положений Методики № 107 и Методики № 273. В кассационной жалобе Служба просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм права,
слоя почв» (постановление Правительства РФ № 140) предусмотрено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами при проведении всех видов строительных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. В ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» (далее - ГОСТ 17.5.1.01-83) указано, что рекультивация - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенныхземель , а также на улучшение условий окружающей среды, выполняемых в два последовательных этапа: технический и биологический. Пунктом 4 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельных ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 № 525/67 действовавших до 25.12.2018 (далее – Основные положения), пунктом 1.8 ГОСТ 17.5.3.04-83 «Общие требования к рекультивации
и 17 постановления Пленума № 49 возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме. Между тем, суды, в нарушение вышеуказанных норм, применили к обществу двойную меру ответственности в виде возмещения вреда посредством взыскания причиненных убытков и возложения на ответчика обязанности по восстановлениюнарушенного состояния окружающей среды, обязав последнего разработать проект рекультивации нарушенных земель , провести рекультивацию нарушенных земель и представить после завершения рекультивации предоставить управлению документацию, подтверждающую фактическое проведение перечисленных работ. Кроме того, поскольку рассмотрение кассационной жалобы на судебные акты, вынесенные по вопросу распределения судебных расходов и взыскания государственной пошлины находится в прямой зависимости от
целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. В силу пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Условия договора от 30.04.2010 № 219, которыми на администрацию, как арендатора возложена обязанность по рекультивации земельного участка, предусматривают возможность возврата объекта аренды после проведения администрацией его рекультивации. Положения договора иного порядка не предусматривают, что согласуется с положениями законодательства, которые возлагают на пользователя земельного участка для размещения отходов обязанность по его восстановлению. Кассатор не оспаривал факт использования земельного участка для объектов размещения отходов, не отрицал факт заключения
не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим. Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Пунктом 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их
сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В материалах дела представлен Акт обследования территории № 1 от 25.08.2021 (том 1, л.д. 128-131), в котором отражено, что свалка промышленных отходов предприятием не эксплуатируется. Вместе с тем, не проведение соответствующих мероприятий обществом не отменяет обязательность требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ. Согласно пункту 3.1 предписания вменено нарушение статей 9, 11 Водного кодекса РФ, в связи с тем, что с 14.02.2019 общество осуществляет
она, являясь должником по исполнительному производству № не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, а именно, на основании исполнительного листа № от <дата> выданного Арзамасским городским судом по делу №, вступившему в законную силу <дата>, об обязании администрации Арзамасского района Нижегородской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в выделе 17 квартала 42 Кирилловского лесничества около <адрес>, и произвести работы по восстановлению нарушенных земель , на которых расположена вышеуказанная свалка, в Арзамасском РОСП УФССП России по Нижегородской области возбуждено исполнительное производство № Определением Арзамасского городского суда Нижегородской области администрации Арзамасского района предоставлена отсрочка исполнения решения суда до <дата>. В связи с неисполнением требований исполнительного документа администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области <дата> привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 руб. Постановление по делу об административном правонарушении
должника - администрации Шарангского муниципального района Нижегородской области на Территориальное управление Росимущества Нижегородской области по гражданскому делу по иску прокурора Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство», администрации Шарангского района Нижегородской области об обязании прекратить эксплуатацию несанкционированной свалки твердых бытовых и промышленных отходов, расположенной в 8 км от р.п. Шаранга по автомобильной дороге Арья-Тонкино-Шаранга-граница Республики Марий Эл, юго-западнее д. Большой Рейчваж Шарангского района, площадью 4.0 га, организовать и провести работы по восстановлению нарушенных земель , на которых расположена свалка, У С Т А Н О В И Л : Администрация Шарангского муниципального района Нижегородской области обратилась в Шарангский районный суд Нижегородской области с заявлением о процессуальном правопреемстве. В обоснование заявления указано, что решением Шарангского районного суда Нижегородской области от 4 июня 2012 года по гражданскому делу № 2-116/2012 по иску Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры к МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство», администрации Шарангского района Нижегородской области об обязании прекратить