ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Саморегулирование предпринимательской деятельности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № АКПИ19-85 от 15.04.2019 Верховного Суда РФ
кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 6, статье 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и нарушает их права и законные интересы. Как указывают административные истцы, Ассоциация под своим прежним наименованием Некоммерческое партнерство «Объединение производителей проектных и строительных работ «Астериск» 16 ноября 2011 г. по решению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) внесена в государственный реестр саморегулируемых организации под регистрационным номером 0211, предмет саморегулирования - предпринимательская деятельность членов в области осуществления проектных и строительных работ, кроме работ, производители которых обязаны быть членами саморегулируемых организаций согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации. Впоследствии по требованию Росреестра сведения об Ассоциации исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций. В своих решениях суды сослались на Положение, делая вывод о том, что Ассоциация с заявлением о внесении сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций должна обращаться в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее -
Определение № 307-ЭС15-10653 от 10.09.2015 Верховного Суда РФ
и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. По результатам изучения состоявшихся по делу судебных актов и доводов заявителя основания для передачи кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отсутствуют. Как следует из судебных актов и установлено судами, 16.09.2011, на основании заявления партнерства от 05.09.2011, Росреестром принято решение о внесении сведений о партнерстве в реестр за № 0211, и предметом саморегулирования для него принята предпринимательская деятельность его членов в области осуществления проектных и строительных работ, кроме работ, производителя которых обязаны быть членами саморегулируемых организаций согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, о чем заявитель уведомлен письмом от 16.09.2011 № 7-5982-ВЛ. В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 20 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон о саморегулируемых организаций) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в
Определение № А40-75417/20 от 18.11.2021 Верховного Суда РФ
в соответствии с Законом № 315-ФЗ объединиться в СРО, ведение государственного реестра которых отнесено к полномочиям Росреестра. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции пришел к выводу, что у Росреестра не было оснований для отказа заявителю во внесении сведений об Ассоциации в государственный реестр саморегулируемых организаций. Росреестр, обращаясь с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, указывает на нарушение судом кассационной инстанций норм материального и процессуального права. При этом заявитель указывает, что предметом саморегулирования Ассоциации является предпринимательская деятельность ее членов в сфере строительства, в порядке, не требующем получения статуса саморегулируемой организации в порядке, установленном главой 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В свою очередь, Росреестр в соответствии с пунктом 1 Положения о Росреестре является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью. Закон № 315-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с
Определение № А40-180218/20 от 01.02.2022 Верховного Суда РФ
кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 июля 2021 г. - отмене по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, предметом саморегулирования Ассоциации является предпринимательская деятельность ее членов в области инженерных изысканий, архитектуры, инженерно-технического проектирования и разработки проектов тепло, водо-, газоснабжения (ОКВЭД 71.1, 71.11, 71.11.1, 71.12, 71.12.1, 71.12.11). Полагая, что не являясь саморегулируемой организацией (далее – СРО), созданной в соответствии с главой 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), Ассоциация обратилась с заявлением о внесении сведений в Реестр СРО в Росреестр, осуществляющий полномочия по ведению Реестра СРО, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной
Определение № А40-75417/20 от 07.12.2021 Верховного Суда РФ
иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что она подлежит удовлетворению в силу следующего. Ассоциация, обращаясь в Росреестр с заявлением о внесении сведений в государственный реестр СРО, а впоследствии, обжалуя отказ уполномоченного органа по настоящему делу, исходила из того, что предметом саморегулирования Ассоциации является предпринимательская деятельность ее членов в сфере строительства, созданных на основании Закона № 315-ФЗ в порядке, не требующем получения статуса СРО в соответствии с нормами главы 6.1 Градостроительного кодекса, и как указано в заявлении по делу, не заинтересована в получении такого статуса. При разрешении спора судами всех инстанций обоснованно применены нормы материального права, регулирующие отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса СРО, деятельностью СРО, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия СРО
Постановление № 19АП-2461/2017 от 12.05.2017 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 27.08.2016 и отчетом об отслеживании почтового отправления, сформированным 08.11.2016 с использованием официального сайта Почты России. В соответствии с разделом I Устава СРО НП «РОС «Развитие», утвержденного решением очередного общего собрания членов СРО НП «РОС «Развитие» 27.04.2012, протокол №01/0412 (далее – Устав), СРО НП «РОС «Развитие» является некоммерческой организацией в форме некоммерческого партнерства, основанной на членстве, объединяющей субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, созданное в целях координации и саморегулирования предпринимательской деятельности , а также представления и защиты общих имущественных интересов. Согласно подпунктам 4.4.4, 4.4.6 пункта 4.4 Устава в обязанности партнерства, в том числе входят: обязанность по осуществлению контроля за предпринимательской деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов, правил партнерства, условий членства в партнерстве; обязанность по применению мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации и внутренними документами партнерства, в отношении своих членов. Пунктом 5.1 Устава предусмотрено, что членами партнерства могут быть юридические
