ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Сро организация инженерных изысканий - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Заключение Минэкономразвития России от 29.06.2012 "Об экспертизе приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 года N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"
получат иные компании (не состоявшие в СРО). Учитывая изложенное, пункт 2.2 раздела III Перечня предлагается исключить. 3.5. Раздел I Перечня включает пункт 5.4 "Физическое и математическое моделирование взаимодействия зданий и сооружений с геологической средой". Вместе с тем данный вид работ, как правило, выполняет проектная организация, состоящая в СРО в области архитектурно-строительного проектирования (данный вид работ выполняется на стадии проектирования), тогда как указанный подпункт включен в состав работ по инженерно-геотехническим изысканиям. Таким образом, проектные организации должны вступать в СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих инженерные изыскания (затраты составляют порядка 495 000 рублей (645 000 - 150 000); последующие платежи составляют около 160 000 рублей ежегодно). В этой связи предлагается включить вид работ "Физическое и математическое моделирование взаимодействия зданий и сооружений с геологической средой" в раздел II Перечня (сохранив его в разделе I для недопущения роста затрат выполняющих данный вид работ организаций в сфере инженерных изысканий ). 4. Подготовка проекта заключения об
Письмо Минстроя России от 17.08.2016 N 26526-ОС/02 <О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ>
организации с учетом их актуальности независимо от того, предоставлялись ли они им ранее. При этом в уведомлениях о сохранении членства в саморегулируемой организации или о намерении добровольно прекратить такое членство, подаваемых членами СРО в соответствии с частью 5 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ, должны содержаться сведения, в объеме, достаточном для принятия решения некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, о дальнейших мерах по сохранению своего статуса и соответствия требованиям, установленным Кодексом, Федеральными законами N 191-ФЗ и 372-ФЗ, либо своему преобразованию. По вопросу 12 и 14. В соответствии с частью 13 статьи 55.5-1 Кодекса в редакции Федерального закона N 372-ФЗ и пунктом 2 Плана-графика Минстрой России обеспечит подготовку приказа о порядке ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физическом лице, включенные в такие реестры,
Письмо Минрегиона РФ от 23.01.2009 N 1412-СМ/08 <Об отмене лицензирования и введении саморегулирования в строительстве>
организации, выполняющие работы по проектированию и строительству объектов, для которых не требуется получения разрешения на строительство, и объектов, проектная документации которых не подлежит государственной экспертизе, могут выполнять указанные работы, не вступая в СРО и не уплачивая вступительные, членские взносы, а также взносы в компенсационные фонды таких СРО. Перечень указанных объектов установлен частью 17 статьи 51 и частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме того, многие виды работ, на выполнение которых раньше требовалось получение лицензии, после издания Приказа можно выполнять без лицензий и свидетельств о допусках. При этом принципиальной является позиция Минрегиона России о том, что граждане и организации, выполняющие инженерные изыскания , обязаны вступать в соответствующие СРО вне зависимости от того, для строительства каких объектов ими осуществляется подготовка материалов инженерных изысканий, поскольку все материалы подлежат включению в государственный фонд результатов инженерных изысканий и могут использоваться по различному назначению. Так, результаты инженерных изысканий, подготовленные для строительства объекта индивидуального
Письмо Минрегиона РФ от 13.07.2010 N 26873-КК/08 <О видах работ, относящихся к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства при выполнении работ по инженерным изысканиям и по подготовке документации>
статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией (далее - СРО) без ограничения срока и территории его действия. Таким образом, прекращение действия Приказа Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. N 274 не отменяет действие свидетельств о допуске, выданных в соответствии с данным Приказом. Организации и индивидуальные предприниматели вправе выполнять работы, указанные в свидетельстве, выданном на основании Приказа Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. N 274 (далее - Приказ N 274), и предусмотренные Приказом N 624. Для установления соответствия видов работ из перечней, утвержденных Приказами Минрегиона N 274 и N 624 по проектированию и инженерным изысканиям предлагаем применять Таблицу соответствия видов работ (прилагается). 2. В соответствии с частью 5 статьи 55.5 Кодекса требования к выдаче свидетельств о допуске должны быть определены в отношении каждого вида работ, которые
Приказ Ростехнадзора от 07.05.2010 N 370 "Об организации осуществления контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства" (вместе с "Порядком проведения проверок Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства")
