ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Раскрытие информации об аудите - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Сборник примерных форм заключений, составленных в соответствии с Международными стандартами аудита (версия 4/2019)" (приложение N 2 к протоколу Совета по аудиторской деятельности при Минфине России от 19.12.2019 N 51)
должна быть сообщена в нашем заключении, так как можно обоснованно предположить, что отрицательные последствия сообщения такой информации превысят общественно значимую пользу от ее сообщения. Руководитель задания по аудиту, по результатам которого составлено аудиторское заключение [подпись] Инициалы, фамилия Аудиторская организация: акционерное общество "ZZZ", ОГРН 9900000000000, 111421, Москва, улица Королева, дом 101, член саморегулируемой организации аудиторов "NNN", ОРНЗ 01234567890. "__" _____________ 20xx года 1.2.2. Годовая бухгалтерская отчетность, существенная неопределенность, неадекватное раскрытие информации, мнение с оговоркой [Аудиторское заключение составлено аудиторской организацией при следующих обстоятельствах: аудит проводился в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), введенными в действие и подлежащими применению на территории Российской Федерации; аудит проводился в отношении полного комплекта годовой бухгалтерской отчетности, состав которой установлен Федеральным законом "О бухгалтерском учете"; лица, ответственные за надзор за составлением годовой бухгалтерской отчетности, не являются лицами, ответственными за корпоративное управление аудируемым лицом (члены совета директоров, наблюдательного совета, другие); прочая информация, определяемая согласно МСА 720 "Обязанности аудитора, относящиеся
Постановление Правительства РФ от 27.12.1997 N 1640 "О продлении срока реализации Федеральной целевой программы "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"
значимых рисках, выявленных аудитором. + 5.7.4 пункт 16 МСА 260 Индивидуальный аудитор или аудиторская организация не довели до сведения лиц, отвечающих за корпоративное управление, следующее: - мнение аудитора о значимых качественных аспектах учетной практики организации, включая оценочные значения и раскрытие информации; - информацию о значительных трудностях, с которыми аудитор столкнулся в ходе аудита (если такие были); - значимые вопросы, которые возникли в ходе аудита, и письменные заявления руководства, запрошенные аудитором (за исключением случаев, когда все лица, отвечающие за корпоративное управление, осуществляют руководство организацией); - обстоятельства, влияющие на форму и содержание аудиторского заключения, в случае их наличия. + 5.7.5 пункты 17, 20 МСА 260 Индивидуальный аудитор или аудиторская организация при аудите организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, не проинформировали лиц, отвечающих за корпоративное управление, о соблюдении сотрудниками, самой аудиторской организацией или индивидуальным аудитором и, если применимо, организацией, входящей в сеть, соответствующих этических требований в отношении независимости, а также
Распоряжение ФКЦБ РФ от 04.04.2002 N 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения" (вместе с "Кодексом корпоративного поведения" от 05.04.2002)
информацию, раскрытие которой может иметь для общества неблагоприятные последствия, сохранение полученной в результате проверки конфиденциальной информации является также немаловажным этическим требованием к аудиторской организации (аудитору). Общество должно принять все необходимые меры, чтобы обеспечить утверждение общим собранием акционеров аудитора общества из числа аудиторских организаций (аудиторов), имеющих солидную репутацию и ведущих свою деятельность в соответствии с вышеуказанными принципами. 4.1.2. Аудиторская проверка годовых отчетов является одним из важнейших элементов финансового контроля. При анализе полученных аудиторских отчетов у акционеров могут возникнуть вопросы по содержанию аудиторского заключения и сделанным в нем выводам. В связи с этим рекомендуется, чтобы аудиторские организации (аудиторы) принимали участие в общих собраниях акционеров и отвечали на любые вопросы, заданные акционерами относительно представленных общему собранию акционеров аудиторских заключений. 4.1.3. Во время аудиторской проверки аудиторские организации (аудиторы) должны приложить максимум усилий для выявления злоупотреблений или нарушений обществом требований законодательства и доводить информацию об этих нарушениях до совета директоров (через комитет по аудиту в
"Сборник примерных форм заключений, составленных в соответствии с Международными стандартами аудита (версия 3/2018)" (одобрен Советом по аудиторской деятельности Минфина России)
даты нашего аудиторского заключения. Однако будущие события или условия могут привести к тому, что в соответствии со статьями 39 и 41 Федерального закона "О политических партиях" в установленном порядке будет принято решение о приостановлении или ликвидации политической партии; д) проводим оценку представления годовой бухгалтерской отчетности в целом, ее структуры и содержания, включая раскрытие информации, а также того, представляет ли годовая бухгалтерская отчетность лежащие в ее основе операции и события так, чтобы было обеспечено их достоверное представление. Мы осуществляем информационное взаимодействие с WWW аудируемого лица, доводя до их (его) сведения, помимо прочего, информацию о запланированном объеме и сроках аудита , а также о существенных замечаниях по результатам аудита, в том числе о значительных недостатках системы внутреннего контроля, которые мы выявляем в процессе аудита. Руководитель задания по аудиту, по результатам которого составлено аудиторское заключение [подпись] Инициалы, фамилия Аудиторская организация: акционерное общество "ZZZ", ОГРН 9900000000000, 111421, Москва, улица Королева, дом 101, член саморегулируемой
Постановление № 01АП-271/2022 от 08.02.2022 Первого арбитражного апелляционного суда
иных комиссионных ценных бумаг посредством подписки и конвертации, вправе проводить открытую и закрытую подписку. С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку Общество является публичным, на него возложена обязанность по раскрытию информации, определенной Положением № 454-П, в том числе в форме сообщений о существенных фактах. В соответствии с пунктом 1 статьи 87.1 Федерального закона № 208-ФЗ в публичном обществе должны быть организованы управление рисками и внутренний контроль. Совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества утверждает внутренние документы общества, определяющие политику общества в области организации управления рисками и внутреннего контроля. Для оценки надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля в публичном обществе должен осуществляться внутренний аудит . Совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества утверждает внутренние документы общества, определяющие политику общества в области организации и осуществления внутреннего аудита (пункт 2 статьи 87.1 Федерального закона № 208-ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 68 Федерального закона №
Постановление № А75-5625/2010 от 14.10.2010 АС Западно-Сибирского округа
собрания акционеров общества. В силу пункта 1 статьи 92 Закона об акционерных обществах открытое акционерное общество обязано раскрывать годовой отчет Общества, годовую бухгалтерскую отчетность. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России № 06-117/пз-н от 10.10.2006 утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение). В соответствии с пунктом 8.1.1, пунктом 8.3.1 Положения Общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность. Согласно пункту 8.3.3 Положения годовая бухгалтерская отчетность Общества должна содержать: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности Общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту , пояснительную записку. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций,
Постановление № 13АП-22195/2022 от 22.08.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
- Положение № 454-П), которое утратило силу в связи с вступлением в силу с указанной даты Положения Банка России от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее - Положение № 714- П). В соответствии с пунктом 69.5 Положения № 454-П непубличное акционерное общество с числом акционеров более 50, не осуществившее (не осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязано раскрывать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность непубличного акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности. Аналогичные требования с 01.10.2021 установлены пунктом 56.6 Положения № 714-П. Частью 10 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) предусмотрено, что в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту , такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением. Согласно пункту 5 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации акционерное общество для проверки
Постановление № 04АП-4287/16 от 26.10.2016 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
22.01.2016, представленным в ответ на запрос Управления. В этой связи, как правильно отметил суд первой инстанции, обязанность раскрытия на странице в сети Интернет годовой бухгалтерской отчетности не в составе ежеквартального отчета у общества возникла после освобождения от обязанности раскрытия информации на рынке ценных бумаг в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах (09.09.2014). Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в силу пункта 8.3.3 Положения должна содержать: - бухгалтерский баланс; - отчет о прибылях и убытках; приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации; - аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту ; - пояснительную записку. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступившем в силу с 01.01.2013. годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных указанным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета
Постановление № 06АП-7597/16 от 14.02.2017 Шестого арбитражного апелляционного суда
