ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Собственник твердых коммунальных отходов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 44-АПА19-25 от 11.09.2019 Верховного Суда РФ
регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 19 определил, что в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов, что не влечет необходимости получения потребителем лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. При этом потребителем признается не только собственник твердых коммунальных отходов , но и уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, обязан осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов (пункт 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами). Таким образом, на федеральном уровне определены субъекты, обязанные осуществлять разделение
Решение № АКПИ19-948 от 19.02.2020 Верховного Суда РФ
17 ноября 2016 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 21 ноября 2016 г., № 47. Согласно пункту 2 статьи 247 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Условия типового договора в разделе VII предусматривают ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. Данное правовое регулирование осуществлено Правительством Российской Федерации в пределах его
Апелляционное определение № АПЛ23-499 от 30.01.2024 Верховного Суда РФ
осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится. Условия такого договора в случаях, предусмотренных законом, могут определяться правилами, обязательными для сторон при его заключении и исполнении, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, а также уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункты 1, 4). Таким образом, обязанность собственника твердых коммунальных отходов заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются такие отходы и находятся места их накопления, закреплена непосредственно в федеральном законе. Стороны договора вправе лишь дополнить его иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Правила, утвержденные Правительством Российской Федерации во исполнение требований действующего законодательства, устанавливают в том числе порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными
Постановление № А26-401/2021 от 27.01.2022 АС Северо-Западного округа
его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать их в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. В силу части 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в
Постановление № Ф03-2642/2023 от 01.08.2023 АС Дальневосточного округа
04.12.2018 между сторонами заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО № 3394, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены договором (приложения № 1, 3 2) и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. В соответствии с преамбулой договора потребитель - юридическое лицо, собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им заключившее или обязанное заключить договор с региональным оператором, договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Договор заключен по типовой форме для юридических лиц. Расчетный период по договору составляет один календарный месяц; оплата услуг производится до 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, по цене, определенной в пределах единого тарифа на услугу регионального оператора и объема вывезенных ТКО (пункты 2.1, 2.2, 2.5). Потребитель обязан до 01 числа месяца, следующего за
Решение № 12-245/2023 от 20.10.2023 Миасского городского суда (Челябинская область)
места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (ч. 1). По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (ч. 2). Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (ч. 4). Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным
Решение № 2-280/2021ПОДЛИ от 21.01.2021 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)
собственности на него носят заявительный характер и невыполнение данных процедур не освобождает потребителя от оплаты услуг по обращению с ТКО. В соответствии с пунктом 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, согласно которому при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. При этом истец как собственник твердых коммунальных отходов лишен возможности распоряжаться данными отходами по своему усмотрению, в том числе путем их сжигания, сброса в водоемы, в недра и на почву, или иными способами, нарушающими действующее законодательство. Все лица, образующие твердые коммунальные, обязаны утилизировать их не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором. Таким образом, истец как собственник твердых коммунальных отходов, образующихся на территории принадлежащего ему земельного участка в силу прямого указания закона обязан утилизировать их не иначе как посредством услуг, оказываемых
Решение № 21-28/2021 от 19.01.2021 Московского областного суда (Московская область)
с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 №641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил. В п.2 данного Постановления изложены основные понятия, применяющиеся в правилах, в частности «потребителем» является собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 8(2) раздела I(1), предусматривающего Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотрено, что при переходе прав на здания, строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец