ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Требования к ограждениям - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 304-ЭС19-14313 от 21.08.2019 Верховного Суда РФ
подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке. Исходя из доводов жалобы оснований для ее передачи на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено. Как следует из судебных актов, основанием для привлечения к ответственности послужил выявленный административным органом факт осуществления обществом земляных работ с нарушением требований к ограждению места осуществления земляных работ. Частью 2 статье 4.19 Кодекса Тюменской области об административной ответственности установлена ответственность за осуществление земляных работ без ограждения места осуществления работ или с нарушением требований к ограждению места осуществления земляных работ. Оценив представленные доказательства, руководствуясь Правилами благоустройства территории города Тюмени, утвержденными решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 № 81 и Порядком осуществления земляных работ и восстановления нарушенного благоустройства, утвержденным постановлением Администрации города Тюмени от 05.09.2018 № 118-пк, суды пришли
Определение № А70-17695/18 от 29.07.2019 Верховного Суда РФ
срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из судебных актов, основанием для привлечения к административной ответственности послужил установленный комиссией факт осуществления обществом земляных работ без ограждения места осуществления работ. Частью 2 статьи 4.19 Кодекса об административной ответственности Тюменской области предусмотрена административная ответственность за осуществление земляных работ без ограждения места осуществления работ или с нарушением требований к ограждению места осуществления земляных работ. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь, в том числе, положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Кодекса об административной ответственности Тюменской области, постановления Администрации города Тюмени от 05.09.2008 № 118-пк «Об утверждении Порядка осуществления земляных работ и восстановления нарушенного благоустройства», суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Постановление № А13-7608/14 от 28.01.2015 АС Северо-Западного округа
"Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП) 19.04.2013 выдано разрешение на строительство № RU35510102-50 на строительство объекта капитального строительства: Сеть цифрового наземного телевизионного вещания Вологодской области (III этап). РТПС Вохтога. Объект расположен по адресу: Вологодская область, Грязовецкий район, пос. Вохтога. Строительство ведется на земельном участке с кадастровым номером 35:28:0503004:55, в границах населенного пункта (категория земли - земли поселений). Таким образом, как правильно указали суды, при строительстве объекта в обязательном порядке должны соблюдаться требования к ограждениям , предусмотренные пунктом 6.2.2 СНиП 12-03-2001, пунктом 3.3. СниП 12-04-2002. Из имеющегося в материалах дела договора подряда от 12.10.2012 № ДТР-395-12 (заключен между ФГУП и обществом) следует, что заявитель является генеральным подрядчиком по строительству сети цифрового наземного телевизионного вещания Вологодской области. Сведений, указывающих на иной статус общества в рамках соответствующего строительства, судам не представлено. Следовательно, в силу положений статей 706 и 740 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 52 ГрК РФ именно
Постановление № 13АП-11647/15 от 24.06.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
рабочего времени и запираемых после его окончания. Согласно пункту 3.3 СНиП 12-04-2002 до начала строительства объекта генподрядная организация должна выполнить подготовительные работы по организации стройплощадки, необходимые для обеспечения безопасности строительства, включая устройство ограждения территории стройплощадки при строительстве объекта в населенном пункте или на территории организации. Окончание подготовительных работ должно быть принято по акту о выполнении мероприятий по безопасности труда, оформленному согласно СНиП 12-03. Таким образом, при строительстве объекта в обязательном порядке должны соблюдаться требования к ограждениям , предусмотренные пунктом 6.2.2 СНиП 12-03-2001, пунктом 3.3 СНиП 12-04-2002. По настоящему делу анализ представленных Обществом и Службой доказательств (в их совокупности и взаимной связи, с учетом критериев относимости, допустимости, достоверности и достаточности) позволил сделать вывод о том, что Служба должным образом не определила и не подтвердила статус соответствующего сооружения и, как следствие, основания для констатации неисполнения предписания в этой части. В соответствии с частью 6 статьи 54 ГрК РФ по результатам проведенной
Постановление № 17АП-17962/2014 от 16.02.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
совершения административного правонарушения юридическим лицом был исследован административным органом в своем постановлении. Вывод суда первой инстанции о доказанности в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.3 Закона № 57-РЗ, является законным и обоснованным и следует из материалов дела. В связи с чем, довод заявителя об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, а именно о недоказанности самого факта нарушения в связи с отсутствием конкретных характеристик ограждений подлежит отклонению как неосновательный. Требования к ограждениям содержатся в СНиП 12-03-2001, на которые имеется ссылка в пункте 7.3.9 Правил благоустройства №308. Иные доводы апелляционной жалобы направлены лишь на переоценку установленных судом обстоятельств и подтверждающих данные обстоятельства доказательств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает. Избранный административным органом размер штрафа 16 000 рублей соответствует тяжести правонарушения, поскольку факт неоднократного совершения правонарушения подтверждается указанными в постановлении судебным актом, а также представленным в материалы дела списком вступивших в законную силу постановлений (справка
Постановление № А05-9005/20 от 25.05.2021 АС Архангельской области
территорий муниципального образования «Город Архангельск». Требования Правил являются обязательными для всех физических и юридических лиц и направлены на поддержание санитарного порядка, охрану окружающей среды, повышение безопасности населения. Благоустройство города обеспечивается деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также граждан, являющихся собственниками, землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, застройщиками, собственниками, владельцами или арендаторами зданий, объектов незавершенного строительства и иных объектов, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск» (пункт 1.4 Правил). Пунктом 4.3 Правил установлены требования к ограждениям , при этом определено, что они применяются к объектам, вводимым в эксплуатацию после вступления в силу решения Архангельской городской Думы от 25.10.2017 № 581, за исключением пунктов 4.3.21, 4.3.22, 4.3.24 – 4.3.28. В соответствии с пунктами 4.3.24 – 4.3.28 Правил владелец обязан содержать ограждение в надлежащем состоянии, производить очистку ограждения по мере его загрязнения, а также производить необходимые ремонтно-восстановительные работы. Надлежащее состояние ограждения – категория технического состояния сооружения в целом, характеризующаяся отсутствием дефектов
Решение № 2-215/2009 от 21.01.2010 Лотошинского районного суда (Московская область)
нарушения предусмотренных действующим законодательством правил и норм, поскольку нормативы по ограждениям по межевым границам земельных участков отсутствуют, в СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» и СНиП 2. 07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» отсутствуют нормативы по ограждению земельных участков, норм по свободному проветриванию земельного участка не существует. Согласно п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на установку ограждения сформированного земельного участка не требуется. Федеральные нормы, содержащие требования к ограждениям земельных участков, расположенных на землях поселений и предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, отсутствуют. В СП 30-102-99 и СНиП 2.07.01-89* отсутствуют нормативы по ограждению земельных участков, на которых расположены жилые дома (строения). П. 8 МДС 30-1.99 регламентированы требования к ограждениям земельных участков только со стороны улиц, п. 6.2 СНиП 30-02-97 предусмотрены требования к ограждениям земельных участков, выделенных для садоводства и огородничества ( категория земель – земли сельхозназначения). Ссылка истца ФИО4
Решение № 2-185/2017 от 23.05.2017 Кусинского районного суда (Челябинская область)
согласно данным его межевого плана от ДАТА (л.д. 68) соответствуют точкам н1-н2, установленным указанным определением суда (л.д. 102-об). Согласно акта обследования земельного участка НОМЕР от ДАТА, составленного специалистом администрации Кусинского городского поселения ФИО (л.д. 14), в ходе проведения мероприятий по обследованию вышеуказанных земельных участков обнаружено, что на их границе установлено ограждение, исполненное из листов шифера общей длиной 36,8 м., высотой 1,8 м., которое установил ФИО2, тем самым нарушив требования, установленные пунктом 92.2 « Требования к ограждениям приусадебных земельных участков индивидуальной малоэтажной застройки», Правил благоустройства территории Кусинского городского поселения (с внесенными в них изменениями). ФИО2 рекомендовано привести ограждение в соответствии с указанными требованиями Правил благоустройства. Направленное ФИО2 предписание (л.д. 16) оставлено им без удовлетворения. Данные обстоятельства подтверждены показаниями допрошенного в качестве свидетеля ФИО7, пояснившим, что у него отсутствуют специальные познания для замеров уровня инсоляции и иных показателей в отношении земельного участка, которых он и не производил, при составлении акта ограничившись
Решение № 2-4 от 26.01.2012 Калачеевского районного суда (Воронежская область)
санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов». В силу ст. 7 Градостроительного кодекса РФ, «К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся: 3) утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования». Приказом Управления архитектуры и градостроительства Воронежской обл. от 17.04.2008 N 9-п (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении регионального норматива градостроительного проектирования" был утвержден Региональный норматив градостроительного проектирования "Планировка жилых, общественно-деловых и рекреационных зон населенных пунктов воронежской области". Приложением №4 указанного норматива установлены требования к ограждениям приусадебных земельных участков индивидуальной малоэтажной жилой застройки, в частности, в пункте 2 указаны требования к ограждениям земельных участков, устанавливаемых по пограничным линиям (по меже соседних участков). Таким образом, он имеет право на установку по меже ограждения (забора), а ответчик не имеет права ему в этом препятствовать. В экспертном заключении указано, что граница между участками проходит по поворотным точкам 9"-5-6(8")-23"-7(22")-8(21’)-20"-9, причем граница между п.т. 8 и 9 прямая, где точки со штрихом — это
Решение № 2-17/2022 от 16.05.2022 Ставропольского районного суда (Самарская область)
анализа их соответствия нормам градостроительных регламентов на момент возведения находится в интервале от 1962 г. (год постройки дома) до 2001 г. (графическое и текстовое описание их в техническом и строительном паспортах). На момент проведения межевания земельного участка истца, хозяйственная постройка (деревянный сарай) отсутствовал, период постройки находится в интервале между 2009 и 2022 годов. В период с 01.02.1959 по 01.01.1967 согласно строительным нормам и Правилам сараи рекомендовалось соединять и размещать по границам земельных участков, требования к ограждениям отсутствовали. В период с 01.01.1967 по 01.01.1976 согласно строительным нормам и Правилам сараи требования к ограждениям, местоположению и характеристикам хоз.построек отсутствовали. В период с 01.02.1976 по 01.01.1990 согласно строительным нормам и Правилам расстояния от хоз.построк и гаражей в пределах одной пары домов принималось не менее 7м, требования к ограждениям отсутствовали. В период с 01.02.1990 по 25.05.2011 согласно строительным нормам и Правилам сараи рекомендовалось размещать хоз.постройки и сараи на расстоянии не менее 1 м