ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Строительные отходы - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-ЭС19-5221 от 12.04.2019 Верховного Суда РФ
делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалобы Общества на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется. Как следует из судебных актов, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что Общество причинило вред окружающей среде (почве в границах водоохранной зоны), разместив в нарушение требований действующего законодательства (в том числе в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы) строительные отходы на земельных участках с кадастровыми номерами 77:10:0006007:1320, 77:10:0006007:1322. Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства (протоколы о взятии проб, протокол исследования), руководствуясь статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 39, 51, 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 1, 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах
Определение № 15АП-4735/19 от 01.10.2019 Верховного Суда РФ
установлено. Как следует из судебных актов, общество осуществляет деятельность по сбору и транспортированию отходов на территории города Сочи, а также оказывает населению и юридическим лицам услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов (далее – ТБО). На территории Хостинского района сотрудниками общества регулярно выявляются факты несанкционированного сброса строительных отходов, о которых, в том числе администрация направляла в адрес общества письма для принятия мер по приведению территорий, прилегающих к контейнерным площадкам, в должное санитарное состояние. Строительные отходы складируются возле контейнерных площадок, расположение которых определено реестром объектов (мест установки контейнеров) для сбора ТБО на территории города Сочи, утвержденного постановлением администрации города Сочи от 12.12.2014 № 2520. Общество, ссылаясь на то, что в период с 22.03.2018 по 10.08.2018 вывезло отходы в объеме 1254 куб. м, стоимость сбора, транспортирования и размещения которых составила 2 155 429 руб. 57 коп. и администрацией не возмещена, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суды первой и апелляционной
Постановление № 305-АД15-14852 от 25.11.2015 Верховного Суда РФ
сторон от тепловой камеры разрытие глубиной до 1,5 м). Постановлением по делу об административном правонарушении общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 19 Закона № 161/2004-ОЗ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Частью 1 статьи 19 Закона № 161/2004-ОЗ установлена ответственность за ненадлежащее содержание объектов в процессе производства работ, выраженное в отсутствие необходимых ограждений, аварийного освещения, звукоизолирующих экранов, указателей, организованных мест сбора строительных отходов и мусора, а равно несвоевременный вывоз строительных отходов и мусора. Единые нормы и требования в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Московской области были определены в Законе Московской области от 29.11.2005 № 249/2005-ОЗ «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области». Согласно части 18 статьи 13 Закона № 249/2005-ОЗ в процессе производства земляных, ремонтных, аварийно-восстановительных и иных видов работ, место производства работ должно быть огорожено ограждениями установленного образца, установлены аварийное освещение, необходимые
Определение № 307-КГ16-3815 от 19.04.2016 Верховного Суда РФ
Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба по изложенным в ней доводам может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Суды, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, применив положения Правил обращения со строительными отходами в Санкт-Петербурге, утвержденных распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 15.05.2003 № 1112-ра, Положения о порядке согласования технологических регламентов по обращению со строительными отходами, утвержденного приказом комитета от 03.05.2007 № 86-ос, Правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением ГАТИ от 22.01.2008 № 4, признав факт невыполнения заявителем работ по восстановлению благоустройства территории, несоответствия представленных обществом справок сдачи-приемки информации, содержащейся в ранее согласованном технологическом регламенте, несоответствия выполненных работ требованиям технического регламента,
Постановление № 13АП-18688/2015 от 27.10.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
на их размещение не позволяют оценить достоверность сведений об отнесении отходов к классам опасности, обеспечение преемственности которых не предусмотрено конвертором. Так, в техническом отчете №26-15367-0-12/17 от 10.07.2012 (т.2, л.д. 246) указаны наименования отходов: «Отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов (Конденсат, содержащий нефтепродукты», «Отходы твердых производственных материалов, загрязненных нефтяными и минеральными жировыми продуктами (Фильтры, загрязненные нефтепродуктами)», «Прочие твердые минеральные отходы (мусор промышленный)», «Отходы (осадки) при промывке канализационных сетей (осадок при зачистке канализационных колодцев)», «Мусор строительный (Прочие строительные отходы )», «Отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод (осадки очистных сооружений мойки автотранспорта)», «Твердые коммунальные отходы (смет с территории)», которые не подлежат переводу переходным конвертором из ФККО 2003 в ФККО 2014. Наименования в соответствии с действующим ФККО 2014 не указаны. В техническом отчете №26-13851-0-12/17 от 18.06.2012 (т.2, л.д.229) указаны наименования отходов: «Отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов (Конденсат, содержащий нефтепродукты», «Отходы твердых производственных материалов, загрязненных нефтяными и минеральными жировыми продуктами (Фильтры, загрязненные нефтепродуктами)»,
Постановление № 13АП-18883/2022 от 23.08.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. В пункте 2 Правил № 1156 определено, что крупногабаритные отходы - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов. В нем твердые коммунальные и строительные отходы разделены по классификации: «отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ» (код 89000001724) и «лом строительного кирпича незагрязненный» (код 82310101215), входящие в состав блока «отходы строительства и ремонта» (код 80000000000). В соответствии с пунктом 3.2 ГОСТ Р 57678-2017 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов» строительные отходы – это отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций. Таким образом, к
Постановление № А56-106101/2022 от 07.02.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
о том, в данном случае истец выступает как потребитель услуги, следовательно, изменения договора, предложенные истцом, включению в Договор не подлежат. Относительно пункта 1.1 договора стороны пришли к следующему. Истец просит изложить п. 1.1. Договора в следующей редакции: «По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) Региональный оператор по заданию Заказчика обязуется: - оказать комплекс услуг по приему ТКО в том числе, крупногабаритные отходы (далее, КТО), а так же строительные отходы (включая крупногабаритные) образованные в результате жизнедеятельности населения проживающего в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, лит. А, парадные 1-3, <...>, лит. А, парадные 4-6, находящемся под управлением ЖСК-1156, (далее - многоквартирный дом или МКД) - предоставлять контейнеры для сбора ТБО и ТКО по заявке Заказчика; - обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, захоронение ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Заказчик обязуется: -собирать и накапливать ТКО, образованные в результате жизнедеятельности населения проживающего в многоквартирном доме
Постановление № А07-13295/2021 от 20.02.2024 АС Уральского округа
определило площадь и общий объем размещенных отходов на почве, по адресу <...>, равной 793,66 м?, объем насыпи размещения отходов – 971,2 м?. Специалист филиала «ЦЛАТИ по Республике Башкортостан» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» 19.06.2020 в присутствии должностного лица Управления в целях биотестирования отходов произвели отбор проб, место отбора: кучи строительного мусора: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, примерно 300 м восточнее ТЦ «Максидом» рядом с ЛЭП, примерно 180 м от русла р. Уфа, наименование отхода: строительные отходы после сноса и разборки здания, тара: темное стекло, агрегатное состояние пробы: смесь твердых материалов, по результатам составлен акт отбора проб отходов от 19.06.2020 № 21, произведена видеосъемка (диск с видеофиксацией). Согласно протоколу от 08.07.2020 № 45 филиала «ЦЛАТИ по Республике Башкортостан» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» результатов биотестирования установлено, что образец отхода (строительные отходы после сноса и разборки зданий) относятся к 5 классу опасности. Управлением 12.08.2020 вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном