в течение срока аренды, по общему правилу не могут быть учтены при налогообложении, как не отвечающие критерию экономической оправданности (пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса). Высказанные судом округа суждения о том, что встречным предоставлением за произведенные арендатором улучшения является само по себе получение арендатором имущества во владение и пользование, являются ошибочными и по сути сводятся к установлению одинаковых налоговых последствий осуществления капитальных вложений, вне зависимости от компенсации их стоимости собственником. Однако порядок налогового учетакапитальныхвложений , определенный законодателем в абзацах четвертом - шестом пункта 1 статьи 258 Налогового кодекса, основан именно на применении критерия наличия (отсутствия) у собственника обязанности по возмещению стоимости капитальных вложений арендатору. Такое регулирование направлено, в том числе на пресечение злоупотреблений в сфере налогообложения, а именно, на исключение ситуаций, когда возмещение стоимости неотделимых улучшений производится в скрытой необлагаемой налогами форме (снижение размера арендной платы, вносимой в денежной форме) вместо установления в договоре обязанности арендатора по
относятся к незавершенным капитальным вложениям (пункт 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н). В свою очередь, как указано в пункте 3.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утверждено Минфином России 30.12.1993 № 160), принятые в эксплуатацию объекты, приемка которых оформлена в установленном порядке, считаются законченным строительством. Затраты по данным объектам в размере их инвентарной стоимости списываются со счета, предназначенного для учетакапитальныхвложений , на счета учета приходуемого имущества. С учетом целевого предназначения льготы, как направленной на частичное освобождение от налогообложения прибыли, полученной от использования вновь построенных объектов, и приведенных положений правил бухгалтерского учета, для целей применения пониженной ставки налога значение в рассматриваемом случае должны иметь завершенные капитальные вложения, которые отражаются в бухгалтерском учете по окончании строительства соответствующих объектов, пригодных к эксплуатации и принятых в связи с этим к учету в качестве основных средств, а не
2016-2018 годы. Предписанием антимонопольного органа на министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения действующего законодательства. В соответствии с пунктом 2.1 оспариваемого предписания министерству необходимо исключить из состава необходимой валовой выручки (далее - НВВ) общества 2018 года выявленные ФАС России экономически необоснованные расходы по статьям затрат: «расходы на капитальные вложения на установку автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (далее – АСКУЭ)» за 2016 год в размере 257 300 000 рублей; расходы на установку приборов учета из состава «расходы на капитальныевложения на установку АСКУЭ» в размере 58 741 711 рублей за 2014 год, 116 902 882 рублей 30 копеек за 2015 год, 154 496 100 рублей за 2017 год, 154 863 600 рублей за 2018 год». Основанием для принятия указанного предписания послужили выводы ФАС России, в том числе о том, что в данном случае указанные расходы за 2016 год должны быть исключены из состава затрат, так как обществом не была принята и
ряд договоров аренды производственных помещений для осуществления хозяйственной деятельности. В период с 2007 по 2013 годы общество после согласования с заводом выполнило работы по ремонту арендованных помещений. Неотделимые улучшения были учтены заявителем в соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового кодекса как капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизирется арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальныхвложений в указанные объекты в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Впоследствии, по причине расторжения в 2015 и 2016 годах договоров аренды, заключенных с заводом, остаточная стоимость неотделимых улучшений списана обществом в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль организаций. Полагая, что все неотделимые улучшения переданы заводу безвозмездно, и учитывая нормы пункта 1 статьи 252, пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса, налоговый орган пришел к выводу
неотделимое улучшение арендованных объектов основных средств, необходимых для их эффективного использования в целях извлечения прибыли, расходы по которым в соответствии со статьями 256 - 259 Налогового кодекса Российской Федерации должны включаться в состав затрат по налогу на прибыль только через амортизационные отчисления по ним, а не относиться напрямую в состав прочих расходов арендатора. В этой связи судами также принято во внимание, что общество, указывая на право амортизировать стоимость вложений, не представило документы, подтверждающие учет капитальных вложений в составе основных средств, дату ввода их в эксплуатацию, принадлежность к определенной амортизационной группе, расчет амортизационных отчислений. В подтверждение хозяйственных операций с ИП ФИО5 общество представило калькуляции стоимости транспортных услуг; договор на оказание услуг по доставке грузов; счета-фактуры, акты, товарные накладные, товарно-транспортные накладные, подтверждающие перевозку ИП ФИО5 грузов налогоплательщика; расписка от 15.04.2010, согласно которой ФИО5 получил от ФИО6 денежные средства в размере 7 000 000 рублей; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц,
предоставленной концессионером. Как указал суд первой инстанции, вложениями в нефинансовые активы, учитываемыми на счете 0 106 00000 «Вложения в нефинансовые активы», являются фактические затраты в объекты нефинансовых активов (к которым относятся основные средства, нематериальные активы, не произведенные активы, материальные запасы) при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции), изготовлении, а также фактические затраты, связанные с выполнением технологических работ, результаты которых впоследствии должны быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов. При этом учет капитальных вложений , являющихся предметом иска, на бухгалтерском балансе истца, который в настоящее время не является ни собственником, ни балансодержателем объектов, в которые они осуществлены, недопустим. Правовые основания для списания капитальных вложений без передачи их собственнику объектов у истца отсутствуют. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в данном случае на МО «Октябрьское» возложены обязанности по осуществлению учета и внесению в реестр муниципального имущества сведений по реконструированным объектам и принятию капитальных вложений в основные
признаков договора простого товарищества. Стороны договора не согласовывали режим использования имущества, передаваемого в общую долевую собственность товарищей, договором вообще не предусмотрено, что на какое-либо имущество, кроме вновь создаваемого, возникает общая долевая собственность. Кроме того, в соответствии с п.2 ст.1043 ГК РФ ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей поручается одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц. В данном же случае в соответствии с п.2.4 договора стороны договорились раздельно и самостоятельно вести бухгалтерский учет капитальных вложений . Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что 14.01.2005 года между сторонами заключен договор об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений и правоотношения, возникшие из данного договора регулируются специальной нормой – Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». В соответствии со ст.1 указанного Закона инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и
затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении. (Далее Методика - № 1649/17). Согласно пункту 8 Методики № 1649/17, экономически обоснованный уровень тарифов в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, определяется в соответствии с пунктами 10 - 27 настоящей Методики, и предусматривает учет капитальных вложений согласно инвестиционной программе перевозчика, согласованной субъектом Российской Федерации, и предельный минимальный уровень рентабельности (1% к сумме прямых производственных затрат), которая может быть направлена на улучшение транспортного обслуживания населения, развитие технической и технологической оснащенности перевозчика, социальные выплаты и иные мероприятия, создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы), иные направления деятельности, предусмотренные уставом предприятия, которые согласуются субъектом Российской Федерации. В соответствии с пунктом 10 Методики № 1649/17, при включении амортизационных отчислений на основные средства
по объекту. В письменном ответе от 02.03.2017г. на указанный приказ ФИО1 указала, что по состоянию на 29.07.2013г. (дату перевода главным бухгалтером) и на 01.03.2017г. объект строительства ИЖД по договору №13-ИЖД от 06.11.2008г., в том числе дом для передачи ФИО5, по данным бухгалтерского учета не числился и не числится. Приказом начальника УКС г.Сосногорска от 27.03.2017г. № 44 ФИО1 предложено представить документы, подтверждающие поступление субсидий на строительство по договору №13-ИЖД и расходования данных средств; произвести учет капитальных вложений в соответствии с установленным законом порядком (Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), утвержденным приказом Минфина России от 30.12.1993г. №160, Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008) и другими НПА. Пунктом 3 указанного Приказа ФИО1 предложено представить сведения о проделанной работе в данном направлении в срок до 12-00 29.03.2017. Кроме того, указанным приказом также затребовано объяснение о том, почему на сегодняшнюю дату данные вложения не