СРО с │ │ мотивированного запроса в │ │ приказом о проведении │ │ адрес СРО с приложением │ │проверки, целями, задачами,│ │ перечня запрашиваемых │ │ основаниями выездной │ │ документов │ │ проверки, видами и объемом│ └──────────────┬───────────────┘ │мероприятий по контролю, со│ │ │ сроками и условиями ее │ │ │ проведения │ │ └─────────────┬─────────────┘ \/ │ ┌──────────────────────────────┐ \/ │Изучение полученных документов│ ┌────────────────┐ ┌───────────────────────────┐ │ Саморегулируемой ├─>│Принятие решения│ │ Проведение мероприятий по │ │ организации │ │ о выездной │ │ контролю │ └──────────────┬───────────────┘ │ проверке │ │ │ │ └────────────────┘ └─────────────┬─────────────┘ \/ \/ ┌──────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────┐ │ Завершение проверки │ │ Завершение проверки │ └──────────────────────────────┘ └───────────────────────────┘ Приложение N 2 к Порядку проведения проверок Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций области инженерных изысканий , архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства СХЕМА ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И ПРИМЕНЕНИЯ
Определение № А40-180218/20 от 01.02.2022 Верховного Суда РФ
отнесено к полномочиям Росреестра, суд округа отменил принятые по делу судебные акты, признав незаконным оспариваемое решение. Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда округа ввиду следующего. Понятие СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства дано в пункте 17 статьи 1 Градостроительного кодекса, согласно которому СРО – некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий , о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Частью 4 статьи 4 Градостроительного кодекса установлено, что к отношениям,
Определение № А40-75417/20 от 07.12.2021 Верховного Суда РФ
власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью, истолковано Ассоциацией применительно к своей организации, которая, по ее мнению, не является СРО, созданной в соответствии с главой 6.1 Градостроительного кодекса, и поэтому в отношении нее реестр должен вести Росреестр. Градостроительным кодексом в статье 1 дано понятие СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства - это некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий , о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Часть 2
Определение № 305-ЭС21-19583 от 07.12.2021 Верховного Суда РФ
и следует из материалов истребованного дела, Ассоциация обратилась в Росреестр с заявлением о внесении сведений в Реестр СРО. По результатам рассмотрения заявления, Росреестром вынесено решение об отказе во внесении сведений об Ассоциации в Реестр СРО, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью. Отказ мотивирован отсутствием у Росреестра полномочий на внесение данных сведений в отношении Ассоциации, предметом саморегулирования которой является предпринимательская деятельность ее членов в области инженерных изысканий, архитектуры, инженерно-технического проектирования и разработки проектов тепло, водо-, газоснабжения (ОКВЭД 71.1, 71.11, 71.11.1, 71.12, 71.12.1, 71.12.11). Росреестр указал, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функции государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий , архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и на ведение реестра указанных организаций является Ростехнадзор. Не согласившись с указанным решением Росреестра, Ассоциация обратилась в арбитражный суд. Исследовав и оценив представленные в
Определение № А40-75417/20 от 18.11.2021 Верховного Суда РФ
для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Судами при рассмотрении дела установлено, что Ассоциация обратилась в Росреестр с заявлением о внесении сведений об Ассоциации в государственный реестр СРО, 18.02.2020 Росреестром принято решение об отказе во внесении сведений об Ассоциации в государственный реестр СРО, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью, т.е. в реестр, ведение которого осуществляет Росреестр. При этом Росреестр указал на то, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функции государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий , архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и на ведение реестра указанных саморегулируемых организаций является Ростехнадзор. Не согласившись с указанным решением, посчитав его незаконным необоснованным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Ассоциация обратилась в арбитражный суд с требованиями по
Определение № А40-249763/19 от 05.10.2020 Верховного Суда РФ
изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации» (Москва) (далее - заявители) на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.11.2019, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.07.2020 по делу № А40-249763/2019 Арбитражного суда города Москвы по исковому заявлению Союза проектировщиков инженерных систем зданий и сооружений (Москва, далее – истец, союз, СРО) к Ассоциации саморегулируемых организаций общероссийской негосударственной некоммерческой организации – общероссийского межотраслевого объединения работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания , и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации» (Москва, далее – ответчик, НОПРИЗ), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – третье лицо, Ростехнадзор), о признании недействительным решения Совета НОПРИЗ от 17.09.2019, оформленного протоколом заседания Совета НОПРИЗ № 34, об утверждении
Постановление № А60-16556/2021 от 20.07.2022 АС Уральского округа
Кодекса. В противном случае застройщик должен привлекать профессиональных участников: подрядчиков, технического заказчика, имеющих соответствующие допуски СРО. В силу п. 22 ст. 1 ГрК РФ технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий , архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных
Постановление № А52-2696/2021 от 06.07.2022 АС Северо-Западного округа
членами СРО, а выполнять строительство по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, если являются членами СРО и соблюдены требования части 3 статьи 55.8 ГрК РФ. Согласно положениям статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса (часть 1); саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий , подготовку проектной документации, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных
Постановление № А58-5206/20 от 25.05.2021 АС Восточно-Сибирского округа
о том, что установление заказчиком в закупочной документации требований в части подтверждения сведений об уплате взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств у действующего члена саморегулируемой организации (далее – СРО) помимо представления действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации (далее – выписка СРО) является избыточным требованием и нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), подпункта 2 пункта 33 Положения о закупке; судами не учтено, что из пункта 4.1 Технических требований Документации о закупке прямо следует, что представленные в составе заявки документы, а именно указанная выписка должна явно подтверждать наличие права выполнения инженерных изысканий по договору подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и сведения об уровне ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств с целью минимизации рисков последующего оспаривания заключенной
Постановление № А58-5945/20 от 13.01.2022 АС Восточно-Сибирского округа
комиссии не было оснований для признания заявок ООО «Стандартпроект» и ООО «Ленский ЭСЦ» не соответствующими требованиям, установленным конкурсной документацией, согласно части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе. Суды обоснованно исходили из того, что в подтверждение соответствия установленным требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в составе вторых частей заявок участниками конкурсов были представлены все необходимые документы - выписки из реестров членов СРО в области подготовки проектной документации, инженерных изысканий, выданные саморегулируемыми организациями: ООО «Стандартпроект» - на выполнение инженерных изысканий от 20.01.2020 № 337, на выполнение работ по подготовке проектной документации от 21.01.2020 № 1893, согласно которым участник имеет первый уровень ответственности по соответствующим обязательствам; ООО «Ленский ЭСЦ» - на выполнение инженерных изысканий от 29.01.2020 № 1, на выполнение работ по подготовке проектной документации от 29.01.2020 № 6, согласно которым участник имеет второй уровень ответственности по соответствующим обязательствам. При этом суды установили, что представленные в составе
Решение № 2-4653/2014 от 14.08.2014 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)
чужими денежными средствами в размере 5217 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 5852 руб.(л.д.1-4) Исковые требования мотивированы частью 1, 51 ст. 5520, частью 1 и пунктом 3 части 3 части 3 статьи 55.21 Градостроительного кодекса РФ, п. 4.1. протокола №11 Всероссийского съезда саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания от 12.12.2013г., п. 5 Положения «О сроках и порядке уплаты отчислений на нужды НОИЗ». СРО НП «ИОС» включено в государственный реестр саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания объектов капитального строительства 29.09.2009г. (регистрационный номер СРО-И-004-29092009). В соответствии с п. 5.1. ст. 55.20 Градостроительного кодекса РФ в течение тридцати дней со дня внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций она обязана уплатить вступительный взнос в Национальное объединение саморегулируемых организаций соответствующего вида, а также осуществлять иные отчисления на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида в порядке и в размерах, которые установлены Всероссийским съездом
Решение № 12-272/2022 от 01.07.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)
обязательств, исходя из которого таким лицом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частями 11 или 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом СРО с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается. В соответствии с частью 6 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ член саморегулируемой организации, не уплативший указанный в части 5 настоящей статьи дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда на выполнение инженерных изысканий , подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров. Согласно ч. 7 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ при получении от саморегулируемой организации предупреждения о превышении установленного в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса уровня ответственности члена
Апелляционное определение № 33-8856/2014 от 16.10.2014 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)
Новосибирского областного суда Устинова О.И., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Общероссийская негосударственная некоммерческая организация «Национальное объединение саморегулируемых организаций основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания» (далее – НОИЗ) обратилась в суд с иском к Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Изыскательские организации Сибири» (далее – СРО НП «ИОС») о взыскании задолженности в размере <данные изъяты>, процентов в сумме <данные изъяты>, судебных расходов <данные изъяты>. В обоснование своих требований истец указали, что СРО НП «ИОС» включено в государственный реестр саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания объектов капитального строительства 29 сентября 2009 года. По сведениям СРО НП «ИОС», членами ответчика на 01 января 2014 года и на 01 апреля 2014 года являлись соответственно 103 и 105 человек. В нарушение пункта 5.1 статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ, а также пунктов протоколов от 28 марта 2013 года и 12 декабря 2013 года ответчик, с учетом заявленного количества членов, не производил уплату членских взносов, из расчета