ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Разрешение на размещение объектов благоустройства - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 78-КА20-4 от 21.05.2020 Верховного Суда РФ
образом, для случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 статьи 39 ЗК РФ, разрешение на использование земельного участка не требуется. Пунктом 3 статьи 3936 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300. Согласно пункту 4 указанного Перечня (в редакции, действовавшей на момент отказа в согласовании проекта перепланировки) в него включены элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны,
Апелляционное определение № 78-АПА19-10 от 14.06.2019 Верховного Суда РФ
других вещных прав, равно как и другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Оспариваемые нормы не содержат положений, препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, распространяются в равной мере на всех лиц, владеющих объектами для размещения информации. Требование получения разрешения на установку или перемещение объектов для размещения информации, как справедливо указал суд в своем решении, представляет собой правовой механизм обеспечения соответствия внешнего фасада зданий Санкт-Петербурга требованиям правил благоустройства в целях повышения комфортности условий проживания граждан, поддержания и улучшения эстетического состояния территории города. Демонтаж объекта для размещения информации является реализацией полномочий органов власти по контролю за соблюдением правил благоустройства и средством приведения внешнего вида фасадов зданий города в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных полномочий не предполагает отчуждения у собственника демонтируемого объекта для размещения информации либо его повреждения, напротив, Положением предусмотрены хранение демонтированного объекта, уведомление владельца о факте демонтажа объекта и о порядке его
Определение № А17-2546/20 от 28.10.2021 Верховного Суда РФ
и других нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия размещения данных объектов. Пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Порядок и условия размещения данных объектов на публичных землях Ивановской области утверждены постановлением Правительства Ивановской области № 277-п. В подпункте «п» пункта 12 Порядка № 277-п указано, что решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если размещение объекта не соответствует нормам и правилам его размещения, установленным правилами благоустройства территории соответствующего муниципального образования Ивановской области (при наличии такого регулирования правилами благоустройства муниципального образования). В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) утверждение правил благоустройства муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа. Наделение органов местного самоуправления полномочием по принятию нормативных актов, устанавливающих
Решение № А60-56416/19 от 16.06.2020 АС Свердловской области
и верандами. Размещение элементов благоустройства произведено в соответствии с согласованными эскизными проектами 2016 и 2019 годов. Поскольку размещение элементов благоустройства носит сезонный характер (благоустройство берега озера), то акт осмотра от 27.12.2019г. не отражает всего объема благоустройства пляжно-досуговой зоны, т.к. размещение части элементов в зимний период теряет смысл (например, зонты), поэтому отсутствие части элементов благоустройства не может быть расценено в качестве неправомерных действий общества, свидетельствующих о нецелевом использовании имущества. Следует также отметить, что разрешение на размещение объектов благоустройства дано обществу на 7 лет и это не означает, что полное освоение пляжно-досуговой зоны должно производится в первый год действия разрешения. Как уже указывалось, размещение объектов носит сезонный характер и их фактическое размещение может не совпадать от сезона к сезону, объекты могут видоизменяться, количество увеличиваться или уменьшаться и пр. и все это связано с привлекательностью места размещения объектов для населения. Выявление министерством при проверке объекта недвижимости, торгового объекта и открытой беседки не
Постановление № А55-26680/19 от 08.06.2020 АС Самарской области
благоустройства территории и поддержание территории в благоустроенном виде. При этом решение вопроса о размещении объектов благоустройства относится к исключительной компетенции соответствующего исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков. Из содержания данных правовых норм не вытекает обязанность уполномоченного органа власти принять по результатам рассмотрения поданного заявления только положительное решение. Действующим законодательством не предусмотрено исключительное право, которому корреспондирует соответствующая обязанность исполнительного органа власти, органа местного самоуправления на предоставление разрешения на размещение объекта благоустройства . Таким образом, предоставление права на земельный участок, расположенный в пределах территории общего пользования, возможно только для размещения объектов, допустимых к размещению в пределах территорий общего пользования в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования. При этом подлежат соблюдению условия отбора претендентов, срочности представления земли и возникновения необходимости обустройства мест отдыха. Между тем, как верно отмечено судом первой инстанции, заявление не содержит описания, конструктивных особенностей, количества предполагаемых к размещению конкретных объектов. Кроме
Постановление № 16-2587/20 от 21.05.2020 Шестого кассационного суда общей юрисдикции
Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства. Доводы заявителя о том, что ему выдано разрешение для размещения объектов благоустройства от 12 апреля 2019 года № 855, в связи с чем он пользуется спорным земельным участком на законном основании, были предметом оценки суда первой и второй инстанций и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных актах, оснований не согласиться с которыми, не имеется. Выданное разрешение на размещение объектов благоустройства от 12 апреля 2019 года не освобождает ФИО1 от исполнения выданного предписания, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 17 марта 2016 года № 178-П «Об утверждении положения о порядке и условиях размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной или государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» ФИО1 на самовольно занятом земельном участке разрешено только размещение элементов благоустройства, а именно установка декоративного ограждения, озеленение, что
Решение № 2А-2722/20 от 05.11.2020 Советского районного суда г. Владивостока (Приморский край)
рамках муниципального земельного контроля 28.02.2020 проведена проверка фактического использования земельного участка, предоставленного ФИО1 в целях размещения объектов благоустройства территории, в результате которой установлено, что на проверяемом земельном участке размещено металлическое ограждение (забор) длиною 6 м. без правоустанавливающих документов. Земельный участок не сформирован в соответствии с действующим законодательством, на государственном кадастровом учете не состоит, права на него не зарегистрированы. Территория, расположенная в кадастровом квартале <номер>, площадью 362 кв.м., в отношении которой истцу выдано разрешение на размещение объектов благоустройства , используется неустановленным лицом ненадлежащим образом. В связи с указанными обстоятельствами административным ответчиком было вынесено оспариваемое распоряжение, его копия направлена ФИО1 для принятия мер по освобождению самовольно занятого земельного участка. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 12 ГК РФ и ст. 62 КАС РФ лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом
Решение № 2-2517/2021 от 24.08.2021 Советского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)
надписи на стенах и витражных окнах здания, провести ремонт фасада здания, а также привести земельный участок по указанному адресу в надлежащее санитарное состояние путем осуществления уборки отходов на территории, прилегающей к зданию. В обоснование заявленных требований указали, что Ф.И.О.2, Ф.И.О.3, Ф.И.О.1 являются собственниками объекта недвижимости - нежилого здания (торгово-развлекательного комплекса), расположенного по адресу: адрес а, кадастровый номер. На основании постановления администрации городского округа - адрес от дата номер Ф.И.О.2, Ф.И.О.3, Ф.И.О.1 выдано разрешение на размещение объектов благоустройства на земельном участке по указанному адресу площадью 2365,0 кв.м, сроком на три года. Согласно акту обследования зданий, строений, сооружений от дата фасад нежилого здания, расположенного по адресу: адрес а находится в ненадлежащем состоянии, а именно: имеются несанкционированные графические надписи на стенах фасада и витражных окнах, не произведен своевременный ремонт фасада здания и не обеспечена уборка отходов на территории прилегающей к зданию. Контейнерная площадка для сбора отходов захламлена. Приложением «Разрешение на размещение объектов