ежеквартального отчета за 1 квартал 2016, опубликованного ОАО «Промсвязь» в сети Интернет 16.05.2016 годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2015 вместе с аудиторским заключением также не раскрыта. До вступления в силу (14.03.2016) Указания Банка России от 16.12.2015 № 3899-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 30 декабря 2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», пунктом 71.4 Положения № 454-П предусматривалось, что раскрытие годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется путем «опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты ее составления, а в случае, если она подлежала обязательному аудиту , - не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения». С 14.03.2016 для акционерных обществ установлена обязанность раскрывать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением «с даты составления аудиторского заключения». Из материалов дела видно, что договор на оказание аудиторских услуг, заключенный между обществом и ООО «Фирма «Аудит-экспертиза» 26.11.2015, предусматривает срок
Постановление № 16-3487/20 от 12.11.2020 Третьего кассационного суда общей юрисдикции
а при отсутствии совета директоров (наблюдательного совета) - коллегиальным (единоличным) исполнительным органом управления или иным уполномоченным органом сетевой организации (не раскрывается при опубликовании информации о проекте инвестиционной программы в случаях, если сроки раскрытия такой информации в соответствии с пунктом 29 настоящего документа предусмотрены Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" (далее - Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики); - программу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (для организаций, которые в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности утверждают и реализовывают программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности); - заключения (отчеты) по результатам проведения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов строительства объектов электроэнергетики в случаях, если получение таких заключений (отчетов) является обязательным; - заключение по результатам проведения технологического и ценового аудита инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы) (при наличии такового), выполненное
Решение № 21-488/19 от 23.01.2019 Саратовского областного суда (Саратовская область)
размещения облигаций и иных ценных бумаг. Согласно сведениям, имеющимся в распоряжении Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, из представленной отчетности регистратора Общества, по состоянию на 31 марта 2019 года количество зарегистрированных лицевых счетов в реестре владельцев именных ценных бумаг Общества составляет 139 и, следовательно, на ЗАО «Петропавловское» распространяется обязанность по раскрытию информации, установленная Федеральным законом № 208-ФЗ и Положением № 454-П. В соответствии с пунктами 71.1, 71.3 Положения № 454-П акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту , такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307- ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится, в том числе, если организация имеет организационно-правовую форму акционерного
Решение № 2-3046/2013 от 02.09.2013 Заельцовского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)
Однако этого проверяющими должностными лицами ГЖИ НСО сделано не было. Указанными действиями должностных лиц ГЖИ НСО, проводивших оспариваемую проверку, нарушен также п. 3 «д» Порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от xx.xx.xxxx __), предписывающий осуществлять контроль в отношении: достоверности раскрытой информации. 5) Административное действие должностных лиц ГЖИ НСО по составлению Акта проверки в отношении ТСЖ «...» (п. 54 Административного регламента) также является незаконным, т.к. Акт проверки содержит недостоверную информацию: Во-первых, в Акте проверки значится, что в ходе проверки ТСЖ «...» была представлена копия аудиторского заключения, выполненная ООО «ЭЛИТ АУДИТ » за период с xx.xx.xxxx. по xx.xx.xxxx. Эта информация не соответствует действительности, поскольку недатированное заключение ООО «ЭЛИТ АУДИТ» по результатам проведения согласованных процедур с ТСЖ «...», аудиторским заключением не является, т.к. не отвечает требованиям, предъявляемым к аудиторским
Решение № 2-2733/17 от 14.11.2017 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)
Спорные документы на официальном сайте ТСЖ отсутствует, т.к. их публикация ни ЖК РФ, ни Стандартом раскрытия информации не предусмотрена. Договор о проведении аудиторской проверки ТСЖ с аудиторской организацией не заключался, ТСЖ истца на заключение данного договора не уполномачивало, в результате чего обязанность предоставить истцу документы, необходимые для проведения аудиторской проверки, у ответчика отсутствует. Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого действовала истец, заключая договор с аудиторской организацией, отменен протоколом № годового общего собрания собственников членов ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, технической возможности предоставить истцу спорные документы с удалением персональных данных не имеется. В связи с этим представители ответчика просили в удовлетворении иска истцу отказать. ДД.ММ.ГГГГ на основании определения суда к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в порядке ст. 43 ч. 1 ГПК РФ привлечено ООО «Аргумент-Аудит » в связи с характером спорного отношения. В судебное заседание представитель 3 лица ООО «Аргумент-Аудит»