Постановление № 19АП-1698/17 от 19.05.2017 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
25.08.2016 и отчетом об отслеживании почтового -7- отправления, сформированным 19.12.2016 с использованием официального сайта Почты России. В соответствии с разделом I Устава СРО НП «РОС «Развитие», утвержденного решением очередного общего собрания членов СРО НП «РОС «Развитие» 27.04.2012, протокол №01/0412 (далее – Устав), СРО НП «РОС «Развитие» является некоммерческой организацией в форме некоммерческого партнерства, основанной на членстве, объединяющей субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, созданное в целях координации и саморегулирования предпринимательской деятельности , а также представления и защиты общих имущественных интересов. Согласно подпунктам 4.4.4, 4.4.6 пункта 4.4 Устава в обязанности партнерства, в том числе входят:обязанность по осуществлению контроля за предпринимательской деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов, правил партнерства, условий членства в партнерстве; обязанность по применению мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации и внутренними документами партнерства, в отношении своих членов. Пунктом 5.1 Устава предусмотрено, что членами партнерства могут быть юридические лица,
Постановление № А14-14947/2016 от 01.03.2018 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
30.06.2017 ГРН 2173600050633, свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации, выданного 05.07.2017. Согласно разделу 1 устава СРО НП «РОС «Развитие», утвержденному решением очередного общего собрания членов СРО НП «РОС «Развитие», протокол от 27.04.2012 № 01/0412 (далее – устав СРО НП «РОС «Развитие») СРО НП РОС «Развитие» (Партнерство) является некоммерческой организацией в форме некоммерческого партнерства, основанной на членстве, объединяющей субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, созданное в целях координации и саморегулирования предпринимательской деятельности , а также представления и защиты общих имущественных интересов. Как следует из пункта 2.1 устава СРО НП «РОС «Развитие», Партнерство приобрело статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о нем в государственный реестр саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Регистрационный номер записи о приобретении статуса саморегулируемой организации и внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций: СРО-С- 204-24022010. Дата включения в реестр сведений: 24.02.2010. В соответствии с пунктом 4.4
Решение № А56-64329/13 от 23.12.2013 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
о чем организация почтовой связи уведомила суд. В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в этом случае лицо, участвующее в деле, считается извещенным надлежащим образом. Исследовав материалы дела, суд установил следующее. Партнерство является саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство. В соответствии с пунктом 1.1 устава Партнерства, утвержденного общим собранием членов Партнерства (протокол от 27.03.2013 № 10), Партнерство создано в целях саморегулирования предпринимательской деятельности членов Партнерства в области строительства. Согласно пункту 4.1 устава Партнерства членами Партнерства могут быть юридические лица, в том числе иностранные юридические лица, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в области строительства, и соответствующие условиям членства в Партнерстве. Аналогичные положения содержатся в пункте 4.1 устава в редакции, утвержденной решением общего собрания 15.11.2011. Пунктом 4.4.2 устава Партнерства установлено, что решение о приеме в члены Партнерства принимается Советом Партнерства. Решением Совета Партнерства от 28.03.2010 Общество принято
Решение № от 13.12.2010 Алтайского краевого суда (Алтайский край)
решения суда в законную силу ( в заявлении пункты ошибочно названы частями). Заявленные требования обоснованы тем, что пункт 3 статьи 3 Закона в части слов «и другие» не отвечает требованиям формальной определенности, содержит категорию оценочного характера, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного п.п»в» п.4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96 Пункт 5 статьи 3 Закона содержит понятие органов саморегулирования предпринимательской деятельности - это союзы и ассоциации юридических лиц, которые могут объединяться на добровольной основе, в соответствии с федеральным законодательством, в целях самостоятельного регулирования осуществляемой ими предпринимательской деятельности, связанной с реализацией продукции, способной причинить вред общественной нравственности. Данная норма не в полной мере соответствует части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», которой дается более широкое понятие саморегулируемой организации. Поскольку понятие саморегулирования установлено федеральным законом, то субъект не вправе вводить
Апелляционное определение № 33-4837/2017 от 31.05.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Частями 1, 2 ст. 2 Федерального закона № 315-ФЗ от 01.12.2007 года предусмотрено, что, под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации. Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, основополагающими критериями отнесения гражданских дел к подведомственности арбитражных судов являются характер спорных правоотношений и субъектный состав спора. СПК «Садко» является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства и не имеющими целью извлечение прибыли в качестве предмета и основных целей и задач своей деятельности, не распределяющей полученную прибыль