кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 6, статье 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и нарушает их права и законные интересы. Как указывают административные истцы, Ассоциация под своим прежним наименованием Некоммерческое партнерство «Объединение производителей проектных и строительных работ «Астериск» 16 ноября 2011 г. по решению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) внесена в государственный реестр саморегулируемых организации под регистрационным номером 0211, предмет саморегулирования - предпринимательскаядеятельность членов в области осуществления проектных и строительных работ, кроме работ, производители которых обязаны быть членами саморегулируемых организаций согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации. Впоследствии по требованию Росреестра сведения об Ассоциации исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций. В своих решениях суды сослались на Положение, делая вывод о том, что Ассоциация с заявлением о внесении сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций должна обращаться в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее -
и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. По результатам изучения состоявшихся по делу судебных актов и доводов заявителя основания для передачи кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отсутствуют. Как следует из судебных актов и установлено судами, 16.09.2011, на основании заявления партнерства от 05.09.2011, Росреестром принято решение о внесении сведений о партнерстве в реестр за № 0211, и предметом саморегулирования для него принята предпринимательскаядеятельность его членов в области осуществления проектных и строительных работ, кроме работ, производителя которых обязаны быть членами саморегулируемых организаций согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, о чем заявитель уведомлен письмом от 16.09.2011 № 7-5982-ВЛ. В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 20 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон о саморегулируемых организаций) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в
в соответствии с Законом № 315-ФЗ объединиться в СРО, ведение государственного реестра которых отнесено к полномочиям Росреестра. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции пришел к выводу, что у Росреестра не было оснований для отказа заявителю во внесении сведений об Ассоциации в государственный реестр саморегулируемых организаций. Росреестр, обращаясь с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, указывает на нарушение судом кассационной инстанций норм материального и процессуального права. При этом заявитель указывает, что предметом саморегулирования Ассоциации является предпринимательскаядеятельность ее членов в сфере строительства, в порядке, не требующем получения статуса саморегулируемой организации в порядке, установленном главой 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В свою очередь, Росреестр в соответствии с пунктом 1 Положения о Росреестре является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью. Закон № 315-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с
кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 июля 2021 г. - отмене по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, предметом саморегулирования Ассоциации является предпринимательскаядеятельность ее членов в области инженерных изысканий, архитектуры, инженерно-технического проектирования и разработки проектов тепло, водо-, газоснабжения (ОКВЭД 71.1, 71.11, 71.11.1, 71.12, 71.12.1, 71.12.11). Полагая, что не являясь саморегулируемой организацией (далее – СРО), созданной в соответствии с главой 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), Ассоциация обратилась с заявлением о внесении сведений в Реестр СРО в Росреестр, осуществляющий полномочия по ведению Реестра СРО, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной
иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что она подлежит удовлетворению в силу следующего. Ассоциация, обращаясь в Росреестр с заявлением о внесении сведений в государственный реестр СРО, а впоследствии, обжалуя отказ уполномоченного органа по настоящему делу, исходила из того, что предметом саморегулирования Ассоциации является предпринимательскаядеятельность ее членов в сфере строительства, созданных на основании Закона № 315-ФЗ в порядке, не требующем получения статуса СРО в соответствии с нормами главы 6.1 Градостроительного кодекса, и как указано в заявлении по делу, не заинтересована в получении такого статуса. При разрешении спора судами всех инстанций обоснованно применены нормы материального права, регулирующие отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса СРО, деятельностью СРО, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия СРО
от 27.08.2016 и отчетом об отслеживании почтового отправления, сформированным 08.11.2016 с использованием официального сайта Почты России. В соответствии с разделом I Устава СРО НП «РОС «Развитие», утвержденного решением очередного общего собрания членов СРО НП «РОС «Развитие» 27.04.2012, протокол №01/0412 (далее – Устав), СРО НП «РОС «Развитие» является некоммерческой организацией в форме некоммерческого партнерства, основанной на членстве, объединяющей субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, созданное в целях координации и саморегулированияпредпринимательскойдеятельности , а также представления и защиты общих имущественных интересов. Согласно подпунктам 4.4.4, 4.4.6 пункта 4.4 Устава в обязанности партнерства, в том числе входят: обязанность по осуществлению контроля за предпринимательской деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов, правил партнерства, условий членства в партнерстве; обязанность по применению мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации и внутренними документами партнерства, в отношении своих членов. Пунктом 5.1 Устава предусмотрено, что членами партнерства могут быть юридические
