ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Самовольное выкапывание - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росстата от 22.07.2019 N 418 (ред. от 17.12.2021) "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, туризмом, платными услугами населению, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики"
Российской Федерации - ст. 8.20 67 Нарушение правил охраны атмосферного воздуха - ст. 8.21 68 Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования - ст. 8.24 69 Нарушение правил использования лесов - ст. 8.25 70 Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов - ст. 8.26 71 Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению - ст. 8.27 72 Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан - ст. 8.28 73 Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней - ст. 8.28.1 74 Уничтожение мест обитания животных - ст. 8.29 75 Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ - ст. 8.30 76 Нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры - ст. 8.30.1 77 Нарушение правил санитарной безопасности в лесах - ст. 8.31 78 Нарушение правил пожарной безопасности в лесах -
Постановление № 4-АД21-17 от 02.08.2021 Верховного Суда РФ
жалобы, в установленный срок возражения на нее не представила. Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам. В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. 03 апреля 2019 года лесным инспектором Московской области, старшим участковым лесничим Коломенского участкового лесничества Московской области Ступинского филиала ГКУ «Мособллес» в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи
Постановление № 89-АД20-7 от 23.11.2020 Верховного Суда РФ
с указанными актами, вынесенными в отношении организации по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности. Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. Частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти
Постановление № 307-АД15-3304 от 22.04.2015 Верховного Суда РФ
области от 01.09.2014 заявленные требования удовлетворены. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 решение суда первой инстанции отменено; в удовлетворении заявленных требований отказано. Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит об отмене вынесенного судом апелляционной инстанции постановления. При изучении доводов жалобы и обжалуемых судебных актов оснований для отмены не установлено. В соответствии с частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Как установлено судами, федеральное государственное казенное учреждение «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации письмом от 01.11.2013 № 1/2218 сообщило в военную прокуратуру Плесецкого гарнизона о том, что в ходе проведенной проверки установлен факт вырубки деревьев, в том числе и обществом, вдоль железного полотна при отсутствии разрешительной документации. По данному факту составлен
Определение № 304-ЭС19-17130 от 11.10.2019 Верховного Суда РФ
«О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», приняв во внимание обстоятельства, установленные судами при рассмотрении дела № А27-4256/2018, пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с Общества 35 201 979 руб. в возмещение ущерба, причиненного лесам в результате самовольного осуществления ответчиком на лесном участке следующих действий: незаконная рубка, выкапывание , уничтожение до степени прекращения роста деревьев лиственных и хвойных пород, снятие и уничтожение почвы, использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых. Суды исходили из следующего: Департамент, осуществив рейдовый осмотр на основании поступившего обращения Кузбасского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, выявил нарушение Обществом лесного законодательства - ведение горных работ и добычи каменного угля за границами предоставленного ему участка для
Постановление № А03-17608/2010 от 20.04.2010 АС Западно-Сибирского округа
правонарушений. Однако Обществом не принимались меры для недопущения неравномерной вырубки деревьев по всей площади лесосеки, обеспечения учета жизнеспособного подроста и молодняка ценных пород с составлением соответствующей ведомости, обеспечения вырубки малоценных пород, а также неперспективного подроста, нарушения требований правил санитарной безопасности в лесах и Правил заготовки древесины. У суда кассационной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда в данной части. В соответствии с частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что в данной спорной ситуации вменяемое Обществу административное правонарушение не подпадает под указанную норму, так как работы осуществлялись на основании договора аренды лесного участка, а факт рубки деревьев Обществом сверх установленного лимита документально не обоснован. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал
Постановление № 17АП-4963/2015 от 06.05.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда. Судом установлено, что в рассматриваемом случае ООО «Леспром» оспаривает постановление административного органа о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей (частью статьи) главы 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представляет собой нарушение правил, регулирующих общественные отношения по поводу охраны окружающей среды и природопользования. Выполнение лицом требований в области охраны окружающей среды и природопользования не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность. Наличие у заявителя статуса юридического лица, осуществление им предпринимательской деятельности сами по себе не дают оснований для безусловного отнесения спора с
Постановление № 17АП-5150/15 от 07.05.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда. Судом установлено, что в рассматриваемом случае ООО «Леспром» оспаривает постановление административного органа о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей (частью статьи) главы 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет нарушение правил, регулирующих общественные отношения по поводу охраны окружающей среды и природопользования. Выполнение лицом требований в области охраны окружающей среды и природопользования не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность. Наличие у заявителя статуса юридического лица, осуществление им предпринимательской деятельности сами по себе не дают оснований для безусловного отнесения спора с его
Постановление № А82-20717/19 от 11.05.2022 АС Волго-Вятского округа
рублей, в квартале № 222 в выделе 19 – 7 544 288 рублей, в квартале № 222 в выделе 27 – 21 185 392 рубля. Начальник отдела федерального государственного надзора – старший государственный лесной инспектор Ярославской области на основании указанных актов осмотра вынес постановления по делу об административном правонарушении от 25.04.2019 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан») и назначении наказания в виде административного штрафа. Пошехонский районный суд Ярославской области вступившими в законную силу решениями оставил названные постановления без изменения (дела № 12-51/2019, 12-52/2019 и 12-50/2019). Сославшись на незаконность произведенной Обществом рубки деревьев, Департамент направил ответчику претензии от 11.09.2019. В добровольном порядке требования претензий ответчиком не исполнены, в связи с этим Департамент обратился в арбитражный суд с иском. Согласно статье 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные
Постановление № А70-19132/2021 от 21.07.2022 АС Западно-Сибирского округа
КТП-10/0,4 кВ для подключения энергопринимающих устройств МАОУ «Нижнетавдинская СОШ» (акт о лесонарушении от 17.03.2021 № 1; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 12.04.2021; договоры подряда от 28.09.2020 № 16/2020/52, от 15.01.2021 № 07/2021, акты о приемке выполненных работ от 04.03.2021, от 01.10.2021, объяснительные работников). Постановлением департамента от 02.07.2021 № 00347 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан) в виде штрафа в размере 100 000 руб. (штраф уплачен платежным поручением от 12.07.2021 № 392) Претензией от 21.07.2021 № 5518-21 департамент предложил обществу в срок до 25.08.2021 возместить причиненный лесам вред в сумме 1 639 136 руб., рассчитанный в соответствии с Особенностями возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 (далее – Особенности
Решение № 12-447 от 07.08.2013 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)
окружающей среды ФИО1 указывает на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, просит постановление суда отменить. Проверив материалы административного дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» и ОАО «Башнефтегеофизика» - ФИО2, представителей ОАО «Башнефтегеофизика» - ФИО3 и ФИО4, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не нахожу. Согласно ч. 2 ст. 8.28 КоАП РФ, незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой. Из материалов дела следует, что 22 февраля 2013г. с 08 часов 00 минут до 16 часов
Решение № 7-83924 от 24.09.2019 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)
2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В соответствии с частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют: 1) незаконная рубка лесных насаждений; 2) повреждение лесных насаждений; 3) самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников,
Решение № 7-255/2020/21-182/20 от 10.02.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)
лесного фонда в квартале №**, выделах **, ** Пудьвинского участкового лесничества ГКУ «Красновишерское лесничество» была обнаружена незаконная рубка лесных насаждений на площади 5, 4 га общим объемом 856 куб.м, которой причинен особо крупный ущерб в размере 12195137 рублей. Выявленное нарушение послужило основанием для составления в отношении ФИО1, занимавшей на 2017 год должность директора ООО «Шанс» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.28 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан. Согласно постановлению дистанционным мониторингом использования лесов 2017 года выявлено, что по западной границе от разрабатываемой ООО «Шанс» лесосеки, а именно в выделах **, ** квартала ** Пудьвинского участкового лесничества и одновременно с заготовкой древесины по лесной декларации от 31.08.2016 была совершена незаконная рубка лесных насаждений. Заготовка древесины на данном лесном участке не декларировалась, иных разрешительных документов на производство работ по рубке не оформлялось. ФИО1 как должностное лицо ООО «Шанс»
Решение № 7-1568/2020/21-804/20 от 14.10.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)
лесного хозяйства и экологии Пермского края Г. просит решение судьи районного суда отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судьи и неверное толкование норм права. В судебном заседании в краевом суде ФИО1, Г., извещенные надлежаще, участие не принимали. Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, отказной материал № 9/134, судья краевого суда приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей. Основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, с дальнейшим привлечением ФИО1 к административной ответственности послужило то обстоятельство, что 22 января 2020 г. лесничим Лопанского участкового лесничества выявлен факт незаконной рубки леса в квартале ** выделе ** совхоза «Пожинский» Лопанского участкового лесничества Юрлинского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Пермского