25.08.2016 и отчетом об отслеживании почтового -7- отправления, сформированным 19.12.2016 с использованием официального сайта Почты России. В соответствии с разделом I Устава СРО НП «РОС «Развитие», утвержденного решением очередного общего собрания членов СРО НП «РОС «Развитие» 27.04.2012, протокол №01/0412 (далее – Устав), СРО НП «РОС «Развитие» является некоммерческой организацией в форме некоммерческого партнерства, основанной на членстве, объединяющей субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, созданное в целях координации и саморегулированияпредпринимательскойдеятельности , а также представления и защиты общих имущественных интересов. Согласно подпунктам 4.4.4, 4.4.6 пункта 4.4 Устава в обязанности партнерства, в том числе входят:обязанность по осуществлению контроля за предпринимательской деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов, правил партнерства, условий членства в партнерстве; обязанность по применению мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации и внутренними документами партнерства, в отношении своих членов. Пунктом 5.1 Устава предусмотрено, что членами партнерства могут быть юридические лица,
30.06.2017 ГРН 2173600050633, свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации, выданного 05.07.2017. Согласно разделу 1 устава СРО НП «РОС «Развитие», утвержденному решением очередного общего собрания членов СРО НП «РОС «Развитие», протокол от 27.04.2012 № 01/0412 (далее – устав СРО НП «РОС «Развитие») СРО НП РОС «Развитие» (Партнерство) является некоммерческой организацией в форме некоммерческого партнерства, основанной на членстве, объединяющей субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, созданное в целях координации и саморегулированияпредпринимательскойдеятельности , а также представления и защиты общих имущественных интересов. Как следует из пункта 2.1 устава СРО НП «РОС «Развитие», Партнерство приобрело статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о нем в государственный реестр саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Регистрационный номер записи о приобретении статуса саморегулируемой организации и внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций: СРО-С- 204-24022010. Дата включения в реестр сведений: 24.02.2010. В соответствии с пунктом 4.4
о чем организация почтовой связи уведомила суд. В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в этом случае лицо, участвующее в деле, считается извещенным надлежащим образом. Исследовав материалы дела, суд установил следующее. Партнерство является саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство. В соответствии с пунктом 1.1 устава Партнерства, утвержденного общим собранием членов Партнерства (протокол от 27.03.2013 № 10), Партнерство создано в целях саморегулирования предпринимательской деятельности членов Партнерства в области строительства. Согласно пункту 4.1 устава Партнерства членами Партнерства могут быть юридические лица, в том числе иностранные юридические лица, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в области строительства, и соответствующие условиям членства в Партнерстве. Аналогичные положения содержатся в пункте 4.1 устава в редакции, утвержденной решением общего собрания 15.11.2011. Пунктом 4.4.2 устава Партнерства установлено, что решение о приеме в члены Партнерства принимается Советом Партнерства. Решением Совета Партнерства от 28.03.2010 Общество принято
решения суда в законную силу ( в заявлении пункты ошибочно названы частями). Заявленные требования обоснованы тем, что пункт 3 статьи 3 Закона в части слов «и другие» не отвечает требованиям формальной определенности, содержит категорию оценочного характера, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного п.п»в» п.4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96 Пункт 5 статьи 3 Закона содержит понятие органов саморегулированияпредпринимательскойдеятельности - это союзы и ассоциации юридических лиц, которые могут объединяться на добровольной основе, в соответствии с федеральным законодательством, в целях самостоятельного регулирования осуществляемой ими предпринимательской деятельности, связанной с реализацией продукции, способной причинить вред общественной нравственности. Данная норма не в полной мере соответствует части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», которой дается более широкое понятие саморегулируемой организации. Поскольку понятие саморегулирования установлено федеральным законом, то субъект не вправе вводить
производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Частями 1, 2 ст. 2 Федерального закона № 315-ФЗ от 01.12.2007 года предусмотрено, что, под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации. Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, основополагающими критериями отнесения гражданских дел к подведомственности арбитражных судов являются характер спорных правоотношений и субъектный состав спора. СПК «Садко» является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства и не имеющими целью извлечение прибыли в качестве предмета и основных целей и задач своей деятельности, не распределяющей полученную прибыль